СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение урока "Люби живое"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение урока "Люби живое"»

Открытый урок по литературному чтению по теме «Люби живое».

Учитель: Горячко Валентина Николаевна

Предмет: литературное чтение
Класс:
3

Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое»

Цели урока:

- закрепить умение работать с текстами и информацией: выразительно читать тест, пересказывать близко к тексту и сжато, отвечать на вопросы;

- развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать творческие способности;

- прививать любовь к живым существам;

- воспитывать коллективизм и умение оценивать свою работу и одноклассников.


Планируемые результаты:

-личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание, участвовать в  работе группы, воспитывать доброту, умение слушать и слышать друг друга;

-предметные: обобщить знания учащихся по пройденной теме; формировать познавательные способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор; формировать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих.


Оборудование: портреты писателей (Житков, Драгунский, Белов, Бианки, Соколов – Микитов, Пришвин), презентация, карточки с кроссвордом для работы в группах, карточки исследовательской работы учащихся.



Этапы, методы и приёмы

Содержание. Деятельность учителя

1.

Мотивационный


Слово учителя






Речевая разминка

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок весёлый,

Знать настал познаний срок.

А к работе вы готовы?

Ну, тогда начнём урок!

Настроимся на плодотворную работу.

Я желаю вам сегодня добра.


- Проведём речевую разминку.

Прочитаем скороговорку меняя интонацию.

Проворонила ворона воронёнка.

  1. Поругаем ворону

  2. Пожалеем воронёнка.

  3. Выразим удивление.

- Молодцы.

2.

Постановка учебной задачи.

Загадки.

- Ребята, вам надо отгадать загадки и назвать о ком идёт речь, из какого рассказа этот персонаж (слайды №7-8)

Мчится без оглядки –
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка
Кто же это?...

( Зайка. «Листопадничек» Иван Сергеевич Соколов-Микитов )


В подполье, в коморке
Живет она в норке,
Серая малышка,
Кто же это? …

(Мышка. Виталий Валентинович Бианки «Мышонок Пик»)


Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.

(Глухарка. Виктор Петрович Астафьев «Капалуха»)


У меня отличный слух,

Умный взгляд и тонкий нюх.

Сразу с кошкой лезу в драку,

Потому что я …

(Собака. Василий Иванович Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»)


Ноги цепкие, как руки,
Ей, конечно, не до скуки:
Все хватает без разбора,
Ест бананы до упора,
Дом родной ее – лиана,
Что за зверь-то?
(Обезьяна. «Про обезьянку», Борис Степанович Житков)

В темноте, как лампочки, огоньки сверкают.

Что за насекомые? Как их называют?

(Светлячок. «Он живой и светится», Виктор Юзефович Драгунский)


- Скажите, знакомы ли вам эти животные?

- В какой раздел вошли рассказы с этими животными?

- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? (Обобщение по разделу «Люби живое»).

- Какие задачи мы должны решить на этом уроке?

(Нам нужно обобщить и закрепить пройденный материал;

сравнить произведения по данной теме; выявить общую идею.)


3.

Проверка домашнего задания

В процессе изучения рассказов, ребята заполнили таблицу исследования произведений раздела

(слайд №6)



4.

Решение частных задач.

Кроссворд


Работа в парах.




- А теперь давайте проверим, насколько вы внимательно читали произведения. Для этого мы сейчас поработаем в парах и разгадаем кроссворд (слайд №7-8)

Работа в парах кроссворд «Люби живое»

1. Как звали мышонка в рассказе В.В.Бианки? (Пик)

2. На чём путешествовал мышонок Пик? ( Корабль)

3. Кто написал рассказ про обезьянку? (Житков)

4. Какое лекарство давали обезьянке Яшке? (Касторка)

5. Кто приютил зайчонка Листопадничка? (Бобры)

6. Кто злейший враг бобров? (Выдра)

7. Как в Сибири называют глухарку? (Капалуха).







П













Р













И













Р













О













Д













А









5.

Работа с произведениями и их авторами.




- Какое слово у вас получилось в выделенных клетках.

- Как природа связана с нашим разделом «Люби живое».

