СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению по теме "А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Особенности сюжета. Структура сказочного текста."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению по теме "А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Особенности сюжета. Структура сказочного текста."»

Урок литературного чтения №61

Дата : 02.02.22.

3 –Б класс

Тема : «А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Особенности сюжета. Структура сказочного текста.»


Эпиграф: «Сказка ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок!»

А.С.Пушкин

Цели: работать с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...»; формировать нравственные ценности, отраженные в поэтической сказке А.С. Пушкина (нравственный урок сватье Бабарихе, поварихе, ткачихе); учить работать с текстом сказки в поэтической форме; учить определять тему, основную мысль, характеризовать героев произведения, находить средства художественной выразительности, анализировать произведение живописи, соотносить текст сказки с произведением живописи, работать в паре, группе.

Планируемые результаты:

предметные: прогнозировать содержание произведения, знать и перечислять сказки А.С. Пушкина, специфические особенности жанра литературной сказки, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;

метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст, ориентироваться в учебной и художественной книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе;

личностные: осмыслять понятия любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни, проявлять интерес к произведениям искусства.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина,

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учебной деятельности.

— Прочитайте стихотворение.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету...

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо...

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!

( Прочитайте выразительно. Шёпотом. Громко, медленно, быстро).


2.Актуализация знаний. Введение в тему.

Беседа -Иногда вы можете услышать «Ты еще в сказки веришь?», «Ты сказки рассказываешь» - Что такое сказка?(Это произведение, где всегда рассказывается о чём-то необыкновенном, волшебном)

Сказка–это богатейшая сокровищница народной мудрости.


Послушайте, пожалуйста, начало народной сказки «Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына. После девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34-й уродился чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в затылке месяц

- Вам ничего это сказка не напоминает? ( Сказку «О царе Салтане…»)

Эпиграф нашего урока «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

-Почему сказка ложь? ( В сказках выдуманные сюжеты, персонажи)

- О каком тогда намёке говорится в сказке? (Хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы)

- В чём сила сказок? ( Добро побеждает зло)

О чём же сегодня пойдёт разговор на уроке? ( О сказке)

Да, сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти сказок,

самой светлой, волшебно-счастливой сказке.

Кто автор сказок? ( А.С. Пушкин)

- Как называются эти сказки? ( Авторские или литературные)

- Почему?

- Какая главная особенность сказки Пушкина, в какой форме она написана? ( сказка – стихотворение)

-Что есть в каждом стихотворении ( рифма) Рифма – это сходные по звучанию окончания поэтических строк. 

3.Работа по теме урока.

1.Анализ сказки.

- Как начинается действие сказки? (Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком.) .

Как обычно начинались сказки, которые мы с вами читали ? ( в тридевятом царстве .., жили -были… и тд)

-В этой сказке отсутствует зачин. Как вы думаете, почему? Где происходят события сказки? ( Герои, и события существуют, не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.)

- Что заметили вы необычного в начале сказки? ( Начало, как бывает в русских народных сказках, – о трех сестрах или трех братьях, но царь Салтан ведет себя необычно, подслушивает под окном разговор трех девиц; стоит на улице один, без свиты; жену выбирает и тут же женится в тот же вечер.)

- Похож ли он на царя в нашем представлении? (Нет)

- Почему?

Послушайте отрывок из сказки. ( Если дети выучили отрывок , можно его рассказать в лицах)

Три девицы под окном,

Пряли поздно вечерком.

  • 1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)

  • То на весь крещёный мир, приготовила б я пир 2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)

  • То на весь бы мир одна, наткала я полотна

  • 3 девица: Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)

  • Я б, для батюшки – царя, родила богатыря.

  • Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела

  • И в светлицу входит царь, стороны той государь (кланяется третьей сестре)

  • Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)

  • Будь царица и роди богатыря

  • Мне к исходу сентября.

  • Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы,

  • Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой.

  • Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха.







-Назовите, пожалуйста,  полное  название    сказки?

(«Сказка  о  царе  Салтане, о сыне его  славном  и  могучем  богатыре князе  Гвидоне  Салтановиче и  о  прекрасной  царевне  Лебеди».) - - Что подсказывает название сказки?

(Все перечисленные герои являются главными в сказочном повествовании и герои не просто называются, им дается краткая характеристика, отношение к ним автора). – Вы слышали когда – нибудь имена героев в жизни?

( Большинство имен сказочные, редко встречающиеся в жизни. В словаре личных имен Гвидон – это реальное имя, но мало употребительное. Салтан – взято из восточной традиции. Лебедь – эта героиня в поэзии Пушкина. Она впервые появляется там, где рождаются сказки, у лукоморья. В ней гармонично соединились черты белой лебедушки-невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы из народных сказок.


2.Словарная работа

В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи

-Как они называются? (устаревшие или архаизмы)

- Давайте заменим некоторые устаревшие слова, современными слова, которые объясняют их смысл:

(Написаны на доске в два столбика -проведи стрелочку )

Вымолвить

Светлица

Град

Грамота

Нарёкся

Тужить

Город

Сказать

Назвался

Горевать

Сообщение, письмо

Светлая комната

3.Выборочное чтение. Работа по учебнику.

