Конспект урока по Литературному чтению (15.09)
Тема: Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки.
Ход урока
Самоопределение к деятельности. Психологический настрой учащихся на урок.
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своем выборе, при этом не забывать об уважении мнений других.
Актуализация необходимых знаний
– О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка)
– Чем этот жанр отличается от других?
– По авторству: на какие группы делятся сказки? (Народная; авторская)
– По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки.
Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.
Сказки про животных – главные герои – животные.
Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды.
Элементы разных сказок
Мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки
Будь внимателен, дружок.
В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача – вспомнить и назвать в какой сказке они встречаются.
Костюм мальчика. - “Гуси-Лебеди”, “Мальчик с пальчик”, “Иванушка-Дурачок”.
Кукла девочки. - “Снегурочка”, “Царевна-лягушка”, “Крошечка-Хаврошечка”.
Камень. – “Иван-Царевич и серый волк”.
Вода. – “По щучьему веленью…”, “Лягушка-путешественница”, “Золотая рыбка”.
Козленок.– “Волк и семеро козлят”, “Волк и коза”.
А все эти предметы в какой сказке встречаются? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)
Сформулируйте цели урока:
познакомиться …
учиться читать……
учиться отвечать на вопросы…
Мотивация познавательной деятельности
Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
- Прочитайте начало сказки.
- Какие сказки начинаются так же? Как они называются?
- Могли ли события, описываемые в первой части, произойти в реальной жизни?
- С какого действия начинается сказочное повествование?
- Прочитайте, что случилось в сказке?
- Чем закончилась сказка?
- Как можно объяснить такой конец?
Читают сказку с остановками, отвечают на вопросы по содержанию сказки, какая беда случилась, куда отправилась Аленушка, о чем просил ее братец, почему Аленушка не разрешала ему испить водицы из копытца, почему купец не распознал ведьму в Аленушке, а козленочек узнал, почему ведьма приказала зарезать козленочка. Читают заданные фрагменты сказки.
Обсуждение высказывания «Все сказки похожи друг на друга» (работа в парах)
Организация познавательной деятельности.
- Определите, какая часть сказки самая страшная и почему, какие эпизоды из других сказок тоже вызывали страх, почему в любой сказке должен быть такой эпизод.
Называют самую страшную часть сказки, вспоминают другие сказки со страшными эпизодами.
- Расскажите об Аленушке, какая она: добрая, ласковая, преданная, доверчивая, злая, грубая, хитрая, жестокая, найдите подтверждение в тексте.
Рассказывают о характере Аленушки.
Подведение итогов
- Докажите, почему данное произведение является сказкой, какой?
- Вспомните другие волшебные сказки.
- Чему учит сказка, с которой мы ознакомились сегодня?
Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (с. 22 – 26).