Номер урока: 54
Дата проведения урока: 09.12.19г
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3-А
ФИО учителя: Гафарова М.Ю.
Тема урока: Н. А. Некрасов. «Не ветер бушует над бором»
Цель: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведением;
учить высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, способствовать развитию умений прогнозировать содержание по названию, сравнивать тексты разных типов (текст - описание и текст - рассуждение), находить их специфические особенности, видеть изобразительные средства языка (сравнение, олицетворение); содействовать творческой активности, воспитанию любви к чтению.
Планируемые результаты
Предметные: познакомить с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос»,
обеспечить осознанное восприятие детьми стихотворения, помочь понять тему текста
Метапредметные:
Коммуникативные: распределяют роли в группе, договариваются между собой; вступают в дискуссии, соблюдая правила; выслушивают мнения товарищей
Личностные: рассказывают о своих чувствах связанных с чтением произведений, делятся своим эмоциональным состоянием, объясняют свои чувства и эмоции
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование, информационное обеспечение: ноутбук, учебник, интерактивная доска, Интернет-ресурсы, презентация, словарь, таблица «Круговорот воды в природе», карточки, слайды с изображением видов природы, таблицы с вопросами к текстам различных типов, капельки росы, тучки.
Ход урока
Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию.
- Отгадайте загадку:
Он вошёл - никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес (мороз).
- Какой бывает мороз? (трескучий, слабый, сильный)
- Вам нравится морозная погода? Почему?
(бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами).
Слайд №1.
- Зима. Снег покрыл поля, луга. О зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима.
- Художники писали о зимней природе, композиторы посвящали зиме музыку и песни. И , конечно же, поэты этой теме уделяли внимание.
Обратите внимание на выставку книг.
Произведения какого писателя занимают на ней центральное место?
Слайд №2.
Что вы знаете о жизни Некрасова?
(жил в 19 веке, писал о природе, о трудной крестьянской жизни. Жизнь его была тяжёлой.)
Н.А.Некрасов -великий русский поэт, жил в середине 19 века. Детство он провел в деревне близ Волги. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.
3. Сообщение темы урока.
- Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз воевода»
Слайд № 3
Чему мы будем учиться, работая над этим произведением?
Ребята, мы:
- определим тему,
- исследуем содержание,
- представим главных героев,
- картины, нарисованные автором и,
- будем учиться читать выразительно это произведение, опираясь на своё отношение к прочитанному.
Слайд №4 (контролирующие вопросы для рефлексии)
4. Работа над содержанием.
Первичное восприятие текста.
Слайд №5
Рассмотрите картинку на слайде.
О чём будет стихотворение?
На какую оно тему?
Почему?
а) целевая установка
- А теперь мы прослушаем отрывок из поэмы «Мороз – Красный нос» в исполнении актрисы театра и кино Екатерины Африкантовой. В начале урока вы рассказывали о своих зимних настроениях, а какое настроение передаётся в этом отрывке, попробуйте это понять во время прослушивания. Кому будет сложно, можете воспользоваться «Словарём настроений». Приготовились к слушанию (прослушивание аудиозаписи).
б) чтение
в) проверка восприятия
- Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное).
- Какое же настроение вы почувствовали? (бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное).
Определение темы и жанра произведения.
Смоделируйте обложку книги для одноимённого произведения, не забудьте определить жанр и тему данного произведения.
Давайте проверим, какая обложка у вас получилась.
(жанр произведения – стихотворение, т.к. оно написано в ритмической форме, поэтому на обложке я нарисовала треугольник. Это произведение о зимней природе, поэтому треугольник закрасила зелёным цветом. Автор Н.А. Некрасов)
Вторичное чтение.
Откройте учебник на стр. 169-ой. Мы продолжаем работу с текстом произведения. У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту.
работа с первой строфой
а) целевая установка
- Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна. И вдруг… Прочитаем хором 1 строфу и узнаем, что нам сообщает автор?
б) чтение
в) проверка восприятия
- О чём же говорит Некрасов в этой строфе? ( о морозе).
Как он его называет? (Мороз-воевода).
Слайд №6.
– Как понимаете значение этого слова? (ответы уч-ся).
– Так называли начальника войск в давние времена на Руси.
Слово воевода имеет два значения. А как вы думаете, в каком значении он используется в этом тексте: как начальник войска или начальник большого владения?
А есть ли ещё непонятные слова?
(над бором); бор – сосновый лес;
(дозором) дозор – обход для осмотра;
(владенья), владенья – своя собственность.
Мороз-воевода, каким вы его себе представили
Он здесь показан? (мощным, сильным, суровым).
Чтобы показать силу и мощь мороза, автор его сравнивает
- с ветром, бушующим над бором,
- с шумом горных ручьёв).
Какое настроение вызывает эта строфа? (сердитое, хмурое, задумчивое, мрачное).
Нам необходимо прочитать выразительно эту строфу. Для этого вспомним правила выразительного чтения.
Слайд №7.
Выразительное чтение. Соблюдаем…(интонацию). А именно: (тон, темп, силу голоса, ритм, паузы, логическое ударение). Мы работаем в группах под девизом…(«Мы слушаем, нас слушают»). Первую строфу в своей группе читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 1. Постарайтесь прочитать так, чтобы ребята представили появление мороза.