- Молодцы.

- Ну а сейчас поработаем вместе.

- Ребята, давайте вспомним с какими авторами мы познакомились в этом разделе? С какими произведениями?

- Посмотрите на слайд, всё верно? (названия перемешаны)


Практическая работа:

И.С. Соколов - Микитов - «Листопадничек»

В.В. Бианки   - «Мышонок Пик»

В.И. Белов  -  «Малька провинилась»

Б.С. Житков  - «Про обезьянку»

В.П. Астафьев - «Капалуха»

В.Ю. Драгунский  -  «Он живой и светится» (слайд №9)


- Молодцы.

6.

Физминутка

(слайд №10)

7.

Беседы по произведениям

- Ну а сейчас пришло время провести беседу по произведениям. Посмотрим, кто внимательно читает.


- Перед вами отрывки из прочитанных рассказов. Читаете вслух отрывок, а ребята называют произведение и автора.

1) «Одна одинешенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают по белому снегу. На следующий день – опять…» («Малька провинилась», Василий Иванович Белов)

2) «Ребята сыграли с ним злую шутку. Лучше бы они разом убили его, чем пускать одного, маленького и беззащитного, в такое опасное путешествие…» («Мышонок Пик», Виталий Валентинович Бианки)

3) «Я все слушал и думал: я ей и трех кусков не пожалею, маленькая такая, как игрушечный человек. Тут я вспомнил, что и хвоста у ней нет…» («Про обезьянку», Борис Степанович Житков)

4) «Я глянул, и сердце мое забилось от испуга – чуть было не наступил на гнездо…» («Капалуха», Виктор Петрович Астафьев)

5) «Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек…» («Он живой и светится», Виктор Юзефович Драгунский)

6) «Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлёту в тёплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зелёной родиной…» (« Листопадничек», Иван Сергеевич Соколов – Микитов)

(слайд №11-22)

8.

Работа в парах.

Пословицы





Работа в парах .

Карточка

Выберите пословицы, которые подходят к произведениям Белова о Мальке.

Материнская ласка конца не знает.

Терпенье и труд - всё перетрут.

По платью встречают, по уму провожают.

Всякой матери своё дитя мило.

6.На чужой земле и весна не красна.

7. Сердце матери лучше солнца греет.

9.

Синквейн.

Работа с рисунками.

 Правила составления синквейна.

Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

10.

Рефлексия. Подведение итогов урока

Наш урок мы завершаем притчей. Притчи — рассказы, которые учат нас чему-то новому и полезному. Эти небольшие истории могут полностью изменить нашу жизнь, если мы вникнем в их суть и поймем их скрытый смысл.
Сегодня мы хотим рассказать вам восточную  притчу о бабочке «Всё в твоих руках», которая учит нас делать правильный выбор, который может стать решающим в нашей жизни.

Притча «Всё в твоих руках»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

Всё в твоих руках.
















- Каждый из вас обрисовал свою руку на бумаге и вырезал. Если вам понравился урок наклейте сердечко на ладонь и пусть ваши ладошки окружат нашу планету любовью и заботой.


11.

Домашнее задание

Подготовиться к проверочной работе по разделу.





Рабочий лист по литературному чтению – 3 класс

Тема: «Обобщение по разделу «Люби живое»

Дата ________________________________________________

Фамилия, имя ________________________________________



1. Разгадайте кроссворд.







2. Перед вами отрывки из прочитанных рассказов. Читаете вслух отрывок, а ребята называют произведение и автора.

1) «Одна одинешенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают по белому снегу. На следующий день – опять…»

2) «Ребята сыграли с ним злую шутку. Лучше бы они разом убили его, чем пускать одного, маленького и беззащитного, в такое опасное путешествие…»

3) «Я все слушал и думал: я ей и трех кусков не пожалею, маленькая такая, как игрушечный человек. Тут я вспомнил, что и хвоста у ней нет…»

4) «Я глянул, и сердце мое забилось от испуга – чуть было не наступил на гнездо…»

5) «Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек…»

6) «Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлёту в тёплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зелёной родиной…»

3 . Составьте синквейн


Правила составления синквейна.

Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.


1._____________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!