СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Золотые слова" с использованием интерактивной доски

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему: "Золотые слова" с использованием интерактивной доски»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО “Астраханский социально-педагогический колледж”



Конспект(Технологическая карта) пробного урока

«Литературное чтение»

студентки 3 “Б” группы

Полежаевой Веры Владимировны


Тема: “М. Зощенко “Золотые слова””

Класс 3 “Б” МБОУ “СОШ№4”им. Г.Т.Шевченко г.Астрахани






Допуск к проведению урока:

Студентка: Полежаева В. В.

______________(Подпись)

Методист: Матвеева И.Б.

______________(Подпись)

Учитель:Пахомова О.С.

______________(Подпись)

_________ Оценка за урок









Астрахань,2022


Цель

Продолжить знакомить учащихся с русским писателем М.Зощенко и его творчеством

Задачи

1.Образовательные:

  • Учить пользоваться приёмами анализа текста; понимать главную мысль;

  • Развивать умение объяснять отдельные выражения в лирическом тексте;

  • Развивать умение соотносить иллюстрации с содержанием произведения;

2.Развивающие:

  • Развивать умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному;

  • Развивать умение понимать смысл произведений;

  • Развивать умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом.

3.Воспитательные:

  • Воспитывать наблюдательность, любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип урока

Закрепление новых знаний

Методы и формы работы

Методы: наглядный, практический, словесный

Формы: индивидуальная, групповая

Образовательные ресурсы

Учебник литературного чтения 3 класс УМК «Школа России»

Наглядно-демонстрационный материал

Портрет М.Зощенко,визуальный материал

Оборудование

Учебник литературного чтения 3 класс УМК «Школа России», презентация, технологическая карта

Планируемые результаты

Личностные:

  • Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

  • Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

  • Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза и обобщения

  • Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения

Предметные:

  • Умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному;

  • Умение пользоваться элементарными приёмами анализа текста; понимать главную мысль;

  • Умение объяснять отдельные выражения в лирическом тексте;

  • Умение соотносить иллюстрации с содержанием произведения

















СТРУКТУРА УРОКА


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вера Владимировна и сегодняшний урок проведу у вас я.

- Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке, садитесь.

- Ребята, проверьте свою готовность к уроку.

Проверяет наличие учебных материалов для работы на урок

Регулятивные.

Познавательные

Актуализация знаний

-Итак, ребята, с каким писателем вы познакомились на предыдущем уроке?

-Какое его произведение вы изучали на прошлом уроке?

- Молодцы! Сегодня мы продолжим знакомиться с рассказом М. М. Зощенко «Золотые слова»

С Михаилом Михайловичем Зощенко

Рассказ «Золотые слова»


Коммуникативные

Познавательные

Мотивация.

Целеполагание.

- Внимательно послушайте стихотворение Надежды Суховейко «Волшебные слова»

Повстречавшись, первым делом,
Людям «Здравствуй!» говорим,
Мы хорошим поведеньем
Подаем пример другим.

Слово доброе «Спасибо!»
Не устану говорить.
Так приятно всех на свете
Иногда благодарить!

И «Пожалуйста!» скажу я,
Если что-то попрошу
Или, вдруг, меня попросят,
А я, конечно, разрешу.

Прошепчу я «Извините!»,
Если бед я натворил.
Кто всегда прощенья просит,
Обаятелен и мил.

Говорю я «До свиданья!»
На прощанье всем друзьям.
Всем друзьям я на прощанье
Улыбнусь и руку дам.


- Какие вежливые слова вы услышали в стихотворении?


- А какие еще вежливые слова вы знаете?


- Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении.

- А как можно назвать человека, который всегда говорит такие волшебные слова?

- Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.




























Здравствуй, спасибо, пожалуйста, извините, до свиданья

Ответы детей (доброе утро, хорошего дня, будьте здоровы)




Воспитанный человек




Регулятивные

Коммуникативные

Этап подготовки к

первичному

восприятию

- Ребята, на прошлом уроке вам рассказывали о Михаиле Михайловиче Зощенко. Что вы запомнили?

Михаил Михайлович Зощенко(1894— 1958) родился в семье художника. Будущий писатель в 1913 г. окончил гимназию и поступил на юридиче­ский факультет университета. Его призванием стала литература. В своих произведениях Михаил Зощенко высмеивал жадность, глупость, невежество. Он высмеивал недостатки , в его произведениях многие узнавали себя. Сегодня Книги Зощенко печатаются в большом количестве. Читая его рассказы, мы видим, что многие его герои дожили до наших дней.

Выставка книг

Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне». У Зощенко много произведений, достойных вашего внимания, и с одним из них мы познакомимся сегодня на уроке.

Ответы детей (думаю, ничего)

Познавательные Регулятивные

Анализ произведения

- Перед тем, как начать читать, давайте немного поиграем.

- Итак, посмотрите на слайд. Перед вами план рассказа, но всё перемешалось и порядок нарушился. Давайте попробуем восстановить последовательность событий.

Ужин со взрослыми

Наказание
Рассказ про пожарного
Догадки Лельки

Ужас начальника
Объяснения Миньки
Гнев начальника
Упавшее масло
Глупость детей

Прощение и обещание молчать
Золотые слова

- Молодцы! Посмотрите на слайд. Перед вами имена персонажей и их характеристика. Необходимо найти характеристику, которая подходит к персонажу, и соединить стрелочками

Минька. Любит читать нотации.

Лелька. Болтун и хвастун. Очень обидчивый.

Папа. Добрая и ласковая, заступается за своих детей.

