СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на тему "Н. А. Некрасов. «Не ветер бушует над бором»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос»,

        обеспечить осознанное восприятие детьми стихотворения, помочь понять тему текста

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему "Н. А. Некрасов. «Не ветер бушует над бором»"»

Номер урока: 54

Дата проведения урока: 09.12.19г

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3-А

ФИО учителя: Гафарова М.Ю.

Тема урока: Н. А. Некрасов. «Не ветер бушует над бором»

Цель: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведением;

учить высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, способствовать развитию умений прогнозировать содержание по названию, сравнивать тексты разных типов (текст - описание и текст - рассуждение), находить их специфические особенности, видеть изобразительные средства языка (сравнение, олицетворение); содействовать творческой активности, воспитанию любви к чтению.

Планируемые результаты

Предметные: познакомить с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос»,

обеспечить осознанное восприятие детьми стихотворения, помочь понять тему текста

Метапредметные:

Коммуникативные: распределяют роли в группе, договариваются между собой; вступают в дискуссии, соблюдая правила; выслушивают мнения товарищей

Личностные: рассказывают о своих чувствах связанных с чтением произведений, делятся своим эмоциональным состоянием, объясняют свои чувства и эмоции

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование, информационное обеспечение: ноутбук, учебник, интерактивная доска, Интернет-ресурсы, презентация, словарь, таблица «Круговорот воды в природе», карточки, слайды с изображением видов природы, таблицы с вопросами к текстам различных типов, капельки росы, тучки.


Ход урока

  1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию.

- Отгадайте загадку:

Он вошёл - никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес (мороз).

- Какой бывает мороз? (трескучий, слабый, сильный)

- Вам нравится морозная погода? Почему?

(бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами).


Слайд №1.


- Зима. Снег покрыл поля, луга. О зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима.

- Художники писали о зимней природе, композиторы посвящали зиме музыку и песни. И , конечно же, поэты этой теме уделяли внимание.

Обратите внимание на выставку книг.

Произведения какого писателя занимают на ней центральное место?


Слайд №2.


Что вы знаете о жизни Некрасова?

(жил в 19 веке, писал о природе, о трудной крестьянской жизни. Жизнь его была тяжёлой.)

Н.А.Некрасов -великий русский поэт, жил в середине 19 века. Детство он провел в деревне близ Волги. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.


3. Сообщение темы урока.

- Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз воевода»

Слайд № 3

Чему мы будем учиться, работая над этим произведением?

Ребята, мы:

- определим тему,

- исследуем содержание,

- представим главных героев,

- картины, нарисованные автором и,

- будем учиться читать выразительно это произведение, опираясь на своё отношение к прочитанному.

Слайд №4 (контролирующие вопросы для рефлексии)


4. Работа над содержанием.


  1. Первичное восприятие текста.


Слайд №5


Рассмотрите картинку на слайде.

О чём будет стихотворение?

На какую оно тему?

Почему?


а) целевая установка

- А теперь мы прослушаем отрывок из поэмы «Мороз – Красный нос» в исполнении актрисы театра и кино Екатерины Африкантовой. В начале урока вы рассказывали о своих зимних настроениях, а какое настроение передаётся в этом отрывке, попробуйте это понять во время прослушивания. Кому будет сложно, можете воспользоваться «Словарём настроений». Приготовились к слушанию (прослушивание аудиозаписи).

б) чтение

в) проверка восприятия

- Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное).

- Какое же настроение вы почувствовали? (бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное).


Определение темы и жанра произведения.


Смоделируйте обложку книги для одноимённого произведения, не забудьте определить жанр и тему данного произведения.


Давайте проверим, какая обложка у вас получилась.


(жанр произведения – стихотворение, т.к. оно написано в ритмической форме, поэтому на обложке я нарисовала треугольник. Это произведение о зимней природе, поэтому треугольник закрасила зелёным цветом. Автор Н.А. Некрасов)


  1. Вторичное чтение.

Откройте учебник на стр. 169-ой. Мы продолжаем работу с текстом произведения. У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту.





работа с первой строфой

а) целевая установка

- Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна. И вдруг… Прочитаем хором 1 строфу и узнаем, что нам сообщает автор?

б) чтение

в) проверка восприятия

- О чём же говорит Некрасов в этой строфе? ( о морозе).

Как он его называет? (Мороз-воевода).


Слайд №6.


– Как понимаете значение этого слова? (ответы уч-ся).

– Так называли начальника войск в давние времена на Руси.

Слово воевода имеет два значения. А как вы думаете, в каком значении он используется в этом тексте: как начальник войска или начальник большого владения?


А есть ли ещё непонятные слова?

(над бором); бор – сосновый лес;

(дозором) дозор – обход для осмотра;

(владенья), владенья – своя собственность.

Мороз-воевода, каким вы его себе представили

Он здесь показан? (мощным, сильным, суровым).

Чтобы показать силу и мощь мороза, автор его сравнивает

- с ветром, бушующим над бором,

- с шумом горных ручьёв).

Какое настроение вызывает эта строфа? (сердитое, хмурое, задумчивое, мрачное).

Нам необходимо прочитать выразительно эту строфу. Для этого вспомним правила выразительного чтения.


Слайд №7.


