СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на родном языке (русском). Как аукнется, так и откликнется. Пословицы об отношении к другим людям. В. В. Бианки. «Сова». Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 класс

Предмет: Литературное чтение на родном языке (русском)

Урок № 4

Тема. Как аукнется, так и откликнется. Пословицы об отношении к другим людям. В. В. Бианки. «Сова». Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».  

Тип урока. Изучение нового материла.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на родном языке (русском). Как аукнется, так и откликнется. Пословицы об отношении к другим людям. В. В. Бианки. «Сова». Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».»

2 класс

Предмет: Литературное чтение на родном языке (русском)

Урок № 4

Тема. Как аукнется, так и откликнется. Пословицы об отношении к другим людям. В. В. Бианки. «Сова». Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».

Тип урока. Изучение нового материла.

Планируемые результаты:

Предметные: будут учиться прогнози­ровать содержание главы учебника; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; задумываться о положительных качествах челове­ка; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять последовательность собы­тий в тексте, составлять план, пересказывать подробно по плану.

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные: будут учиться выра­зительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; пересказывать текст, опира­ясь на составленный план; описывать характер героев.

Коммуникативные: отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить её с содержанием произведения; на­ходить значение непонятных слов в словаре.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.

Оборудование: текст стихотворения для речевой разминки (распечатанный на листочках); книги по теме урока.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение Екатерины Васильевны Серовой.

Я хотела иметь бы крылья,

Всех друзей бы я облетела,

С каждой полочки сдунула б пыль я,

Нежным ветром обдула тело.

Детям я подарила бы сказку,

Старикам — заботу и ласку,

Молодым — мечты и веселье,

А больным — волшебное зелье.

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

— Как вы поняли его смысл?

— А если бы у вас была возможность что-то кому-то подарить, что хорошего сделали бы вы? (Ответы детей.)

— Как вы понимаете выражение волшебное зелье? (Ответы детей.)

— Прочитайте стихотворение медленно.

— А сейчас, начиная медленно, постепенно ускоряйте темп.

— Прочитайте стихотворение, начиная громким голосом и за­канчивая тихим. Потом наоборот.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

3. Самоопределение к деятельности

Сегодня на уроке мы начинаем изучать главу «Я взрослею».

— Прочитайте и расскажите, чем мы будем заниматься на на­ших уроках. (Мы продолжим размышлять о том, что особен­но важно для русского человека, какие качества всегда ценил наш народ.)

Несколько уроков мы посвятим теме «Как аукнется, так и от­кликнется».

— Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Высказывания детей.)

— Прочитайте, как объясняют это авторы учебника на с. 22.(Дети читают текст «Как аукнется, так и откликнется».)

4. Работа по теме урока

Работа с пословицами

— Прочитайте пословицы на с. 22. (Дети читают пословицы.)

— Чему учат эти пословицы? О чём предупреждают? (При­мерный ответ. Эти пословицы учат внимательно относиться к людям, делать добро. Поступать с людьми нужно так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.)

— Прочитайте пословицы ещё раз. Подумайте, какие из них имеют схожее значение с пословицей-заголовком «Как аукнется, так и откликнется». (Не рой яму другому, сам в неё попадёшь. Посеешь ветер, пожнёшь бурю. Делай добро, и тебе будет добро.)

— Какие качества в людях цените вы? (Высказывания детей.)

Знакомство с автором произведения

— Прочитайте имя автора произведения на с. 22. (Лев Ивано­вич Кузьмин.)

— Рассмотрите нашу выставку книг. Знакомы ли вы с этими произведениями? (Ответы детей.)

Детство писателя пришлось на трудное военное время. В 14 лет он бросил школу и пошёл на курсы трактористов, потом работал на колхозных полях. Когда кончилась война, молодой человек стал учиться строительному делу и сделался настоящим мастером. Его производственная практика проходила в городе Пушкине (в Царском Селе). Он принимал участие в послевоенном восстановлении архитектурно-исторических памятников: Лицея, Екатерининского и Александровского дворцов. Работал Л. Кузьмин лепщиком. Писатель вспоминал, как в пустом, опа­лённом, испоганенном нерусскими надписями Лицее вдруг стало снова чисто и светло, как открылись комнатки Пушкина и его друзей, как восстановили зал, в котором маленький поэт читал стихи старику Державину. В Пушкине Кузьмин решился опуб­ликовать в местной газете свои первые стихи.

С той поры Л. Кузьмин придумал немало сказок, их читают ребята всей страны в его умных, добрых книгах и детских журна­лах. Писатель очень любил детей, поэтому часто с ними встре­чался, читал им свои произведения, которые помогали отвечать на многие вопросы.

Прогнозирование произведения

— Прочитайте на с. 22 название произведения. Рассмотрите к нему иллюстрацию. Как вы думаете, о чём это стихотво­рение? (Предположения детей.)

Чтение стихотворения

— Прочитаем стихотворение, проверим ваши предположе­ния. (Чтение стихотворения.)

