Литературное чтение на родном языке (русском)
11. Тема: В. В. Лунин «Я видела чудо». С.А. Иванов «Снежный заповедник»
Цель: создать условия для ознакомления с произведениями В. Лунина и
С. Иванова;
формировать навыки осознанного, беглого, выразительного чтения;
развивать память, мышление, внимание, воображение;
расширять словарный запас, совершенствовать речевые навыки;
прививать интерес к литературе;
воспитывать трудолюбие, доброжелательность, отзывчивость, чувство прекрасного.
Планируемые результаты: обучающиеся будут учиться прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение.
Предметные результаты:
учить детей анализировать содержание прочитанного и объяснять его смысл, понимать настроение писателя, оценивать поступки героев;
формулировать простые выводы, основываясь на содержании услышанных произведений;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения (читать вслух, владеть элементарными приёмами интерпретации художественных текстов);
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования (участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста).
Формируемые УУД:
Личностные результаты:
осмысление поступков героев и умение давать им оценку;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике;
совершенствование умения готовить своё выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
учиться самостоятельности, сотрудничеству друг с другом и с учителем.
Регулятивные УУД:
формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план последовательность действий.
умение прогнозировать содержание по названию произведения;
умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение;
умение определять основную мысль.
Коммуникативные УУД:
задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование умений определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование: учебник, презентация, словарь С. И. Ожегова, иллюстрации.
Ход урока:
I. Орг. момент. 1. Проверка готовности к уроку. На меня все посмотрели И тихонечко все сели. 2. Мотивация к деятельности. «Чтобы урок пошёл впрок, активно работай, дружок!» |
II. Фонетическая игровая зарядка. Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. - А для этого как всегда выполним игровую зарядку. Чистоговорки: Са-са-са - Соня идет в сад, Cа-са-са - в саду оса, Со-со-со - оса пьет сок, Су-су-су - Соня видит осу, Сы-сы-сы - у осы усы, Сы-сы-сы - в саду нет осы. |
III. Актуализация знаний и введение в тему урока. 1. Повторение изученного Происходят в этом мире постоянно чудеса! Ну а что такое чудо? Кто сумеет рассказать? Чудо расчудесное! Людям неизвестное! Как же чудо происходит? И откуда к нам приходит? - Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? С какими произведениями познакомились? Какое вам понравилось больше? Почему? Какие ещё произведения о чудесах вы знаете? - Что вы понимаете под словом чудо? - Давайте прочитаем в словаре С. И. Ожегова: «Чудо - нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью». - А вы верите в чудеса? - Были ли в вашей жизни события, которые вы воспринимали как чудо? IV. Самоопределение к деятельности. - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Какие цели вы можете поставить перед собой? |
V. Включение в систему знаний и умений. 1. Работа над стихотворением В. В. Лунина «Я видела чудо» - Откройте учебники на стр. 70, прочитайте название стихотворения, которое мы будем сегодня изучать. («Я видела чудо») - Кто его написал? (Виктор Владимирович Лунин) - Краткое сообщение по биографии В. Лунина. - Подумайте, о чём может быть стихотворение с таким названием? Может быть, иллюстрация вам поможет? (Предположения детей.) - Послушайте стихотворение. (Видеозапись) - Почему встреча с лошадкой стала для девочки чудом? - Какие слова были непонятны вам в тексте? - Работа со словарём: Оглобля – длинный брус, который крепится одним концом к оси колеса телеги, а другим – к дуге и хомуту лошади (иллюстрация). Хомут – в упряжи надеваемый на шею лошади округлый деревянный осто́в с мягким валиком на внутренней стороне (иллюстрация). |
- Можете ли вы определить, кто герой этого стихотворения – взрослый или ребёнок? Прочитайте текст самостоятельно. Подумайте, почему в нём восемь восклицательных знаков. (Дети самостоятельно читают стихотворение, затем говорят, что каждое из этих предложений выражает чувство восхищения.) - Прочитайте эти предложения с правильной интонацией. - Какова тема и главная мысль стихотворения? - Поделитесь своими мыслями о стихотворении. - Какое настроение автора вы почувствовали (радостное, грустное, спокойное, печальное, изумление, страх, стыд, любовь). |
Физкультминутка Руки в стороны поставим, Правой левую достанем. А потом – наоборот: Будет вправо поворот, Раз – хлопок, два – хлопок, Повернись ещё разок! Раз, два, три, четыре, Руки выше, плечи шире! Опускаем руки вниз И за парты вновь садись. |
2. Работа над отрывком из произведения «Снежный заповедник» С. А. Иванова. - Прочитайте загадку. Отгадайте её. Он всё время занят делом. Он не может зря идти. Он идёт и красит белым Всё, что видит на пути. (Снег.) - Как вы догадались, что это снег? Что вы можете сказать о снеге? (Высказывания детей.) - Расскажите о снеге. Нравится ли вам зимнее время года? (Ответы учеников.) - Зимой бывает очень красиво. Какие чудеса вы видели в это время года? (Дети делятся своими наблюдениями.) Сейчас мы попробуем увидеть «необычное в обычном» вместе с автором. - Как называется рассказ? Кто его написал? - Краткое сообщение по биографии С. А. Иванова. - Подумайте, о чём может идти речь в рассказе? Может, вам поможет иллюстрация? (предположения детей). - Первичное чтение отрывка учителем и хорошо читающими обучающимися (с параллельным просмотром презентации) - Какое настроение вызвал рассказ? |
- Видели ли вы таких чудесных «зверей»? - Какова тема и основная мысль текста? Физкультминутка для глаз. - Работа по вопросам и заданиям учебника. - Какое слово нужно вставить вместо вопроса? • Неведомый – ведать. • Невиданный – видеть. - Вставьте пропущенные слова (работа в парах). Первым я заметил снежного … (ежа). Потом я увидел … (лису) и … (медведя), потом несколько … (куниц, зайца). Затем я обнаружил … (слона). А через некоторое время – … (жирафа). - Почему, по мнению автора, «не так уж плохо», что заяц оказался больше медведя и слона? - Что меняется, если человек умеет смотреть на мир «через волшебные очки»? - Попробуйте посмотреть на обычный предмет «через волшебные очки». Расскажите, что у вас получилось. (Учитель даёт время на подготовку. Затем заслушиваются ответы обучающихся.) VI. Итог урока. Рефлексия. - С какими произведениями мы познакомились на уроке? - О чем они? Что в них общего? - Какое настроение создают эти произведения? - Скажите, что вам сегодня давалось легко? - В чём вы испытывали затруднения? - Что нового для себя вы узнали на уроке? |