СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на тему: "С. Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" 3 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению 3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему: "С. Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" 3 класс»

План-конспект урока литературного чтения
в 3 классе по программе Л. В. Занкова
на тему «С. Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Составила: Фролова Мария Михайловна – учитель начальных классов



  1. Класс: 3

  2. Предмет: литературное чтение

  3. Тема: С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

  4. Место урока в системе: урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Система развивающего обучения академика Л.В. Занкова»

  5. Тип урока:

  6. Цель урока: знакомство с произведением Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями, относящемуся к жанру сказочной повести.

  7. Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с биографией С. Лагерлёф и её произведением «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»; способствовать формированию навыков правильного, выразительного чтения; способствовать развитию умения определять жанр произведения.


Развивающие: способствовать развитию речи учащихся; обогащать словарный запас учащихся (работа с пословицами);


Воспитательные: воспитывать положительные нравственные качества у учащихся путем анализа поведения героев произведения.

  1. Дидактические средства:
    для учителя
    : учебник литературного чтения 3 класс В. Ю. Свиридова; изобразительный ряд: презентация, книга.

для обучающегося: учебник литературного чтения 3 класс, часть 2.


  1. План урока:

1. Организационный момент – 2 мин.

2. Проверка домашнего задания – 5 мин.

3. Постановка темы урока и его цели – 2 мин.

4. Знакомство с биографией писательницы и историей создания повести-сказки – 5 мин.

5. Первичное восприятие текста – 18 мин.

6. Физ. минутка – 1 мин.

7. Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию – 5 мин.

8. Работа с пословицами – 2 мин.

9. Подведение итогов урока – 2 мин.

10. Рефлексия – 2 мин.

11. Информация о домашнем задании – 1 мин.


  1. Технологическая карта урока


Название и номер этапа


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

(2 мин)


Приветствует учеников.


Как вы заметили, ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Я думаю, что вы не всем успели сказать слова приветствия. А что обозначает слово «здравствуйте»?



Каким тоном нужно произносить слова приветствия?


Давайте повернемся к гостям и поздороваемся с ними.


Садитесь на свои места.


Приветствуют учителя.

Садятся на места.



Пожелания здоровья, желание поддерживать и продолжать знакомство.


Доброжелательно, приветливо, вежливо.


Здороваются.

2.Проверка домашнего задания

(5 мин)




3.Постановка темы урока и его цели

(2 мин)




















































4.Знакомство с биографией писательницы и историей создания повести-сказки

(5 мин)



























































5.Первичное восприятие текста

(18 мин)













\



6. Физ. минутка


(1 мин)










7.Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию


(5 мин)




















8.Работа с пословицами

(2 мин)







9.Подведение итогов урока

(2 мин)












10.Рефлексия

(2 мин)





11.Домашнее задание
(1 мин)

Ребята, у вас было задание -

выучить стихотворение М. Я. Бородицкой «В гостях у лесника».

Сейчас послушаем ваше выразительное чтение наизусть. Постарайтесь передать настроение и интонацию стихотворения.

Мы с вашими товарищами будем вас оценивать. (Обсуждение, выставление оценок)


Чтобы нам сформулировать тему нашего урока необходимо внести одно уточнение.

Посмотрите на запись, переставьте буквы таким образом, чтобы можно было её прочитать, и сформулируйте тему урока:

САКОЗЧЯНА СПОЬТЕВ (СКАЗОЧНАЯ ПОВЕСТЬ, жанр произведения)

Сказочная повесть — прозаическое литературное произведение, представляющее собой повествование изложение событий в сказочной форме. Здесь объединяются два жанра — сказка и повесть.

Сказочные приметы:

1. Вымысел.

2. Сказочные герои.

3. Сказочные события.

4. Сказочные предметы.

Признаки повести:

1. Большой объем.

2. Делится на главы.

3. Много героев.

4. Много событий в жизни героев.

5. События происходят в течение долгого времени.


Действительно, сегодня мы познакомимся с отрывком произведения шведской писательницы Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», которое написано в жанре сказочной повести. Жанру повести-сказке присущи темы борьбы добра и зла. В этом мы убедимся, читая произведение.


Целью нашего занятия является знакомство с писательницей и с одним из самых знаменитых ее детских произведений.



Показ презентации.

1-й слайд:

«Сельма Лагерлёф — известная писательница Швеции конца XIX — начала XX века. Она — первая женщина-академик и лауреат одной из самых престижных в мире премий — Нобелевской — за лучшее своё произведение для детей «Чудесное путешествие Нильса...»

2-й слайд:

А родилась Сельма в одном из живописных уголков Западной Швеции и провела своё детство в большом доме с тенистым садом и замечательной природой вокруг. Девочка подолгу гуляла в аллеях сада, радуясь деревьям, птицам, разглядывая насекомых и мечтая.

3-й слайд:

Девочка, как и её мать, хотела стать учительницей, чтобы нести детям радость открытий, чтобы научить их не только читать и писать, но и быть добрыми, честными, любознательными и, конечно же, счастливыми. И Сельма Оттилия стала действительно преподавать в начальной школе.

