Тема. С.Я.Маршак «Автобус номер 26»
Цели: познакомить со стихотворением С.Я.Маршака «Автобус номер 26», обучать правильному, выразительному чтению; учить анализировать произведение; развивать творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать интерес к чтению, культуру поведения в общественном транспорте.
Ход урока
I. Организационный момент
- Сегодня у нас в классе гости. Повернитесь и поздоровайтесь.
Прозвенел звонок весёлый,
В классе все мы собрались.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, присмирели
И за парты тихо сели.
-Чтобы наша работа была сегодня успешной на уроке, вспомним, какие правила нужно соблюдать ученику, чтобы хорошо учиться: (не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга, помнить правило поднятой руки, если хотите ответить – надо поднять руку)
II. Речевая разминка
«Свеча». Представьте, что перед вами пирог с множеством маленьких свечей. Сделайте глубокий вдох и короткими выдохами задуйте как можно больше свечей.
«Звукоподражание». Вспомните и воспроизведите:
Над ухом звенит комар: з-з-з-з-з.
Проснулся жук: ж-ж-ж-ж.
Шипит змея: с-с-с-с.
Стрекочет сорока: ч-ч-ч-ч.
Сейчас я вам прочитаю скороговорку, а вы внимательно послушайте и после приготовьтесь выполнять упражнения в отработке дикции.
Ехал Грека через реку.
Видит Грека – в реке рак.
Сунул в реку руку Грека.
Рак за руку Грека — цап.
-Прочитаем данную скороговорку по рядам. Сначала первый ряд прочитает скороговорку- тихо, второй ряд прочитает скороговорку – первые две строчки тихо, а вторые две строчки громко, третий ряд прочитает первые две строчки громко, а вторые две строчки тихо.
-Все вместе прочитаем скороговорку тихо.
-Сейчас прочитаем скороговорку с различной интонацией. Первые две строчки весело, а вторые две строчки грустно. Кто хочет?
-Теперь кто может прочитать очень быстро?
III. Актуализация знаний
- Сегодня на уроке мы будем открывать новые тайны раздела «Жили-были буквы» и продолжим работу над проектом - книгой «Город букв».
- Вспомните, о чём мы уже узнали из прочитанных рассказов и стихотворений?
( О том, что буквы могут путешествовать, петь, рычать, играть, спорить, веселиться, превращаться и прятаться)
- Что вам помогло вставить нужные слова в стихотворение «Живая азбука»? (Рифма). Объясните, что такое рифма? (Это когда строчки заканчиваются одинаково, например: корона-ворона, ход-крот и др.)
- Чему мы учимся на уроках чтения? (Правильно и красиво читать, понимать смысл, находить главную мысль, отвечать на вопросы).
- Сегодня мы продолжим эту работу. А для этого вам, как и всегда, надо быть внимательными, активными и дружными). Договорились? (Да).
IV. Работа по теме урока
Мы познакомимся с новым произведением. Чтобы узнать, как называется это произведение. Я предлагаю вам решить примеры. Перед каждым примером стоит буква. Вам необходимо решить и расположить буквы исходя из ответов в порядке возрастания. От меньшего к большему.
Сл. 2
А-9-8= 1
В-2+2= 4
Т- 6-1= 5
О-3+3= 6
Б-6+2= 8
У-7+7= 14
С-10 + 6 = 16
(Автобус)
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
- Итак, сегодня мы познакомимся с С.Я. Маршаком, будем читать его стихотворение, в котором он спрятал алфавит, а героями - будут животные, которые едут в автобусе, подумаем о том, как вести себя в транспорте.
- Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, написал Самуил Яковлевич Маршак, и называется оно «Автобус номер двадцать шесть».
- Какие задачи поставим перед собой? (Познакомимся с автором,
Сл.3 (слово об авторе)
-Ребята, вы уже знакомы с творчеством С.Я. Маршака? Какие его произведения вы знаете? Я вам напомню. («Угомон», «Дважды два»)
-Сейчас я напомню вам информацию о жизни писателя, а вы внимательно послушайте и приготовьтесь отвечать на мои вопросы.
