Тема: Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»(2 урок)
Цель: совершенствовать навыки осмысленного выразительного чтения; учить передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки, делить текст на смысловые части; развивать образное мышление, творческое воображение, умение читать по ролям; воспитывать интерес к литературному наследию родного народа, доброту, любовь к близким и родным людям.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Речевая разминка.
Артикуляционная гимнастика.
Чистим зубки
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Описание. Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Работа над скороговоркой.
Ты, молодец, скажи молодцу,
Пусть молодец молодцу скажет,
Пусть молодец теленка привяжет.
III.Актуализация опорных знаний.
-С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
-Какую мудрую мысль мы вынесли из этой сказки?
-Какие особенности русских сказок вы знаете?
IV. Развитие умений и навыков.
Подготовка к чтению по ролям. Беседа об особенности характеров героев.
-Как начинается данная сказка, с каких слов? Это предложение в сказке называется зачином.
-А еще как могут начинаться сказки? (В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…)
-Сколько раз Аленушка упрашивала Иванушку не пить из копытца? (Сначала было коровье копытце, лошадиное копытце, а потом- козье копытце) Число 3 – число волшебного мира! Найдем и зачитаем данный эпизод по ролям. А для этого перевоплотимся в Аленушку и Иванушку, но не забывайте голосом и интонацией выделять речь наших героев. (Учитель одевает маски детям, дети читают по ролям)
-Именно это предложение (Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца) является завязкой сказки. И оно нас настораживает, что же будет дальше?
-Какие слова помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучила жажда? Как вы понимаете выражение «пот донимает»? (Это значит, что Иванушке стало нестерпимо жарко)
-Какие слова в этом отрывке повторялись? (Шли-шли, идут, идут)
-Значит, для сказки еще характерны повторы, которые часто в них используются.
-Хорошо ли это – не слушать старших – и почему вы так считаете?
-Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный и покладистый мальчик?
-Далее развивается основной сюжет сказки. Вспомним, что же произошло дальше.
-Что предложил Аленушке купец? (Выразительное чтение отрывка)
-Что произошло, пока купца не было дома? (Пришла ведьма и увела Аленушку)
-Какую неосторожность допустила Аленушка, и что из этого вышло?
-Можно ли идти с незнакомым человеком, если он называет вас ласково и что-нибудь обещает?
-Зачем козленочек побежал на речку?
-Прочитайте, что ответила ему Аленушка.
-Как козленок звал свою сестру? (Весело, жалобно или печально???)
-Как же заканчивается сказка? Найдем и прочитаем этот момент. Это предложение ставит точку в развитии сюжета. (Концовка сказки)
-А как еще может закончиться сказка? Обычно сказки заканчиваются богатым свадебным пиром, и часто используются такие слова: «и стали жить-поживать да добра наживать».
Как и в любой сказке, добро победило зло.
2.Характеристика героев.
злая
добродушная
жестокая
Аленушка ласковая ведьма
хитрая
преданная
грубая
заботливая
доверчивая
3.Физминутка.
4.Работа в группах.
Чтение эпизодов сказки по ролям.
Первый эпизод – автор – рассказчик, Аленушка, Иванушка.
Второй эпизод – автор-рассказчик, купец, ведьма, козленочек.
Третий эпизод – автор-рассказчик, козленочек, Аленушка, ведьма.
Прослушивание групп и оценка результатов работы.
В момент выступления группы остальные учащиеся отмечают с помощью символов в оценочных листах качество выполненной работы.
Затем учащиеся в группах дают в устной форме обобщающую оценку выступления и переводят ее в бальную систему по следующим критериям:
Читали без ошибок/ с ошибками
Читали внятно и разборчиво/невнятно, неразборчиво
Читали достаточно громко/недостаточно громко
Соблюдали темп чтения сказки/не соблюдали темп
Смогли передать характер и чувства героев в соответствии с ситуацией/не смогли
За каждый соблюденный критерий группа получает один балл.
V.Итог урока.
-Понравился ли вам сегодняшний урок?
-Все ли удалось выполнить на уроке?
-С каким настроением завершаете урок?
VI.Домашнее задание.
-Прочитайте эпизоды из сказки, которые вам больше всего понравились, и нарисуйте иллюстрацию к этим отрывкам.