2 класс
Предмет: Литературное чтение на родном языке (русском)
Урок № 4
Тема. Как аукнется, так и откликнется. Пословицы об отношении к другим людям. В. В. Бианки. «Сова». Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».
Тип урока. Изучение нового материла.
Планируемые результаты:
Предметные: будут учиться прогнозировать содержание главы учебника; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; задумываться о положительных качествах человека; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять последовательность событий в тексте, составлять план, пересказывать подробно по плану.
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные: будут учиться выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; пересказывать текст, опираясь на составленный план; описывать характер героев.
Коммуникативные: отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить её с содержанием произведения; находить значение непонятных слов в словаре.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
Оборудование: текст стихотворения для речевой разминки (распечатанный на листочках); книги по теме урока.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение Екатерины Васильевны Серовой.
Я хотела иметь бы крылья,
Всех друзей бы я облетела,
С каждой полочки сдунула б пыль я,
Нежным ветром обдула тело.
Детям я подарила бы сказку,
Старикам — заботу и ласку,
Молодым — мечты и веселье,
А больным — волшебное зелье.
— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
— Как вы поняли его смысл?
— А если бы у вас была возможность что-то кому-то подарить, что хорошего сделали бы вы? (Ответы детей.)
— Как вы понимаете выражение волшебное зелье? (Ответы детей.)
— Прочитайте стихотворение медленно.
— А сейчас, начиная медленно, постепенно ускоряйте темп.
— Прочитайте стихотворение, начиная громким голосом и заканчивая тихим. Потом наоборот.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
3. Самоопределение к деятельности
Сегодня на уроке мы начинаем изучать главу «Я взрослею».
— Прочитайте и расскажите, чем мы будем заниматься на наших уроках. (Мы продолжим размышлять о том, что особенно важно для русского человека, какие качества всегда ценил наш народ.)
Несколько уроков мы посвятим теме «Как аукнется, так и откликнется».
— Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Высказывания детей.)
— Прочитайте, как объясняют это авторы учебника на с. 22.(Дети читают текст «Как аукнется, так и откликнется».)
4. Работа по теме урока
Работа с пословицами
— Прочитайте пословицы на с. 22. (Дети читают пословицы.)
— Чему учат эти пословицы? О чём предупреждают? (Примерный ответ. Эти пословицы учат внимательно относиться к людям, делать добро. Поступать с людьми нужно так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.)
— Прочитайте пословицы ещё раз. Подумайте, какие из них имеют схожее значение с пословицей-заголовком «Как аукнется, так и откликнется». (Не рой яму другому, сам в неё попадёшь. Посеешь ветер, пожнёшь бурю. Делай добро, и тебе будет добро.)
— Какие качества в людях цените вы? (Высказывания детей.)
Знакомство с автором произведения
— Прочитайте имя автора произведения на с. 22. (Лев Иванович Кузьмин.)
— Рассмотрите нашу выставку книг. Знакомы ли вы с этими произведениями? (Ответы детей.)
Детство писателя пришлось на трудное военное время. В 14 лет он бросил школу и пошёл на курсы трактористов, потом работал на колхозных полях. Когда кончилась война, молодой человек стал учиться строительному делу и сделался настоящим мастером. Его производственная практика проходила в городе Пушкине (в Царском Селе). Он принимал участие в послевоенном восстановлении архитектурно-исторических памятников: Лицея, Екатерининского и Александровского дворцов. Работал Л. Кузьмин лепщиком. Писатель вспоминал, как в пустом, опалённом, испоганенном нерусскими надписями Лицее вдруг стало снова чисто и светло, как открылись комнатки Пушкина и его друзей, как восстановили зал, в котором маленький поэт читал стихи старику Державину. В Пушкине Кузьмин решился опубликовать в местной газете свои первые стихи.
С той поры Л. Кузьмин придумал немало сказок, их читают ребята всей страны в его умных, добрых книгах и детских журналах. Писатель очень любил детей, поэтому часто с ними встречался, читал им свои произведения, которые помогали отвечать на многие вопросы.
Прогнозирование произведения
— Прочитайте на с. 22 название произведения. Рассмотрите к нему иллюстрацию. Как вы думаете, о чём это стихотворение? (Предположения детей.)
Чтение стихотворения
— Прочитаем стихотворение, проверим ваши предположения. (Чтение стихотворения.)
— Поделитесь вашими впечатлениями от прочитанного. Понравилось ли вам произведение? Чем?
— Сравните значения слов: звон — трезвон.
Звон — чистый, ровный и протяжный звук, издаваемый ударом по твёрдому телу (обычно из металла, керамики, стекла и так далее).
