Урок литературного чтения, 3 класс
Тема: Сочиняем вместе волшебную сказку
Форма проведения: комбинированный (урок-игра с элементами литературного творчества)
Цели:
- развивать творческие способности, речь, память, мышление;
- обогащать словарный запас;
- прививать интерес к чтению;
- совершенствовать умение работать в паре, группе;
- воспитывать уважительное отношение к родному (русскому) художественному наследию
Оборудование:
Перед началом урока детям раздаются эмблемки-значки (на двустороннем скотче)
Дети рассаживаются по группам за те столы, на которых такие же картинки, как у них эмблемы(5-6 групп по 4 человека)
Ход урока:
Организационный момент:
Звучит фонограмма «В гостях у сказки»
Уч.: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Меня зовут Н. И. Как и ваша Л.Н. учу ребятишек нашей школы, второклассников. Много добрых слов слышала о вас от Л.Н., давно хотела побывать у вас в гостях, познакомиться. Вот случай и представился. Но пришла я не с пустыми руками и не одна.
Мотивация к учебной деятельности.
(Появляется гостья бабушка-сказочница)
Уч.: Начинаются сказки,
Катятся с гор салазки.
Бабушка Федора на передке
Едет с мешком в руке.
Завязан мешок завязками…
Бабушка, развяжи!
Ребята, а вам интересно, с чем мешок-то?
Дети: Да!
Бабушка: Со сказками!
Уч.: Бабушка, расскажи!
Бабушка: А было это, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на луну.
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали.
А я за ними на золотом коне скакала
Да в мешок эти сказки собирала!
Расскажу вам одну сказочку, а вы мне давайте - помогайте!
Но сначала загадку отгадайте:
Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь,
Желта, как мёд,
А вкус не тот!
Дети: Репка!
Уч.: Бабушка, мы же в гостях у третьеклассников! Они эту сказку с пеленок знают!
Бабушка: «Репку»-то, может и знают, а другие сказки отгадают?
(Каждая группа вытягивает листок с загадкой. Дети читают вслух и говорят отгадку. После того, как все загадки отгаданы, переворачивается лист на столе с названием группы. По рисункам, изображенным на эмблемках, дети догадываются, как называется их команда-группа)
Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Петушок - Золотой Гребешок»)
По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат ведра.
Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что, не знаю, повезло лентяю. («По щучьему велению»)
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Как названье этой сказки? («Три медведя»)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
У кого ты не спроси,
Всяк ответит на Руси:
Эта сказка для ребят
…………………….. («Волк и семеро козлят»)
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов. («Теремок»)
Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделалась мигом красивой, пригожей. («Царевна-лягушка»)
Актуализация знаний. Определение темы, цели и задач урока.
Уч.: Позабавила нас бабушка Федора. Спасибо ей за это! А ведь она не просто так приходила к нам на урок. Кто из вас догадался, зачем? А может, кто-то догадывается, о чем пойдет речь на уроке?
Дети: О сказках!
Опорное слово «СКАЗКА»
Уч.: Ребята, большинство из нас познакомились со сказкой в первый раз еще в раннем детстве. А вы можете сказать, что такое сказка?
Сказка – это вымышленная история, в которой может произойти всё, что угодно, что немыслимо в реальной жизни, и которая, как правило, заканчивается хорошо и благополучно.
Какие бывают сказки? Откуда они берутся?
Опорное слово «СОЧИНЯЮТ»
Вспомните, кто сочиняет сказку, кто автор?
(Если народ – народная, если конкретный автор – авторская, или литературная сказка)
Примеры сказок: на экране – отрывки сказок. Нужно догадаться - из какой сказки, если литературная – кто автор
Игра «СКАЗКИ_ПЕРЕПУТКИ»
Сел Иван-Царевич на печку, впряг в нее Конька-горбунка, Сивку-бурку вещую каурку, гусей-лебедей и поехал в гости к Снегурочке.
(6 сказок: "Иван царевич и Серый Волк", "По щучьему велению", "Конёк-горбунок", "Сивка-бурка", "Гуси-лебеди", "Снегурочка".)
Уч.: Есть ли среди этих сказок литературные сказки? Как называется? Кто ее автор? Кто читал?
А еще на какие группы (категории, жанры) можно поделить все сказки?