Выразительное чтение. Соблюдаем…(интонацию). А именно: (тон, темп, силу голоса, ритм, паузы, логическое ударение). Мы работаем в группах под девизом…(«Мы слушаем, нас слушают»). Первую строфу в своей группе читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 1. Постарайтесь прочитать так, чтобы ребята представили появление мороза.

Ну что, представили появление мороза? (ответы).


работа со второй и третьей строфами

- Всё стихло. Мороз осматривает, охраняет свои владения. Как он это делает, узнаем, прочитав 2 и 3 строфы.

сначала – девочки,

потом – мальчики

(чтение)

Ребята, как вы думаете, мороз хороший хозяин?

Чтоб нам ярче было видно, что мороз хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор.

Найдите и зачитайте повторы.

(«и нет ли где»), т.е. заглянет в каждый уголок.

Каким настроением проникнуты эти строки?

(возвышенным, бодрым).

Прочитаем, показав настроение 2-ой картины, соблюдая тон, темп, ритм

(читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 2).


работа с четвёртой и пятой строфами

- Великолепен вид зимней природы.

Ребята, а можно услышать мороз? (да)

А как? Прочитайте про себя следующие 2 строфы и подчеркните слова, которые это подтверждают.

(чтение с пометами).

Услышали мороз? Что он делает?

Зачитайте слова, которые подчеркнули

(идёт, шагает, трещит, играет, бьёт, поёт).

- О чём говорят эти слова?

(Мороз показан как живой).

Когда неодушевлённый предмет наделяется чертами живого существа, в литературе такое изобразительное средство называется олицетворением.

(олицетворение)

Ребята, а встретились ли вам непонятные слова?

(палицей)

Значение этого слова найдём в конце учебника на странице 220 (читают).

Найдите в 1 строчке синонимы

(идёт – шагает).

А кто может показать, как шагает мороз? (уч-ся выходит и показывает).

Какие слова говорят о его внешнем виде?

(косматая борода), т.е….(лохматая, взъерошенная).

Слова-прилагательные, которые делают предмет ярче, красивее, выразительнее, в литературе называются эпитетами.


Какую картину представили? (шествие мороза).

Какое настроение ощутили в этих строках? (торжественное, ликующее).

А как природа реагирует на появление мороза? (природа с радостью, любовью его встречает и это видно: яркое солнце играет).


Динамическая пауза:


Представьте, что в классе мороз.

Как дышится в морозную погоду? (трудно, закрываем рот и нос).

Но иногда и полезно вдохнуть глоток свежего воздуха. Подышем? Встали. Я говорю слова, а вы показываете действия.

- Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом-

Шаг на месте, не спеша,

как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

ловим снег – хлопок в ладоши. Присели.



- Читаем выразительно эти 2 строфы, показав голосом, как шагает мороз,

3 картина (читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 3).

Не забываем о выразительном чтении (читают).


работа с 6 - 9 строфами


- Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А мороз поёт хвастливую песню. Читаем выразительно песню мороза. Дети, у которых на столах карточки с цифрой 4, читают первые две строфы песни, а последние строфы читают ребята, у которых карточки с цифрой 5.

Какая предстала картина? (радостная, счастливая, мороз восхищается своим царством и богатством).

Значение каких слов непонятно?


Слайд №8.

(гнёт)

Как вы думаете? (ответы уч-ся)

гнёт – тяжесть, груз;

(обозы) - несколько повозок с грузом;

(казна) – деньги, имущество;

(не скудеет) – не беднеет.

Какое настроение почувствовали в этих строках? (радостное, светлое, счастливое). Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт»,

А как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки – это…(под лёд).

Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства - это метафора. Более подробно вы будете знакомится с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах.



- Ребята, так какая же зима у Некрасова? (живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться).

Да, она созвучна настроениям поэта, и мы это увидели.

А о каком морозе нам рассказал поэт? (о морозе-воеводе)


Слайд №9.


Мороз-воевода. Какой он? (ответы уч-ся)

Прочитаем вместе (на слайде).

А менялось ли настроение в стихотворении? (да)

Почему? (разные картины – разное настроение)

А теперь прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно использовать мимику и жесты (читаем).

Ученик –

(Оценочная лексика)

А если бы мы рисовали зимние картины, какие краски подошли бы к нашим картинам? (в основном синий, белый, голубой – это цвета зимы).


Творческая работа

Давайте попробуем нарисовать зиму.


5. Итог.

Наша работа подходит к концу. В начале урока мы говорили о том, что нам предстоит сделать. Давайте посмотрим, на все ли вопросы мы ответили.

- Тема произведения - …,

- Жанр произведения - …

- Главный герой - …

- Автор рассказывает о …,



– Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю?

Какую важную мысль он доверяет каждому из нас? (что природа и зимой тоже красива, не смотря на морозы, вьюги и метели; посмотри вокруг и увидишь чудо).

– Да, за суетой мы не всегда замечаем красоту окружающей природы.

Некрасов нам говорит: «Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты и, в обычном увидишь необычное».

- Мы прочитали мысли поэта, высказанные между строк. Значит, мы поняли суть произведения, его замысел, главную мысль? (да) Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимы, что мы запоминаем на всю жизнь слова : «Не ветер бушует над бором…»


6. Домашнее задание.


Слайд №10.

- Домашнее задание выберете по желанию

- выполнить рисунок Мороза-воеводы

- сочинить о нём сказку

- найти пословицы и поговорки о зиме

- прочитать отрывок выразительно

- выучить наизусть









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!