Трезвон — частые, резкие звонки, вызывающие шум, переполох.
Работа над содержанием текста
Давайте ответим на вопросы и выполним задания.
— Откройте учебники на с. 24.
— На какие две части можно разделить стихотворение? Чем они похожи и чем отличаются? (В первой части стихотворения рассказывается, как приветливо старушка встречает гостя, который осторожно звонит в колокольчик. Во второй части говорится о том, что если путник начнёт стучаться кулаком, поднимет трезвон, то эта же самая старушка может превратиться из радушной хозяйки в бабу-ягу, т. е. грубо прогонит гостя, не пустит его на порог.)
— Сколько персонажей в этом стихотворении?
— Какие слова передают отношение старушки к вежливому гостю? («Входи, не стесняйся, дружок!»)
— Какая из пословиц, прочитанных в начале урока, подходит к этому стихотворению? (Посеешь ветер, пожнёшь бурю.)
— Ребята, поработайте в парах: подготовьте выразительное чтение стихотворения. Подумайте, как нужно прочитать каждую из его частей.
Выразительное чтение стихотворения
Материал для учителя
Лев Иванович Кузьмин родился 6 января 1928 года в селе Задорино Парфеньевского района Костромской области. Его мать была учительницей, а отец — железнодорожным рабочим. Отца мальчик потерял в начале 30-х годов, он погиб от несчастного случая. Л. Кузьмин жил у бабушки в деревне, учился в школе. Во время войны ушёл из восьмого класса и работал трактористом, затем один год учился в художественно-промышленном училище в селе Красное-на-Волге. В 1946 году юноша поступил в Ленинградский строительный техникум, на отделение архитектуры. Учёбу молодой человек совмещал с работой в тресте «Ленакадемстрой». После защиты диплома работал на стройках Сибири, Украины, Казахстана, в Перми. В 1963 году в Перми вышел его первый поэтический сборник для взрослых «Апрель», а в 1964 году — первая детская книга — сборник стихов и сказок «Кто что умеет?». В 1969 году Кузьмин был принят в члены Союза писателей, в 1985—1988 годах возглавлял пермскую писательскую организацию. В 1986 году ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Л. Кузьмин писал стихи, рассказы и повести, переложения на русский язык народных песенок и сказок с коми-пермяцкого, башкирского, татарского, удмуртского и других языков народов СССР. По сценариям Кузьмина в вышло четыре мультфильма. Писатель дважды получал дипломы на Всероссийских конкурсах за лучшую детскую книгу.
Физкультминутка
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки, поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.
Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте стихотворение.
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях
— Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймёшь.
— О ком мы читали стихотворение?
— Рассмотрите выставку книг В.В. Бианки.
— Какие произведения В.В. Бианки вы узнали? (Дети называют книги, которые они читали.)
— Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе?
Материал для учителя
Виталий Валентинович Бианки — известный детский писатель. В.В. Бианки родился 30 января 1894 года в Санкт-Петербурге — столице царской России. Необычную фамилию семья Бианки получила в наследство от прадеда, жившего в Италии. Дело в том, что дедушка Виталия Валентиновича был оперным певцом, и перед турне по Италии он сменил свою немецкую фамилию Вайс на итальянскую.
Отец мальчика занимался орнитологией — изучением жизни птиц и трудился в научном Зоологическом музее. Маленькому Виталию и его братьям нравилось бывать на папиной работе. Они с интересом разглядывали витрины с замершими птицами и зверями, ведь здесь были собраны экспонаты из разных уголков планеты.
Когда наступало лето, всё семейство отправлялось из города на дачный отдых в деревню Лебяжье. Селение располагалось в живописном месте: на берегу моря, рядом с лесом и небольшой рекой. На мальчика огромное впечатление производили походы в лес. Густая чаща казалась ему загадочной, чудесной страной. Гуляя по лесу, он подмечал интересное и сразу же записывал. Спустя много лет эти наблюдения станут основой его сказочных повестей и рассказов.
После гимназии В. Бианки поступил в Петроградский университет, на естественно-научное отделение. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны. Писатель много путешествовал, изучал природу. О ней он рассказывал в своих произведениях. За свою жизнь Бианки выпустил более 120 книг, а изданы его произведения в 18 странах мира. Его называют мастером литературной сказки. Много лет Виталий Валентинович работал в сфере образования на разных должностях, читал лекции по орнитологии.
Скончался Виталий Валентинович Бианки 10 июня 1959 года.
Беседа с учащимися
Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением В. Бианки.
— Как вы думаете, какая птица является символом мудрости?
а) сова
б) ласточка
в) голубь
— Объясните, почему вы выбрали этот ответ.
— Ребята, а что вы знаете об этой птице?