(По содержанию: бытовые, сказки о животных, волшебные)
Уч.: Какие сказки больше всего любят взрослые и дети?
Опорное слово «ВОЛШЕБНЫЕ»
Пословица: Одна голова – хорошо, а две – лучше! (Объяснить, как понимают)
Опорное слово «ВМЕСТЕ»
Уч.: Кто-нибудь догадался, каким сказкам мы посвятим сегодня урок? (Волшебным)
А кто-нибудь догадался о цели урока? (Будем учиться сочинять волшебную сказку)
Тема урока: «Сочиняем вместе волшебную сказку»
Уч.: Как вы думаете, трудно или легко сочинить свою сказку? (Ответы детей)
Что для этого необходимо уметь делать? Какими способностями обладать? (Ответы детей:
- Уметь фантазировать;
- Много читать;
- Иметь богатое воображение;
- Знать, как сказка строится, по каким законам… и т. д.
Уч.: А если сочинять придется в паре, группе?
- Уметь слушать друг друга, договариваться, не перебивать друг друга и т. д.
Работа по теме урока. Выявление возможных затруднений
Уч.: Ребята, а как вы определяете: волшебная сказка или не волшебная?
(Ответы детей и последовательное выявление и фиксация признаков волшебной сказки):
Волшебные существа и волшебные предметы
«СУНДУЧОК» с предметами: дети догадываются по описанию предмета, о чем идет речь.
- гребешок
- ленточка
- дудочка
- клубочек
- яблочко на блюдечке
- зеркальце
- скатерть-самобранка
- ковер-самолет
- шапка-невидимка и др.
КАРТИНКИ С ВОЛШЕБНЫМИ ГЕРОЯМИ (Кто это?)
- Водяной
- Леший
- Русалка
- Баба-Яга
- Кощей Бессмертный
- Старичок-Лесовичок и др.
Волшебные события (Примеры)
Волшебные числа (История числа три: В сказках встречаются троекратные повторы чего-либо, например, герою надо выполнить три задачи или герой три раза нарушает какой-либо запрет и т.д. Объяснение этому следует искать в далеком прошлом. У древнего человека было представление об одном предмете и о парных: две руки, две ноги, два глаза и т.д. А всё, что было больше двух, относилось к понятию «много». Таким образом, в далеком прошлом человек считал: «один, два, много». Следовательно, число «три» значило «много», всё, что больше двух.)
Борьба добра со злом (Фонограмма «Песенка о сказке» на стихи Ю. Мориц)
Построение сказки (Зачин. Действие. Концовка)
Физминутка «У оленя дом большой»
Работа в группах: Технологическая таблица №1
Какие из сказок являются волшебными?
Признаки волшебной сказки | «Гуси-лебеди» | «Маша и медведь» | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | «Три медведя» |
1. Борьба добра со злом | | | | |
2. Построение сказки (зачин, действие, концовка) | | | | |
3. Волшебные числа | | | | |
4. Волшебные события | | | | |
5. Волшебные существа волшебные предметы | | | | |
Вывод: | | | | |
Вопросы: |
Каков основной закон волшебной сказки? 2) Как обычно начинаются сказки? 3) Как обычно заканчиваются сказки? 4) Как называются части сказки? 5) Что нужно сделать герою, чтобы достичь какой-то цели? 6) Что может происходить во время пути? 7) Что является волшебным в сказках? Уч.: Две из четырех сказок – сказки о животных. А можно ли сделать так, чтобы они стали волшебными? Как? Работа в парах: Технологическая таблица №2 Превращение сказки о животных в волшебную (см. Приложение) |
|
Дети читают 2-3 варианта полученных сказок Уч.: Можно ли считать сказку «Три медведя» зачином для волшебной сказки? Самостоятельная творческая работа Работа в группах: Творческая работа по превращению сказки «Три медведя» в волшебную. (Каждой группе выдаётся карта-заготовка «Путь-дорога девочки Маши домой» и набор картинок с волшебными героями. Для работы: фломастеры, клей) |
Дети читают 1-2 варианта продолжения сказки
Рефлексия
− Что нового вы узнали на уроке?
– Какую цель поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чём у вас было затруднение?
− Что вам помогло в работе?
Кем вы себя ощущали на уроке? Выберите значок «сказочника» или «слушателя»
Домашнее задание:
Записать продолжение своей волшебной сказки «Три медведя»