СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на родном языке (русском языке) 2 класс по теме: С. Есенин "Закружилась листва золотая..." , Е. Благинина «Улетают, улетели…», И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект содержит биографию авторов и работу по содержит работу над произведениями.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на родном языке (русском языке) 2 класс по теме: С. Есенин "Закружилась листва золотая..." , Е. Благинина «Улетают, улетели…», И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…».»

Конспект урока литературного чтения по теме:

С. Есенин "Закружилась листва золотая..." Тема осени в стихотворении Е. Благининой «Улетают, улетели…» И.А. Бунина. «Зимним холодом пахнуло…».

Предметные УУД:научатся читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; получат возможность научиться : наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста, находить средства художественной выразительности.

Метапредметные УУД:

Познавательные:использовать простейшие виды анализа текста;

Регулятивные:формулировать и удерживть учебную задачу;

Коммуникативные: высказывать собственное мнение, строить монологическое высказывание, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Личностные: проявлять художественно- эстетический вкус; осознавать эстетические потребности, ценности на основе опыта прослушивания и чтения произведений художественной литературы.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный

момент

Проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания.


Выразительное чтение стихотворений

3. Изучение нового материала








Первичный синтез. Подготовка к первичному восприятию.

Первичное восприятие текста.


Проверка первичного восприятия.



Анализ художественного произведения.

Перечитывание.




Вторичный синтез.

1. - С каким автором мы сегодня будем знакомиться?

- Сергей Александрович Есенин - поэт, который жил в конце 19 - нач. 20 века. Он воспитывался бабушкой и дедушкой. Стихи Сергей Есенин начал писать ещё в раннем возрасте, благодаря своей бабушке. Она рассказывала ему сказки, но некоторые сказки были с плохим концом, ему это не нравились, поэтому он их переделывал.

- К какому жанру относится это произведение?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в стихотворении?


- Прочитайте это стихотворение про себя.


- Встретились ли незнакомые слова в произведении?

- Какие картины природы вы представили?

- Какое настроение вы уловили?

- О какой поре осени рассказывает поэт?


- Обратите внимание, что в этом стихотворении есть сравнение. Найдите его. Вам поможет слово-подсказка словно.

- Почему С.Есенин сравнивает кружащуюся золотую листву с легкой стаей бабочек?

- О чем хотел сказать автор в своем произведении?

- Попробуйте передать настроение при чтении, которое создает это стихотворение.


- Мы с вами познакомились с красочным описанием осенней природы. Какое настроение создает у вас это произведение?

- Где поэт наблюдал осеннюю картину? Мысленно представьте то, что он увидели.

- Сожалеет ли поэт, что пришла осень?


2. Мы сегодня познакомимся с биографическими сведениями известного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина.

- Родился Иван Алексеевич Бунин в старинной дворянской семье в г.Воронеже. Старший брат- Юлий Алексеевич – оказал большое влияние на формирование писателя. Он был как бы домашним учителем: занимался языками, вёл разговоры о литературе. Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет. Провел много лет жизни в путешествиях. Умер в Париже, во Франции.В этом году в октябре месяце И. А. Бунину исполнилось бы147 лет со дня рождения.

-Назовите имя, отчество Бунина? (Имя, отчество Бунина - Иван Алексеевич.)

-В какой семье он родился? (Родился Иван Алексеевич Бунин в старинной дворянской семье.)

-В каком возрасте написал первое стихотворение? (Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет.)

Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью. Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и полюбил родную природу, которая очень часто давала будущему литератору поводы для размышлений. С детства Бунин любил гулять по окрестным лесам, и его природная наблюдательность впоследствии сослужила ему хорошую службу. Спустя определенное время детские воспоминания стали прекрасным материалом для написания очень красивых и волнующих стихов.

-Поделитесь своими впечатлениями. Понравилось ли вам стихотворение и чем?

-Что вам представилось, какие картины нарисовало ваше воображение?

-О чём это стихотворение? (о первом снеге)

-К какому жанру вы отнесёте это произведение? (поэзия)

- К какому жанру вы отнесете это произведение? (Это жанр – поэзия.)

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Удивления, тревоги, радости, грусти.)

- Как бы вы его назвали? (Первый снег. Начало зимы. Зима.)

Пурпур - темно или ярко-красный цвет.

Вереница - ряд сходных предметов (людей, фигур), движущихся друг за другом цепью, один за другим.

Пахнуло– повеять, начать дуть. (Пахнуло холодом- повеяло холодом)

(Толковый словарь С. И. Ожегова)

-Каким словом можно заменить слово «пред»? ( перед)

- Первое четверостишье прочитай…)

-Какую картину вы представили, услышав это четверостишье?

(Голые тёмные поля и леса, красивое вечернее небо.)