Сова — ночная хищница. Живёт птица в основном в смешанных и хвойных лесах. Охотится она ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездится в брошенных гнёздах других птиц, например ворон. Зимой некоторые совы впадают в спячку. В России встречается 17 видов сов, каждый из которых отличается не только по внешним признакам, но и по своему образу жизни.
В русских народных сказках сову ласково называют «совушкой-вдовушкой», «белокурой, разумной головушкой». В книгах Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).
Совами также называют людей, которые привыкли поздно ложиться спать и поздно вставать (в отличие от жаворонков).
Чтение произведения
— Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать? (Предположения детей.)
— Проверим ваши предположения. Откройте учебник на с. 24 и прочитайте название произведения В.В. Бианки.
(Чтение сказки учителем.)
Словарная работа
— Вспомните, какое значение имеют в тексте следующие слова и выражения. (Слова записаны на доске.)
Цветень — пыльца.
Утекать — убегать.
Клевер кормовистый — клевер, предназначенный для корма скоту.
Хорониться — прятаться, таиться.
Раздолье — широкое пространство, равнина.
Как бы худа не вышло — как бы не было беды.
Чай белить — добавлять в чай молоко.
Пойло — питьё для скота с прибавлением отрубей, муки.
Работа по содержанию сказки
(Дети отвечают на вопросы, пользуясь текстом.)
— Назовите главных героев сказки. (Старик и сова.)
— Почему сова рассердилась на старика? (Старик сказал: «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг!» Сова действительно охотится ночью, но она ловит мышей и приносит пользу.)
— Что же произошло после того, как сова перестала летать на луг? (Мыши осмелели, стали выскакивать из нор.)
— Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)
— Почему нужны шмели? (Шмели переносят цветень с цветка на цветок.)
— Что произошло с клевером на лугу? («Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят».)
— Кому был необходим клевер? (Клевер нужен корове для того, чтобы её молоко было жирным и вкусным.)
— Что случилось с коровой? («Корова без клеверу тощает. Молока у коровы мало».)
— Что же пришлось сделать старику? (Пришлось старику кланяться сове и просить у неё прощения.)
— Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо было без мышей.)
5. Закрепление изученного
Построение «Цепочки взаимосвязи»
— Убедил ли нас писатель в том, что человек неразрывно связан с природой и зависит от неё? (Да, убедил.)
«Сова» — это такая же сказка-цепочка, как «Репка». В сказке «Репка» персонажи взаимодействуют друг с другом в определённой последовательности: дед — бабка — внучка — Жучка — кошка — мышка. А в каком порядке появляются персонажи в сказке «Сова»? (Дети составляют цепочку: Сова — мыши — шмели — клевер — Корова — молоко — Старик.)
— Как вы думаете, можно ли поменять персонажей в цепочке местами? (Нет.)
— Почему? (События в сказке развиваются по-другому. Нельзя сначала рассказать о корове, а потом о шмелях.)
6. Определение жанра произведения
— Как вы думаете, мы прочитали сказку или рассказ? Обоснуйте свой ответ. (Это сказка. В ней есть зачин, повторы, звери разговаривают.)
— К какому виду сказок мы её отнесём? (Это авторская сказка о животных.)
Совершенно верно. В. Бианки, как и Н. Сладков и Э. Шим, писал особенные сказки. Эти произведения содержат достоверный и правдивый материал о природе. Читатели узнают из них много интересного о повадках птиц и зверей. В. Бианки придумал новый вид литературной сказки — познавательную сказку.
— Как вы понимаете, что значит познавательный? (Это материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию.)
Работа с пословицами и поговорками
— Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл. Выберите ту, которая подходит к данному произведению.
Воробьи под кровлю, а сова на ловлю.
Глядит как сова, выпучив глаза.
Да это как журавль в небе.
Знать сокола по лёту, сову — по подъёму.
7. Рефлексия
— Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на уроке.
— Что у вас сегодня получалось, а что нет? Подумайте почему.
8. Подведение итогов урока
— Какие произведения мы читали на уроке? (Пословицы, стихотворение Л.И. Кузьмина «Дом с колокольчиком».)
— Как называется глава учебника, в которую авторы включили эти произведения? («Я взрослею».)
— Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому В. Бианки: Сова или Старик? (Сова.)
— Почему? (Мудрая птица понимает, что они со Стариком друзья, всё в природе взаимосвязано.)
— Чему учит нас произведение В.В. Бианки? (Не надо вмешиваться в природу, это может ей навредить.)
Домашнее задание
Прочитать стихотворение Л.И. Кузьмина «Дом с колокольчиком» (с. 10—16). Подготовить выразительное чтение по ролям сказки «Сова».