Самуил Яковлевич Маршак – детский писатель, который написал множество произведений для детей.
Маршак - человек разносторонне одарённый.. Его произведения для детей - это краткие рассказы в стихах. Герои многих произведений Самуила Яковлевича Маршака – животные. Рассказывая о них, писатель подразумевает поступки людей и взаимоотношения между ними. В своих произведениях он учил ребят радоваться красоте поэтического слова. Показывал, что стихами можно рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки.
Сл.4. Книжная выставка
– Посмотрите на выставку книг С.Я. Маршака, здесь представлены самые известные и любимые детьми произведения.
«Детки в клетке».
«Кот и лодыри».
«Усатый полосатый».
«Вот такой рассеянный с улицы Бассеяной».
«Где обедал воробей».
Читая книги Самуила Маршака, взрослые снова могут почувствовать себя детьми, вспомнить беззаботное детство, а маленькие читатели могут познакомиться с удивительным миром добрых, справедливых, искренних персонажей.
-С кем мы познакомились сегодня на уроке? (С.Я. Маршак)
-Кто является главными героями его произведений? (Главными героями являются животные)
-Что подразумевает автор в своих произведениях? (писатель подразумевает поступки людей и взаимоотношения между ними.)
На доске картинки. Кто здесь изображён? А здесь? Как назвать одним словом? (Животные).
Портрет поэта. Чей это портрет? Вам знаком автор? Какие стихи он написал? («Сказка о глупом мышонке»; «Кошкин дом»; «Дом, который построил Джек»; «Где обедал воробей?», «Угомон»)
Отгадайте загадку.
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
- У нас есть главные слова: животные, С.Маршак, автобус. Предположите, о чём или о ком пойдёт речь сегодня на уроке.
- Мы познакомимся со стихотворением С. Маршака «Автобус № 26», продолжим учиться читать плавно и выразительно, а ещё повторим правила поведения в общественном транспорте.
- Внимание на экран! (Видео-презентация стихотворения)
- Вы прослушали стихотворение С. Маршака «Автобус № 26». Понравилось вам оно? Совпали ваши предположения с тем, что вы сейчас услышали и увидели? (Да)
- Что необычное заметили? ( В автобусе едут не люди, а животные)
- Кто такой гиппопотам? Эму? Выпь, щегол и фазан?
V. Физминутка для глаз
Чтоб глаза твои зорче были, чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги, вправо-влево побыстрей.
Удивимся: что такое? И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро, словно стрелочки часов,
Проведём глазами дружно. Ну, а дальше – будь здоров!
VI. Продолжение работы по теме
- Чтобы лучше понять это стихотворение, надо его самим прочитать.
- Откройте учебники на с.19. Посмотрите на картинку. Что вы видите? Переверните на с. 20. Что делают эти животные? (Толпятся, сидят друг на друге, кричат, потому что рты у некоторых открыты).
- Начинайте читать цепочкой по одной строке.
- Как ведут себя животные? А как надо себя вести?
- Посмотрите на выделенные буквы в каждой строке. Какой секрет вы открыли? (Они расположены по алфавиту). Что такое алфавит? Сколько букв в алфавите?
- Здесь выделены все буквы алфавита? Каких не хватает? (Ё, Й, Ъ, Ы) Как думаете, почему? Знаете животное на букву Ё? Проверьте, может он уже едет в автобусе.
- Найдите четверостишие, которое начинается на букву И. Читаем его хором.
- Обратите внимание, что каждое животное произносит свои слова. Как называется такой разговор? (Диалог).
- Прочитаем его по ролям. Старайтесь читать выразительно. Обращайте внимание на знаки препинания в конце предложений. Слова автора - …, слова индюка - …, слова козла - …, слова лисы - …, слова медведя - …
Физминутка
Выборочное чтение
- О ком это стихотворение? Подтвердились ли ваши предположения?
- Что необычного в этом автобусе? Что в нём происходило?
- Понравилось вам произведение? Какие чувства вы испытали, прочитав стихотворение?
Словарная работа
- Вы знаете, кто такой «вол»?