-Как вы понимаете выражение: «зимним холодом пахнуло»? Холод разве пахнет? (здесь имеется ввиду наступление холода, холод пахнет свежестью.После долгой осени наступают первые морозы, воздух становится чистым, свежим, легче дышится. Тогда говорим, что пахнет свежестью, прозрачностью)

-Каким вы представляете небо перед закатом солнца? Как поэт описывает закат солнца? Найдите и прочитайте.

-Всё это указывает на предстоящее похолодание. Зима еще не вступила в свои права, однако по некоторым признакам автор безошибочно угадывает ее приближение.

-Второе четверостишье прочитай…

-Какую картину вы представили, услышав это четверостишье?

(Утро, село, деревянные избы, поля и сад покрыты первым пушистым снегом.)

-Что происходило ночью?

-Предположения поэта о скором приходе зимы оправдываются, так как уже ночью начинается снежная буря. Однако она не пугает юного Бунина, который с нетерпением ждет подобных перемен и мечтает о том, чтобы весь мир преобразился.

-Как изменилось состояние природы с рассветом? (понесло- пошёл снег)

-В этой простой фразе автор сумел уместить не только свои ожидания, но и показал, что деревья и поля также готовы к приходу зимы.

-Как назван сад у Бунина? Почему?

Третье четверостишье прочитай…

-Опишите представленную вами картину, после услышанного?

(Широкое белое поле, в небе летит одинокая вереница гусей.)

-О какой белой скатерти говорит автор? (снежный покров- метафора)

-Как вы понимаете выражение «запоздалая вереница гусей»?

-Пройдет несколько часов, и «белая скатерть» снега накроет оголенные поля, привнеся в природу ощущение света и праздника. Лишь запоздалая вереница гусей, с которой автор прощается в первый день зимы, указывает на то, что еще вчера мир был совсем другим. Однако поэта это нисколько не пугает, ведь преображение природы в этот период года так естественно и гармонично, что вызывает в душе лишь легкое чувство горечи из-за того, что время бежит так неумолимо и с каждым годом лишь убыстряет свой ход.

-Это стихотворение относится к пейзажной лирике, поэтому такого вида стихотворения называют лирическими стихотворениями.

-Как вы думаете, лирический герой рад приходу зимы? (рад, он простился с последними птицами. Он не горюет, что настала зима, т.к. после осени приходит зима, после зимы весна и т.д. Всё идёт своим чередом, и каждый сезон приносит свои радости. Зима здесь как новый этап жизни.)

- Бунин с благодарностью воспринимает приход зимы, которая в его глазах имеет особое очарование. Она ассоциируется у поэта с вечным праздником, светом и чистотой, которые оставляют привкус ностальгии и ассоциируются с беззаботным детством, когда автор был по-настоящему счастлив, свободен от обязательств и избавлен от необходимости жить по законам взрослых.

-Так о каком явлении писал Иван Алексеевич Бунин в своём стихотворении? (О первом снеге.)

-Вы сейчас сами побудете художниками. Только у художников кисть, а у нас - слово. Нарисуем словесную картину ко всему стихотворению. (Морозный вечер. Небо осветилось солнцем и окрасилось в пурпур. Утром поля и сад укрыты первым снегом. В небе летит стая запоздалых гусей.)

-Прочитайте еще раз самостоятельно.

-Чему хотел научить вас Бунин этим стихотворением? (любить природу, радоваться каждому дню, замечать красоту природы России во все времена года, быть наблюдательным ит.д.)

3. Послушайте стихотворение Елены Благининой «Улетают, улетели…»

Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

Перечитайте 1 строфу

- Какое время года описал автор?

-Докажите, что речь идет об осени

- Читаем второе четверостишие. Какие звуки вы услышали? - Что значит опустел?

-Читаем третью строфу. Какие краски вы увидели? Какой лист ?

- Читаем четвёртую строфу. С чем автор сравнивает солнечные лучи. Почему?

- О каких птицах говорится в стихотворении?

- Назовите их одним словом? В какой последовательности они улетают на юг?

- С каким настроением нужно читать эти строки? Почему грустит автор?

- Какие слова часто повторяются в тексте? Сколько их? Для чего автор использует повтор? Какой знак часто повторяется в конце предложения? Зачем автор использует многоточие?

А автору нравится поздняя осень? Докажите словами из текста.

- Стихотворение

Высказывают свои предположения.


Жужжащим чтением читают стихотворение.

Называют незнакомые слова.

Отвечают на вопросы учителя.


Перечитывают стихотворение. Ищут сравнение.

Высказывают свои предположения.


Пробуют передать настроение автора при чтении.

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения.










































































































Читают. Ведут диалог. Доказывают примерами из текста.


Перечисляют.

Называют.

5. Итог урока

- Какие произведение мы изучали на уроке?

- Кто автор стихотворения? Что о нем вы узнали?

Отвечают на вопросы учителя.

6. Рефлексия

- Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об уроке.

- Что вам понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?


Высказывают свое мнение, оценивают свою работу на уроке.

8. Домашнее задание

Выучить наизусть одно на выбор.

Записывают домашнее задание в дневник.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!