— Поделитесь вашими впечатлениями от прочитанного. По­нравилось ли вам произведение? Чем?

— Сравните значения слов: звон — трезвон.

Звон — чистый, ровный и протяжный звук, издаваемый ударом по твёрдому телу (обычно из металла, керамики, стекла и так далее).

Трезвон — частые, резкие звонки, вызывающие шум, переполох.

Работа над содержанием текста

Давайте ответим на вопросы и выполним задания.

— Откройте учебники на с. 24.

— На какие две части можно разделить стихотворение? Чем они похожи и чем отличаются? (В первой части стихотво­рения рассказывается, как приветливо старушка встречает гостя, который осторожно звонит в колокольчик. Во второй части говорится о том, что если путник начнёт стучать­ся кулаком, поднимет трезвон, то эта же самая старушка может превратиться из радушной хозяйки в бабу-ягу, т. е. грубо прогонит гостя, не пустит его на порог.)

— Сколько персонажей в этом стихотворении?

— Какие слова передают отношение старушки к вежливому гостю? («Входи, не стесняйся, дружок!»)

— Какая из пословиц, прочитанных в начале урока, подходит к этому стихотворению? (Посеешь ветер, пожнёшь бурю.)

— Ребята, поработайте в парах: подготовьте выразительное чтение стихотворения. Подумайте, как нужно прочитать каждую из его частей.

Выразительное чтение стихотворения

Материал для учителя

Лев Иванович Кузьмин родился 6 января 1928 года в селе Задорино Парфеньевского района Костромской области. Его мать была учительницей, а отец — железнодорожным рабочим. Отца мальчик потерял в начале 30-х годов, он погиб от несчастного случая. Л. Кузь­мин жил у бабушки в деревне, учился в школе. Во время войны ушёл из восьмого класса и работал трактористом, затем один год учился в художественно-промышленном училище в селе Красное-на-Волге. В 1946 году юноша поступил в Ленинградский строительный техни­кум, на отделение архитектуры. Учёбу молодой человек совмещал с работой в тресте «Ленакадемстрой». После защиты диплома рабо­тал на стройках Сибири, Украины, Казахстана, в Перми. В 1963 году в Перми вышел его первый поэтический сборник для взрослых «Ап­рель», а в 1964 году — первая детская книга — сборник стихов и ска­зок «Кто что умеет?». В 1969 году Кузьмин был принят в члены Сою­за писателей, в 1985—1988 годах возглавлял пермскую писательскую организацию. В 1986 году ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

Л. Кузьмин писал стихи, рассказы и повести, переложения на рус­ский язык народных песенок и сказок с коми-пермяцкого, башкирского, татарского, удмуртского и других языков народов СССР. По сценариям Кузьмина в вышло четыре мультфильма. Писатель дважды получал ди­пломы на Всероссийских конкурсах за лучшую детскую книгу.

Физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударили

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились.

Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте стихотворение.

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях

— Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймёшь.

— О ком мы читали стихотворение?

— Рассмотрите выставку книг В.В. Бианки.

— Какие произведения В.В. Бианки вы узнали? (Дети назы­вают книги, которые они читали.)

— Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе?

Материал для учителя

Виталий Валентинович Бианки — известный детский писатель. В.В. Бианки родился 30 января 1894 года в Санкт-Петербурге — столице царской России. Необычную фамилию семья Бианки получила в наслед­ство от прадеда, жившего в Италии. Дело в том, что дедушка Виталия Ва­лентиновича был оперным певцом, и перед турне по Италии он сменил свою немецкую фамилию Вайс на итальянскую.

Отец мальчика занимался орнитологией — изучением жизни птиц и трудился в научном Зоологическом музее. Маленькому Виталию и его братьям нравилось бывать на папиной работе. Они с интересом разгля­дывали витрины с замершими птицами и зверями, ведь здесь были со­браны экспонаты из разных уголков планеты.

Когда наступало лето, всё семейство отправлялось из города на дач­ный отдых в деревню Лебяжье. Селение располагалось в живописном месте: на берегу моря, рядом с лесом и небольшой рекой. На мальчика огромное впечатление производили походы в лес. Густая чаща казалась ему загадочной, чудесной страной. Гуляя по лесу, он подмечал интерес­ное и сразу же записывал. Спустя много лет эти наблюдения станут ос­новой его сказочных повестей и рассказов.

После гимназии В. Бианки поступил в Петроградский университет, на естественно-научное отделение. Окончив университет, Виталий Ва­лентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны. Писатель много путешествовал, изучал природу. О ней он рассказывал в своих произведениях. За свою жизнь Бианки выпустил более 120 книг, а изданы его произведения в 18 странах мира. Его называют мастером литературной сказки. Много лет Виталий Валентинович работал в сфере образования на разных должностях, читал лекции по орнитологии.

Скончался Виталий Валентинович Бианки 10 июня 1959 года.

Беседа с учащимися

Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением В. Бианки.

— Как вы думаете, какая птица является символом мудрости?