(слайд
Вол - самец, крупное рогатое животное. То же, что и бык.
- А кто такой «гиппопотам»?
слайд)
Гиппопотам – это млекопитающее животное. В настоящее время обитает только в Африке.
- Кто такой «фазан»?
слайд)
Фазан - птица, которая обитает в лесах и на кустарниковых участках.
- Кто такой «хорёк»?
слайд)
Хорёк – это хищный зверёк из семейства куниц с ценным мехом, очень ловкое и быстрое животное, очень умное, хитрое.
- Кто такой «щегол»?
слайд)
Щегол - птица, обитающая на опушках. Является не перелетной птицей.
- Кто такая «выпь»?
слайд)
Выпь - птица. Обитает на территории Москвы, водится в болотах.
- Кто такой «эму»?
слайд)
Эму - птица, обитающая на большей части материка Австралии.
- Кто такой «юрок»?
слайд)
Юрок - перелетная птица. Обитает на территории России и за ее границами.
- Кто такой «як»?
слайд)
Як - млекопитающее животное. Обитает в Азии.
- А сейчас мы почитаем по цепочке. Каждый читает по две строчки.
А теперь еще раз обратимся к тексту и понаблюдаем за поведением героев, попробуем понять их характер.
– Обратите внимание на строки в этом стихотворении. Здесь скрывается секрет. Если вы выпишете первые буквы каждой строчки, то вы его отгадаете.
-Кто же является главными героями? (Все звери)
- Где происходит всё действие? (В автобусе)
- Как вы можете охарактеризовать зверей? (Глупые, невоспитанные, не вежливые, грубые).
-Почему? (потому что в общественном транспорте они вели себя очень невоспитанно)
-Вспомним, какие животные есть в стихотворении (Баран, щегол, выпь,
дельфин, юрок, як, свинья, медведь, змея, хорёк, шмель, фазан, удав, тюлень, рысь, петух орёл, индюк, козёл, лиса, орёл, навозный жук)
-Что делал баран? (Баран успел в автобус влезть)
-Найдите и прочитайте это четверостишье.
(Автобус номер двадцать шесть.
Баран успел в автобус влезть,
Верблюд вошел, и волк, и вол.
Гиппопотам, пыхтя, вошел.)
-Что сказал индюк? Найдите и прочитайте это четверостишье.
(Индюк спросил: - Который час? -
Козел сказал: - Не слышу вас. -
Лиса сказала: - Скоро семь. -
Медведь сказал: - Я всех вас съем!)
-Что сделал хорёк? Найдите и прочитайте это четверостишье.
(Хорек за хвост цыпленка - хвать!
Цыпленок бросился бежать.
Червяк подумал, что за ним.
Шмель прожужжал ему: - Бежим!)
-Что произошло в конце?( Автобус дальше не поехал.)
- Найдите и прочитайте, что говорит индюк, козел, лиса и медведь.
- Кто на ваш взгляд, был очень суров и невоспитан?
- Найдите в тексте, кто еще был не воспитанным в автобусе. (Рысь, свинья, еж, тюлень, морж, удав, хорек.) Прочитайте эти строки.
- Что сделал жираф? (Он дернул за хвост удава, принял его за шнурок.)
- А почему, вы знаете?
- Раньше в автобусах были натянуты шнурки. Они служили как сигнал остановки. Пассажиры тянули за него, и раздавался звонок. Водителю был подан знак, чтобы он остановился на остановке.
-Что необычного в этом автобусе? (В данном автобусе необычно то, что все его пассажиры являются животными, они вели себя очень шумно и буйно. Обычно в жизни в автобусах звери не ездят в качестве пассажиров)
- О ком это стихотворение? (о животных)
Прочтите обращение автора к читателям.
(Прочтите сказку эту, дети.
Расскажет весело она,
Какие звери есть на свете
И как писать их имена.
Когда в автобусе мы едем
Или в вагоне под землей,
Не будь ежом, не будь медведем,
Не будь удавом и свиньей!))
