СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на тему "Анализ причины поступка персонажа. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у детей представлений о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки на примере рассказа К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыа Э.Грига.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему "Анализ причины поступка персонажа. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками"»

Урок по литературному чтению по теме:

Анализ причины поступка персонажа. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»


Цель урока: формирование у детей представлений о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки на примере рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыки Э.Грига.

Задачи:

Обучающие: - познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», проанализировать его; показать, как рождается музыка и как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать;

- формирование навыка выразительного чтения и умения определять и формулировать идею произведения;

- обучение анализу художественного произведения;

- формирование внимательного отношения к языку художественного произведения;

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Эдварда Грига.

Развивающие: - способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

- развитие речи учащихся;

- развитие воображения, мышления, творческих способностей учащихся.

Воспитательные: - воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности;

- прививать любовь к музыке и литературе.

Планируемые результаты:

Предметные

  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;

  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;


Личностные: формировать систему нравственных ценностей на основе совместного обсуждения проблем, формировать умение высказывать свое отношение к герою, выражать свои эмоции, формировать умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Метапредметные –

Регулятивные:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

  • владеть приёмами осмысленного чтения.

Познавательные:

  • анализировать художественное произведение, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков;

  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств.

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: запись музыкального произведения Э.Грига «Утро», портреты К.Г.Паустовского и Э.Грига.





Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент.


Сегодня на уроке постарайтесь быть внимательными и активными, покажите свои творческие способности, умение правильно выражать свои мысли, умение слушать и понимать язык литературы и язык классической музыки.

Наш урок я хотела бы начать красивыми и мудрыми словами. Давайте прочитаем их вместе.

« …Не жалейте сердца, не таите доброты и нежности своей,

Ни своих презрений и открытий не держите в тайне от людей…

Торопитесь всё отдать при жизни, чтоб, уйдя к небытию во власть,

Теплым ливнем, снегом ли пушистым снова к милой родине припасть.»

То, что прозвучало в этих строках, касается нас всех. Автор этих строк дает совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым будет посвящен этот урок чтения. Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ.


Личностные:

- формирование положительного отношения к учению, принятие позиции ученика.

2. Проверка домашнего задания.

Сообщения детей о писателе К.Г. Паустовском и композиторе Э.Григе.

- Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства.


Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации.


Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать речь других.

- выразительно читать и пересказывать текст.

3. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности (Речевая разминка).


Прежде чем мы начнем знакомство с новым для вас литературным произведением давайте настоимся на чтение.

- А начинаем мы со скороговорки:

Скороговорка: На елке шишки, на столе книжки

  • учитель

  • хором

  • Медленно

  • Мальчик-девочка

  • С увеличение скорости.

  • Работа в паре

- А теперь нам нужно узнать тему нашего урока, для этого вам необходимо ее расшифровать.

Расшифруй

1 - __

2 - __

3 -__

4 - __

5 - __

6 - __

7 - __

8 - __

9 - __

10 - _И

11 - __

12 - __

13 - __

14 - __

15 - __

16 - __

17 - __

18 - __

19 - __

20 - __

21 - __

22 - __

23 - __

24 - __

25 - _Ч

26 - __

27 - __

28 - __

29 - __

30 - __

31 - __

32 - __

33 - __





_++++12,16,18,9,10,151196,13,16,3,29,14,1026.10,26,12,1,14,1

12,16,18,9,10,15,1 19 6,13,16,3,29,14,10 26.10,26,12,1,14,10


Тема нашего урока Константин Георгиевич Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Сегодня необычно мы начнем знакомство с новым произведением. Загляните в конец рассказа стр.82. Прочитайте последние четыре слова. («…чем должен жить человек…»)

- Какой знак препинания стоит после этих слов? (многоточие)

- Для чего автор поставил многоточие? (есть продолжение или недосказанность, что-то нужно домыслить)

- В литературе это называется: риторический вопрос. В толковом словаре, что это означает. ( Риторический вопрос не требует ответа, но заставляет задуматься).

- Попробуйте сформулировать цель урока (задуматься: чем должен жить человек, найти ответ автора на этот вопрос в тексте, выразить свое мнение на поставленный вопрос)


Коммуникативные:

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения, слушать чужую.

Личностные:

- формирование положительного отношения к учению, принятие позиции ученика.


Регулятивные:

- планировать свои действия.

Личностные:

- ориентация на понимание причин успеха или неудач.


Коммуникативные:

- оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять понимание чужих затруднений, возможных причин ошибок.


Регулятивные:

- осознать учебную задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению.


Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

4. Первичное восприятие.

Давайте прочитаем рассказ и постараемся увидеть композитора таким, каким он был в представлении

К.Паустовского.


Комбинированное чтение.

1 часть – аудиозапись

2- 3 часть – читают дети «по цепочке»

4 часть – читает учитель на фоне музыки Грига «Утро»


Физминутка «Я иду и ты идешь»

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем - раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем - раз, два, три. (Шагаем на месте.)



Регулятивные:

- владеть приёмами осмысленного чтения.


Познавательные:

  • - выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;


Личностные:

- формирование установки на здоровый образ жизни

5. Проверка первичного восприятия

Работа в группе

1 группа

- Где происходят события рассказа?

- Что делал в лесу Э.Григ?

- С какой целью отправилась в лес дочь лесника?

2 группа

- Расскажите о встрече маленькой Дагни с композитором.

- Что говорил великий композитор о жизни?

- Почему он чувствовал себя счастливым человеком?

3 группа

- Как слушала Дагни музыку, посвященную ей?

- Какие мысли и чувства вдруг охватили ее?

- Почему она сразу вспомнила того седого человека, который ей встретился в лесу и помог донести до дома корзину с еловыми шишками?

- Что она думала о композиторе?

Обобщение

- В жизни ни Паустовский, ни Григ не встречались. Как вы думаете, почему?

- Почему же тогда К.Паустовский решил написать рассказ об Э.Григе?

- Могли бы они подружиться? Объясните свое мнение.

- Какое чудо случилось в жизни Дагни?

- Какую главную истину открыла для себя Дагни, слушая музыку Эдварда Грига?


Коммуникативные:

  • - участвовать в диалоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений.

Личностные:

- рзвивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Регулятивные:

- оценивать свою и коллективную деятельность.

6. Итог урока

- Так чем же должен жить человек?

- Мне бы хотелось, чтобы вы стали хорошими людьми. И слова М. Пришвина были б вашим девизом по жизни.

Девиз:

Все хорошее в природе- от солнца;

А все лучшее в жизни- от человека.

М.Пришвин.

Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.


Личностные:

- ориентация на социальные мотивы, на понимание причин успеха или неудач;

- чувство уважения к себе как носителю языка и к тому, кто читает написанное.

Коммуникативные:

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения, слушать чужую;

  1. 7. Рефлексия


- В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки. Они разного цвета: желтые, зеленые, красные.

Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно. Вы себя проявили, хорошо работали - положите красную шишку в корзинку ( самую спелую).

-Если не все пока удалось, есть какие- то проблемы, что-то не получилось - желтую.

- Если вам было сложно разобраться, есть трудности- зеленую, надо немного созреть.


Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности.

  1. 8. Домашнее задание. Оценивание

- пересказ понравившегося отрывка из произведения;

- иллюстрации к произведению.


Регулятивные:
- адекватно воспринимать оценку учителя




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!