Ну что, представили появление мороза? (ответы).
работа со второй и третьей строфами
- Всё стихло. Мороз осматривает, охраняет свои владения. Как он это делает, узнаем, прочитав 2 и 3 строфы.
сначала – девочки,
потом – мальчики
(чтение)
Ребята, как вы думаете, мороз хороший хозяин?
Чтоб нам ярче было видно, что мороз хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор.
Найдите и зачитайте повторы.
(«и нет ли где»), т.е. заглянет в каждый уголок.
Каким настроением проникнуты эти строки?
(возвышенным, бодрым).
Прочитаем, показав настроение 2-ой картины, соблюдая тон, темп, ритм
(читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 2).
работа с четвёртой и пятой строфами
- Великолепен вид зимней природы.
Ребята, а можно услышать мороз? (да)
А как? Прочитайте про себя следующие 2 строфы и подчеркните слова, которые это подтверждают.
(чтение с пометами).
Услышали мороз? Что он делает?
Зачитайте слова, которые подчеркнули
(идёт, шагает, трещит, играет, бьёт, поёт).
- О чём говорят эти слова?
(Мороз показан как живой).
Когда неодушевлённый предмет наделяется чертами живого существа, в литературе такое изобразительное средство называется олицетворением.
(олицетворение)
Ребята, а встретились ли вам непонятные слова?
(палицей)
Значение этого слова найдём в конце учебника на странице 220 (читают).
Найдите в 1 строчке синонимы
(идёт – шагает).
А кто может показать, как шагает мороз? (уч-ся выходит и показывает).
Какие слова говорят о его внешнем виде?
(косматая борода), т.е….(лохматая, взъерошенная).
Слова-прилагательные, которые делают предмет ярче, красивее, выразительнее, в литературе называются эпитетами.
Какую картину представили? (шествие мороза).
Какое настроение ощутили в этих строках? (торжественное, ликующее).
А как природа реагирует на появление мороза? (природа с радостью, любовью его встречает и это видно: яркое солнце играет).
Динамическая пауза:
Представьте, что в классе мороз.
Как дышится в морозную погоду? (трудно, закрываем рот и нос).
Но иногда и полезно вдохнуть глоток свежего воздуха. Подышем? Встали. Я говорю слова, а вы показываете действия.
- Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом-
Шаг на месте, не спеша,
как погода хороша!
Не боимся мы пороши,
ловим снег – хлопок в ладоши. Присели.
- Читаем выразительно эти 2 строфы, показав голосом, как шагает мороз,
3 картина (читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 3).
Не забываем о выразительном чтении (читают).
работа с 6 - 9 строфами
- Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А мороз поёт хвастливую песню. Читаем выразительно песню мороза. Дети, у которых на столах карточки с цифрой 4, читают первые две строфы песни, а последние строфы читают ребята, у которых карточки с цифрой 5.
Какая предстала картина? (радостная, счастливая, мороз восхищается своим царством и богатством).
Значение каких слов непонятно?
Слайд №8.
(гнёт)
Как вы думаете? (ответы уч-ся)
гнёт – тяжесть, груз;
(обозы) - несколько повозок с грузом;
(казна) – деньги, имущество;
(не скудеет) – не беднеет.
Какое настроение почувствовали в этих строках? (радостное, светлое, счастливое). Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт»,
А как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки – это…(под лёд).
Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства - это метафора. Более подробно вы будете знакомится с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах.
- Ребята, так какая же зима у Некрасова? (живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться).
Да, она созвучна настроениям поэта, и мы это увидели.
А о каком морозе нам рассказал поэт? (о морозе-воеводе)
Слайд №9.
Мороз-воевода. Какой он? (ответы уч-ся)
Прочитаем вместе (на слайде).
А менялось ли настроение в стихотворении? (да)
Почему? (разные картины – разное настроение)
А теперь прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно использовать мимику и жесты (читаем).
Ученик –
(Оценочная лексика)
А если бы мы рисовали зимние картины, какие краски подошли бы к нашим картинам? (в основном синий, белый, голубой – это цвета зимы).
Творческая работа
Давайте попробуем нарисовать зиму.
5. Итог.
Наша работа подходит к концу. В начале урока мы говорили о том, что нам предстоит сделать. Давайте посмотрим, на все ли вопросы мы ответили.
- Тема произведения - …,
- Жанр произведения - …
- Главный герой - …
- Автор рассказывает о …,
– Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю?
Какую важную мысль он доверяет каждому из нас? (что природа и зимой тоже красива, не смотря на морозы, вьюги и метели; посмотри вокруг и увидишь чудо).
– Да, за суетой мы не всегда замечаем красоту окружающей природы.
Некрасов нам говорит: «Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты и, в обычном увидишь необычное».
- Мы прочитали мысли поэта, высказанные между строк. Значит, мы поняли суть произведения, его замысел, главную мысль? (да) Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимы, что мы запоминаем на всю жизнь слова : «Не ветер бушует над бором…»
6. Домашнее задание.
Слайд №10.
- Домашнее задание выберете по желанию
- выполнить рисунок Мороза-воеводы
- сочинить о нём сказку
- найти пословицы и поговорки о зиме
- прочитать отрывок выразительно
- выучить наизусть