а) сова

б) ласточка

в) голубь

— Объясните, почему вы выбрали этот ответ.

— Ребята, а что вы знаете об этой птице?

Сова — ночная хищница. Живёт птица в основном в смешан­ных и хвойных лесах. Охотится она ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездится в брошенных гнёздах других птиц, например ворон. Зимой некоторые совы впадают в спячку. В России встречается 17 видов сов, каждый из которых отлича­ется не только по внешним признакам, но и по своему образу жизни.

В русских народных сказках сову ласково называют «совуш­кой-вдовушкой», «белокурой, разумной головушкой». В книгах Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).

Совами также называют людей, которые привыкли поздно ложиться спать и поздно вставать (в отличие от жаворонков).

Чтение произведения

— Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать? (Предпо­ложения детей.)

— Проверим ваши предположения. Откройте учебник на с. 24 и прочитайте название произведения В.В. Бианки.

(Чтение сказки учителем.)

Словарная работа

— Вспомните, какое значение имеют в тексте следующие сло­ва и выражения. (Слова записаны на доске.)

Цветень — пыльца.

Утекать — убегать.

Клевер кормовистый — клевер, предназначенный для корма скоту.

Хорониться — прятаться, таиться.

Раздолье — широкое пространство, равнина.

Как бы худа не вышло — как бы не было беды.

Чай белить — добавлять в чай молоко.

Пойло — питьё для скота с прибавлением отрубей, муки.

Работа по содержанию сказки

(Дети отвечают на вопросы, пользуясь текстом.)

— Назовите главных героев сказки. (Старик и сова.)

— Почему сова рассердилась на старика? (Старик сказал: «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг!» Сова действительно охотится ночью, но она ловит мышей и приносит пользу.)

— Что же произошло после того, как сова перестала летать на луг? (Мыши осмелели, стали выскакивать из нор.)

— Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)

— Почему нужны шмели? (Шмели переносят цветень с цветка на цветок.)

— Что произошло с клевером на лугу? («Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цве­ток не носят».)

— Кому был необходим клевер? (Клевер нужен корове для того, чтобы её молоко было жирным и вкусным.)

— Что случилось с коровой? («Корова без клеверу тощает. Мо­лока у коровы мало».)

— Что же пришлось сделать старику? (Пришлось старику кла­няться сове и просить у неё прощения.)

— Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо было без мышей.)

5. Закрепление изученного

Построение «Цепочки взаимосвязи»

— Убедил ли нас писатель в том, что человек неразрывно свя­зан с природой и зависит от неё? (Да, убедил.)

«Сова» — это такая же сказка-цепочка, как «Репка». В сказке «Репка» персонажи взаимодействуют друг с другом в определён­ной последовательности: дед — бабка — внучка — Жучка — кош­ка — мышка. А в каком порядке появляются персонажи в сказке «Сова»? (Дети составляют цепочку: Сова — мыши — шмели — кле­вер — Корова — молоко — Старик.)

— Как вы думаете, можно ли поменять персонажей в цепочке местами? (Нет.)

— Почему? (События в сказке развиваются по-другому. Нель­зя сначала рассказать о корове, а потом о шмелях.)

6. Определение жанра произведения

— Как вы думаете, мы прочитали сказку или рассказ? Обос­нуйте свой ответ. (Это сказка. В ней есть зачин, повторы, звери разговаривают.)

— К какому виду сказок мы её отнесём? (Это авторская сказ­ка о животных.)

Совершенно верно. В. Бианки, как и Н. Сладков и Э. Шим, писал особенные сказки. Эти произведения содержат достовер­ный и правдивый материал о природе. Читатели узнают из них много интересного о повадках птиц и зверей. В. Бианки придумал новый вид литературной сказки — познавательную сказку.

— Как вы понимаете, что значит познавательный? (Это мате­риал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную инфор­мацию.)

Работа с пословицами и поговорками

— Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл. Выберите ту, которая подходит к данному произведению.

  • Воробьи под кровлю, а сова на ловлю.

  • Глядит как сова, выпучив глаза.

  • Да это как журавль в небе.

Знать сокола по лёту, сову — по подъёму.

7. Рефлексия

— Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на уроке.

— Что у вас сегодня получалось, а что нет? Подумайте почему.

8. Подведение итогов урока

— Какие произведения мы читали на уроке? (Пословицы, сти­хотворение Л.И. Кузьмина «Дом с колокольчиком».)

— Как называется глава учебника, в которую авторы включи­ли эти произведения? («Я взрослею».)

— Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому В. Бианки: Сова или Старик? (Сова.)

— Почему? (Мудрая птица понимает, что они со Стариком друзья, всё в природе взаимосвязано.)

— Чему учит нас произведение В.В. Бианки? (Не надо вмеши­ваться в природу, это может ей навредить.)

Домашнее задание

Прочитать стихотворение Л.И. Кузьмина «Дом с колокольчи­ком» (с. 10—16). Подготовить выразительное чтение по ролям сказки «Сова».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!