Папин начальник. Мальчик 5-7 лет. Бойкий, веселый, увлекающийся. Баловник.

Мама. Умный и рассудительный человек.

Бабушка. Старшая сестра Миньки. Хитрая, смешливая, выдумщица.





-Хорошо! Откройте учебник на странице 144. Предлагаю разделить текст на смысловые части и озаглавить их.

-На сколько частей можно разделить этот текст?

-Почему вы так решили?

Опросить несколько человек. Сейчас я начну читать, а вы внимательно следите. В любой момент я могу остановиться и продолжит кто-то из вас.Читаем первую часть до слов «...И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми» и ответить на вопросы по содержанию:

-Давайте придумаем оглавление к этой части и последующим

- Назовите действующих лиц.


- Как вы думаете, к какому жанру мы отнесем это произведение?

-С чего начинается рассказ?








-Почему дети любили ужинать со взрослыми?





Читают вторую часть до слов «... А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы»

-Как назовем эту часть?

-Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?


-Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.


-Как изменилось поведение Лёли и Миньки?




-Почему это произошло?

-Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Читаю третью часть рассказа до слов «... И людям, может быть,поэтому я принес не так уж много огорчений»

-Почему папа назвал их поведение глупым?



-Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?

-Что это за слова? Найдите их в рассказе.

-Как вы понимаете эти слова?





-Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?





-Объясните название рассказа. Помогает ли оно понять основную мысль произведения? В чем она заключается?



















- Вы большие молодцы! Давайте выполним задание. Посмотрите на слайд. Вам необходимо составить «золотые» слова, которые папа в рассказе М. Зощенко посоветовал записать в своем сердце. Соедините части слов стрелочками

Игра с карточками. На слайде прямоугольнки тех же цветов, что и карточки с ответами на вопросы.(Учащиеся читают вопрос и дают на него ответ)

-А сейчас давайте проверим внимательно ли вы читали.

1.Укажите,что в особенности нравилось детям за ужином?

вкусная еда

2. Леле хотелось поскорее рассказать свою историю,чтобы:

ее не забыть

3. Леля получила от мамы:

шлепок

4. После замечаний Леля:

принялась за еду

5.Какую поговорку прошептала Леля:

на сердитых воду возят

6. Дети не садились вместе со взрослыми:

два месяца

7. Отец запретил детям за столом:

что-либо говорить

8. Дети за столом были заняты:

едой

9. Мальчик грел масло, потому что:

оно было стылое

10. Папа не наказал детей, потому что:

они поступили глупо







Ужин со взрослыми

Рассказ про пожарного

Догадки Лельки

Объяснения Миньки

Гнев начальника

Наказание

Прощение и обещание молчать

Упавшее масло

Ужас начальника

Глупость детей

Золотые слова





Минька. Мальчик 5-7 лет. Бойкий, веселый,увлекающийся. Баловник.
Лелька. Его старшая сестра. Хитрая, смешливая, выдумщица.
Папа. Умный и рассудительный человек.
Папин начальник. Болтун и хвастун. Очень обидчивый.
Мама. Добрая и ласковая, заступается за своих детей
Бабушка. Любит читать нотации.













Ужин со взрослыми (например)


Митька, Леля, папа, мама, папин начальник, бабушка, гости

Рассказ


Митька рассказывает о том, почему детям нравилось ужинать со взрослыми. Леля часто перебивает гостей и вставляет свои замечания, что сначала нравилось родителям. Но потом, папин начальник разозлился.


Потому что в такие вечера на стол ставятся разные вкусные блюда, а взрослые рассказывают истории из своей жизни, которые дети любят слушать.




Замерзшее масло (например)

Папа запретил им что-либо говорить


Ответы детей (наверное, когда папин начальник попробовал чай с маслом)

Сначала они вели себя достаточно спокойно, но после того, как начальник выпил чай с маслом, Лёля громко рассмеялась

Потому что это смешно

Предположения детей




Потому что все приказания нужно выполнять с умом


Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки

стр. 152

Послушание – это хорошо, но всё-таки в любой ситуации надо, в первую очередь, думать головой, и не доводить послушание до абсурда.

Юмористический он потому, что с героями Минькой и Лелей происходят смешные ситуации, они заставляют нас смеяться или хотя бы улыбнуться.


Название рассказа не помогает понять основную мысль произведения. Из него мы узнаём лишь тему, о чём будет рассказ. К какому выводу он приведёт читателя из названия не ясно. Название говорит о том, что в рассказе будут фигурировать золотые слова.

Рассказ был так озаглавлен, ведь его главная мысль заключается в словах папы, который учит детей тому, что нужно записать в своем сердце золотыми буквами.

То есть, основная мысль – нужно всегда ориентироваться на сложившуюся ситуацию, и кроме указанных правил, пользоваться своим умом. Это поможет избежать неприятных и глупых ситуаций.






Регулятивные

Познавательные

Итог урока.

Рефлексия.

-Вот и подошел к концу наш урок.

- Произведение какого автора мы изучили на уроке?

- Как называется рассказ?

- Какие впечатления о прочитанном? Кто является главным героем?

-Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком. Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой вывод вы сделали для себя?

-Ребята! Давайте оценим свою деятельность на уроке. Если вы были активными, выполняли все задания, то поднимите зелёный карандаш. Если возникали вопросы и вы не совсем понимали, что нужно было сделать, то- красный!


Михаила Михайловича Зощенко

Золотые слова

Делятся впечатлениями. Главные герои – Митька и Леля

Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.


Личностные



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!