СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Русская народная сказка"Сестрица Аленушка и братец Иванушка""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать наличие двух миров: обычного и волшебного как одну из важных закономерностей сказочного жанра;

научить детей вычленять повтор как обязательный композиционный элемент сказочного жанра;

обнаружить в сказке древнюю числовую магию;

во время сравнительного анализа сказки и картины В.Васнецова "Алёнушка" подвести учеников к мысли, что сказку и картину роднит грустное настроение, лирическая тональность.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему: "Русская народная сказка"Сестрица Аленушка и братец Иванушка""»

Тема урока:Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательная цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.

 Формирование УУД:

Предметные: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: видео- или аудиозапись сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», карточки с текстом речевой разминки.

Ход урока:

1.Организационный момент.


II.Речевая разминка

Нет ни речки, ни пруда

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!

-Прочитайте.Что прочитали?(скороговорку)

-Прочитайте скороговорку тихо,громко,ещё грочче.

-А сейчас прочитайте медленноБпостепенно увеличивая темп чтения.(Конкурс на самое быстрое прочтение скорогово

III. Проверка домашнего задания.

Учащиеся рассказывают докучные сказки, которые они вспомнили или прочитали. Некоторые сказки можно выучить наизусть со всем классом.

Среди детей можно организовать конкурс на «Самую-самую докучную сказку», «Самую короткую сказку», «Сказку – нескладушки–неладушки», «Самого докучливого сказочника» и т. д. (Дети-победители могут быть награждены шуточными медальками.)

IV.. Самоопределение к деятельности


1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.

Много жанров есть на свете

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас.


  • О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка)

  • Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки!»

Согласны ли вы с изречением знаменитого поэта и сказочника?

  • Обоснуйте ваше мнение.

  • Как вы думаете, легко ли сочинять сказки?

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка,

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька, журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От нее не задремал.



  • А есть ли у вас любимые сказки?

  • Какими словами обычно начинаются сказки?

  • Какими словами часто заканчиваются сказки?

  • Начало сказки называется зачином, а ее окончание, заключительная часть

концовкой.


 - Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одной сказкой. Прочитайте ключевые слова про себя. А кто готов прочитать вслух.

пить, колодец, копытце, купец, козленочек, ведьма (на доску прикрепляет учитель слова)

 - Кто догадался, о какой сказке идет речь? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

V. Работа по теме урока

Прежде чем начнем читать, проведём работу по уточнению слов, предложений, словосочетаний:

стоит коровье копытце;

лошадиное копытце;

козье копытце полно водицы. (следы копыт животных, наполненные водой)

купец (Богатый торговец, тот, кто торговал. )

ведомо (известно)

Ножи булатные (Булать - узорочная сталь, витое железо, нож из стали с узорчатой ручкой. )

Нам предстоит найти в ней все особенности русской народной сказки.

 (чтение учителем и детьми сказки)

VI. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

VII. Работа над сказкой

.1. Первичная проверка понимания детьми сказки.

  • Понравилась сказка?

  • Как случилось, что Иванушка превратился в козленочка?

  • Что ему говорила сестра?

  • Что предложил ей купец?

  • Согласилась ли Аленушка выйти за него замуж?

  • Что же произошло, пока купец не было дома?

  • Что хотела злая ведьма сделать с козленочком?

  • Удалось ли осуществить задуманное? Кто ей помешал?

  • Стал ли козленок снова мальчиком? Как?

  • Как поступили с ведьмой?

  • К какому виду относится сказка? Докажите.

2. Беседа.Работа с репродукцией картины Васенцова

  • Мы с вами прочитали сказку и из нее узнали, что происходить с

Аленушкой. Но в сказке нет описания, какая она. А какой она вам представляется?

  • Когда и в какой момент вы особенно переживали за Аленушку?

  • А как вы себе представляете облик Аленушки в тот момент, когда

случилась беда?

  • Художник Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку.

2. Демонстрация на экране картины и беседа

  • Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление от

представления художника?

  • Можно ли эту работу назвать иллюстрацией к сказке? Почему?

  • Правильно, это не иллюстрация, это картина, на которой В.М. Васнецов

показывает нам как бы обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней.

  • Посмотрите, какое настроение у Аленушки?

  • Как вы думаете, почему она грустит?

  • А при помощи каких средств художник показал, что девочка сирота?

VIII.Рефлексия


Выберите и продолжите любое предложение:

- На уроке я узнал……

- Сегодня я сумел……

- Я похвалил бы себя за……

Учитель: А сейчас я попрошу вас оценить свою работу. С каким настроением мы уходим с урока? Если вы довольны своей работой поднимите улыбающего колобка! А если работали не в полную силу и вам было не интересно поднимите грустного колобка. 



IX. Итог урока.

  • Какие чувства пробудил в вас урок?

  • О чем заставил задуматься?

X. Домашнее задание:

  • Перечитайте сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и

подготовьте пересказ сказки и выразительное чтение, по желанию выполните рисунок к сказке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!