4-й слайд:

Одновременно она увлеклась литературой и стала писать книги.

Ей хотелось познакомить шведских детей с их родной страной, её природой: с зелёными просторами полей, лес писательница путешествует по родной Швеции и рассказывает об истории своей страны, о её памятниках, её природе, её растительном и животном мире.

5-й слайд:

Все эти сведения объединил сказочный сюжет. Злой гном превратил драчливого, непослушного и ленивого мальчика Нильса в крошечного человечка. Колдовские чары гнома рассеются только в том случае, если Нильс, отправляясь в далёкое путешествие с гусем Мартином, сможет преодолеть все испытания и вернуться домой.

Но удивительное в этой книге не только чудесное путешествие Нильса, а чудесное превращение драчуна и забияки, не желавшего учиться, не щадящего ни животных, ни птиц, в доброго человека.

Научившись понимать язык живой природы, мальчик научился понимать страдания, печали, радости всех живых существ. Как это произошло, и расскажет повесть-сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».


Мы познакомимся с вами только с первой главой книги. Но это произведение довольно крупное по объему: 17 глав. Продолжение этой сказочной истории вы можете прочитать самостоятельно, взяв книгу писательницы Сельмы Лагерлёф в библиотеке»


Следует показ книги.



Открываем учебники на странице 121. Слушаем внимательно, следим по тексту, с уважением относимся к товарищам.


Комбинированное чтение повести-сказки учителем и хорошо читающими учениками.

Теперь подошло время для того, чтобы узнать, о чем же это произведение.

Читаем внимательно и думаем, какие чувства рождает у вас эта повесть-сказка.

В ходе чтения учитель поясняет детям непонятные слова (сафьяновые башмачки, знать назубок, катиться кубарем и т.д.)


После прочтения идёт обсуждение: «Чем привлекла вас повесть-сказка? Какие эпизоды из неё показались вам особенно интересными? Какие чувства появлялись у вас во время чтения?»





Совершим небольшое путешествие в теплые страны, отдохнем.

– Только в джунгли мы зашли – налетели комары. (Отгоняют.)

– Дальше в тропиках шагаем, ягуара мы встречаем. (Рычат.)

– Но его мы обхитрим – на носочках убежим! (Прыгают на носочках.)

– Ближе к пальме мы подходим и бананы там находим. (Собирают.)

– Привезем домой скорей, угостим своих друзей! (Поворачиваются друг к другу.)



— Какую проблему выдвигает автор?








Понравилось ли вам произведение?

Что особенно понравилось?

— О каких событиях рассказал нам автор? — Что особенно поразило вас в сказочной повести? Какой эпизод заинтересовал? Почему?

Вопросы на стр. 125(Характер Нильса), 126 (Будет ли наказан за плохое поведение), стр. 131 (Почему именно такое наказание? Сочувствуешь ли ты герою?)










- Как думаете, подходят ли пословицы к нашему произведению?

- Докажите.


«Не рой яму другому, сма в нее попадешь»

«Делая зло, не надейся на добро»

«Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»



- Итак, наш урок подходит к концу. Давайте ответим на вопросы:

- К какому жанру относится новое произведение?

- Кто является главными действующими героями?

Это еще далеко не все герои. Познакомившись с произведением полностью, вы сможете полноценно ответить на вопрос.

- За что наказал гном Нильса?

- В чем же основная мысль произведения?





Продолжите любую фразу:

* Сегодня на уроке я узнал …..

* Мне показалось интересным ….

* Меня удивило…..

Ребята, вы большие молодцы! Спасибо вам за урок!


Открываем дневники, записываем домашнее задание. Стр. 121-132 чтение, пересказ.

Урок окончен, готовьтесь к следующему уроку.

4-5 человек читают стихотворение наизусть.

Товарищи оценивают вместе с учителем выступающих.












Сказочная повесть. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением жанра сказочная повесть.
































Знакомятся с биографией и историей создания повести-сказки.


































































Чтение и размышление.














Отвечают на вопросы.



Осуждение, негодование, сочувствие, заинтересованность в судьбе героя.



Умственный отдых.














Проблему в умении отслеживать свои поступки, давать им оценку, делать правильные выводы, в умении и желании исправиться.


Дети размышляют, отвечают.





Предположения детей.

Гном сделал Нильса маленького роста, чтобы показать, как может быть беспомощен человек. Особенно тогда, когда сильный обижает слабого. В данном случае, потеряв физические данные, он потерял и силу.



Размышляют. Да, подходят. Нильс издевался над гномом. За этот поступок он понёс наказание. Он сделал зло, поэтому на добро ему надеяться не пришлось. Гном заколдовал его.



Дети отвечают.


Сказочная повесть.


Нильс, гном, кот, Мартин.





За его плохое поведение.

Необходимо поступать с людьми так, как мы хотим, чтобы обращались к нам.


Проводят рефлексию.







Запись домашнего задания.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!