– Какой совет скрывается в последнем четверостишии? ( Что необходимо всегда следить за своим поведением в общественных местах и не вести себя как необразованное животное по отношению к другим пассажирам)
– Какой секрет вы открыли? (В первых буквах каждой строки зашифрован алфавит)
– Какие буквы алфавита не использовал автор? (ё, й, ь, ъ)
– Есть ли среди пассажиров автобуса малоизвестные вам животные? (Да)
-Какие? (Орёл, баран, петух, змея, рысь, козёл, свинья, удав)
- Перечитайте последние четыре строчки стихотворения. Объясните, почему нельзя быть «ежом, медведем, удавом и свиньей? (потому что так как описывается в данном стихотворение вести себя нельзя)
- Как вы думаете, благодаря чему автору удалось передать радость, движение, суматоху в поведении героев? (Много слов, обозначающие действие, встречаются восклицательные предложения, повтор слов)
- Назовите животных из стихотворения на букву В (верблюд, волк, вол, выпь).
- Найдите и прочитайте предложение, в котором говорится о том, с кем поссорился тюлень (с моржом); куда уселся щегол? (на окно); что промычал як? (автобус дальше не пойдёт). Как вы думаете, что должны сделать животные, чтобы автобус поехал дальше? (успокоиться и вести себя воспитанно).
- Закройте ушки и прочитайте последние 4 строчки стихотворения на с. 21.
- Какая здесь главная мысль? (Когда едешь в автобусе, соблюдай правила поведения).
- Вспомните, какой секрет скрывается за цветными буквами в этом стихотворении? (Алфавит)
- Мы с вами работаем над проектом «Город букв». Каждый из вас создаёт страничку книги. Пригодится нам знание алфавита? (Да, страницы будут расположены по алфавиту).
- А сейчас мы почитаем по цепочке. Каждый читает по две строчки.
А теперь еще раз обратимся к тексту и понаблюдаем за поведением героев, попробуем понять их характер.
– Обратите внимание на строки в этом стихотворении. Здесь скрывается секрет. Если вы выпишете первые буквы каждой строчки, то вы его отгадаете.
-Кто же является главными героями? (Все звери)
- Где происходит всё действие? (В автобусе)
- Как вы можете охарактеризовать зверей? (Глупые, невоспитанные, не вежливые, грубые).
-Почему? (потому что в общественном транспорте они вели себя очень невоспитанно)
-Вспомним, какие животные есть в стихотворении (Баран, щегол, выпь, дельфин, юрок, як, свинья, медведь, змея, хорёк, шмель, фазан, удав, тюлень, рысь, петух орёл, индюк, козёл, лиса, орёл, навозный жук)
-Что делал баран? (Баран успел в автобус влезть)
-Найдите и прочитайте это четверостишье.
(Автобус номер двадцать шесть.
Баран успел в автобус влезть,
Верблюд вошел, и волк, и вол.
Гиппопотам, пыхтя, вошел.)
-Что сказал индюк? Найдите и прочитайте это четверостишье.
(Индюк спросил: - Который час? -
Козел сказал: - Не слышу вас. -
Лиса сказала: - Скоро семь. -
Медведь сказал: - Я всех вас съем!)
-Что сделал хорёк? Найдите и прочитайте это четверостишье.
(Хорек за хвост цыпленка - хвать!
Цыпленок бросился бежать.
Червяк подумал, что за ним.
Шмель прожужжал ему: - Бежим!)
-Что произошло в конце?( Автобус дальше не поехал.)
- Найдите и прочитайте, что говорит индюк, козел, лиса и медведь.
- Кто на ваш взгляд, был очень суров и невоспитан?
- Найдите в тексте, кто еще был не воспитанным в автобусе. (Рысь, свинья, еж, тюлень, морж, удав, хорек.)
Прочитайте эти строки.
- Что сделал жираф? (Он дернул за хвост удава, принял его за шнурок.)
- А почему, вы знаете?
- Раньше в автобусах были натянуты шнурки. Они служили как сигнал остановки. Пассажиры тянули за него, и раздавался звонок. Водителю был подан знак, чтобы он остановился на остановке.
-Что необычного в этом автобусе? (В данном автобусе необычно то, что все его пассажиры являются
животными, они вели себя очень шумно и буйно. Обычно в жизни в автобусах звери не ездят в качестве пассажиров)
- О ком это стихотворение? (о животных)
- Прочтите обращение автора к читателям.
(Прочтите сказку эту, дети.
Расскажет весело она,
Какие звери есть на свете
И как писать их имена.
Когда в автобусе мы едем
Или в вагоне под землей,
Не будь ежом, не будь медведем,
Не будь удавом и свиньей!))
– Какой совет скрывается в последнем четверостишии? ( Что необходимо всегда следить
за своим поведением в общественных местах и не вести себя как необразованное животное
по отношению к другим пассажирам)
– Какой секрет вы открыли? (В первых буквах каждой строки зашифрован алфавит)
– Какие буквы алфавита не использовал автор? (ё, й, ь, ъ)
– Есть ли среди пассажиров автобуса малоизвестные вам животные? (Да)
-Какие? (Орёл, баран, петух, змея, рысь, козёл, свинья, удав)
- Перечитайте последние четыре строчки стихотворения. Объясните, почему нельзя быть «ежом, медведем,
удавом и свиньей? (потому что так как описывается в данном стихотворение вести себя нельзя)
- Как вы думаете, благодаря чему автору удалось передать радость, движение, суматоху в поведении героев?
(Много слов, обозначающие действие, встречаются восклицательные предложения, повтор слов)
- Что нам хотел донести автор своим произведением? (Автор хотел донести до нас, что, нельзя
некультурно вести себя в общественном транспорте, необходимо соблюдать правила этикета.)
Что нам хотел донести автор своим произведением? (Автор хотел донести до нас, что, нельзя некультурно вести себя в общественном транспорте, необходимо соблюдать правила этикета.)
- А теперь споём песню, которая помогла нам выучить алфавит.
- Рассмотрите иллюстрацию на странице 19.
- Какой фрагмент из текста проиллюстрировал художник? (Когда баран пытался влезть в автобус)
- Найдите и прочитайте.
Баран успел в автобус влезть,
- Совпадает ли видение художника с описанием в тексте? (Да)
- Как вы думаете, С.Я. осуждает своих героев или относится к ним по-другому? Как именно
? (Он смеётся, удивляется, иронизирует, но не осуждает своих героев. Он относится к ним по-доброму.)
- Как вы думаете, зачем автор создал такое произведение? (Чтобы порадовать читателей, рассмешить их
, научить простым правилам
Сейчас на слайдах будут появляться картинки, а вы должны будете определить какие правила поведения в
автобусе представлены и какие считаются правильными, а какие нет.
-Запрещается открывать окна, высовываться из них.
-Разрешено бегать, прыгать, задирать пассажиров.
-Посадка в автобус и высадка из него производится только при полной остановке автобуса после открытия
дверей.
-В салоне автобуса можно мусорить
-Запрещено: принимать пищу во время движения автобуса;
-Перед входом в автобус или другое транспортное средство, нужно пропустить всех выходящих пассажиров;
Песня «Азбука от А до Я»
VII. Итоги урока
- С творчеством какого детского писателя мы сегодня познакомились? (С.Я. Маршака)
- С каким произведением познакомились на уроке? (Автобус номер двадцать шесть.)
-Какой секрет скрыт в этом произведении? (Алфавит)
-О чём мы узнали сегодня на уроке? (О правилах поведения в общественном транспорте)
-Скажите, как нужно вести себя в общественном транспорте?
-Кто являются главными героями в произведения С.Я. Маршака чаще всего? (животные)
-Оценки за работу на уроке получают………
- А сейчас я начинаю предложение, а вы заканчиваете его.
- Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением …
- Его автор …
- В автобусе нужно разговаривать …(тихо), а вести себя …(воспитанно).
VIII. Рефлексия
- Если вам на уроке было интересно, и вы всё поняли – встаньте, поднимите руки.
Если было непонятно и трудно – сидите.
Урок наш окончен, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что вы вместе усердно трудились
И знания ваши нам всем пригодились.