А теперь более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами из текста, зачитывая их. ( парная работа –по два вопроса )


1. Почему царь выбрал третью сестрицу? (с. ____)

2.Почему царю пришлось проститься с женой? ( с. _____)

3. Что же стало причиной несчастий молодой царицы? (с _____) 4.Кого родила царица? (с.______)

5.Какой текст письма послали с гонцом царю? (с._______)

6.Какое указание дал гонцу царь? (с _______)

7 Как изменили настоящий приказ? (с_______)

8.Как чувствовали мать и сын себя в неволе? (с._______) 9.О чём просило дитя волну? (с._______)

10.Где оказались мать и сын, после спасения? (с.______)

11.О чём подумал сын, выйдя на волю? (с. _______)

12. Кого увидел царевич на море? (с.________)

13. Как наградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение? (с._____________)


- Скажите мне, пожалуйста, сколько раз и в кого превращался князь Гвидон?

( 1- комар, 2 – муха, 3 – шмель)

14. Что же заставило Гвидона превращаться в эти облики? (с._____)

15.О каких трёх чудесах говорится в сказке? (с.______________________)

4.Физминутка

- Изобразите богатырей, выходящих из моря.

- Изобразите волны, набегающие на берег.

- Летящую царевну Лебедь.

- Гвидона, натягивающего лук.

- Танцующую белку, поющую песенки.



5.Характеристика героев.


Читая  любое  произведение,  мы  не  только  знакомимся  с  героями,  но  и невольно  начинаем  сопереживать  одним  из  них  и  испытывать  антипатию  к  другим.

-А сейчас ребята мы проведём работу в группах

- На столе у вас карточки с именами героев, вы должны описать своего героя (характер, действия и поступки героя, ваше отношение к нему) В скобочках даны слова , которые описывают характер человека. Выберите то, что подходит под описание вашего героя и попробуйте это доказать)


Царь Салтан (добрый, щедрый, властный, доверчивый, мудрый, храбрый, сильный, воинственный.)

Царь Салтан — добрый и справедливый, щедрый и очень доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и отпускает домой.

Царица (верная, добрая, мягкая, выносливая, душевная, доверчивая, мудрая.)


Князь Гвидон (храбрый, выносливый, смелый, находчивый, благодарный, славный, могучий богатырь, умный, ловкий, крепкий, сильный, мудрый, душевный, добрый.)

Князь Гвидон — сын царя Салтана , прекрасный, сильный, смелый и отважный юноша. Он спас Царевну Лебедь от коршуна, справедливо правит в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду: чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.

Царевна Лебедь (добрая, отзывчивая, скромная, благодарная )

Царевна Лебедь — прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем становится его женой.

Ткачиха, Повариха, сватья Баба Бабариха (жадные, завистливые, лживые, неблагодарные).


На какие группы можно разделить героев? (положительные и отрицательные герои)  - Каких  героев  вы  отнесли бы  в  группу  положительных?

(Князь  Гвидон,  царица,  царь  Салтан.)

- Каких  героев  вы  отнесли  в  группу  отрицательных  героев?

(Ткачиха,  повариха,  сватья  баба  Бабариха.

Действия, которые совершают положительные и отрицательные персонажи помогают разобраться нам в том, что такое добро, а что на самом деле зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом случае победит!

–Вспомните, как заканчивается сказка

- Как вы думаете, счастливый ли конец у сказки? - Почему? (Семья воссоединилась и в сказке добро всегда побеждает зло). - Какой пословицей мы могли бы закончить сказку?

( Вся семья вместе и душа на месте).

8. Рефлексия.

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, забытый век.

В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

Покидать нам сказку жалко,
Как  уютный милый  дом.
Сказка в жизни помогает,

Принимать людей с добром!

9. Подведение итогов урока

- Вот и подошёл к концу наш урок. Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А. С. Пушкина, но открыли для себя что – то новое.

- Чему же нас, современного читателя, научила сказка о царе Салтане?

Начните со слов: Меня эта сказка научила.(.Доска )(доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим, а учиться радоваться за других.)

- Как вы думаете, для чего нужны чудеса?

(чтобы исполнять желания, мечту)

- В жизни чудеса встречаются?

(Если мы хотим верить в чудеса, то тогда - да)

Настроены ли вы, на Чудо? –
Оно нас окружает всюду!
Его не разъять, не измерить –
В него нужно просто поверить!

Спасибо, за урок!









































  1. Почему царь выбрал третью сестрицу? (с. ____)


2.Почему царю пришлось проститься с женой? ( с. _____)


3.Что же стало причиной несчастий молодой царицы? (с _____)

4.Кого родила царица? (с.______)

5.Какой текст письма послали с гонцом царю? (с._______)

6.Какое указание дал гонцу царь? (с _______)

7 Как изменили настоящий приказ? (с_______)

8.Как чувствовали мать и сын себя в неволе? (с._______)

9.О чём просило дитя волну? (с.96)

10.Где оказались мать и сын, после спасения? (с.______)

11.О чём подумал сын, выйдя на волю? (с. _______)

12. Кого увидел царевич на море? (с.________)

13. Как наградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение? (с.________)

14- Скажите мне, сколько раз и в кого превращался князь Гвидон?

( 1- комар, 2 – муха, 3 – шмель)

15 Что же заставило Гвидона превращаться в эти облики? (с.__)

16.О каких трёх чудесах говорится в сказке? (с._____)




Царь Салтан (добрый, глупый, щедрый, властный, доверчивый, злопамятный, мудрый, храбрый, сильный, воинственный, жадный. )


Царица (верная, добрая, завистливая, мягкая, выносливая, мстительная, душевная, злая, доверчивая, мудрая.)


Князь Гвидон (храбрый, выносливый, смелый, находчивый, трусливый, благодарный, славный, могучий богатырь, умный, ловкий, крепкий, злой, сильный, мудрый, душевный, добрый.)


Царевна Лебедь (добрая, неблагодарная, злая волшебница, отзывчивая, скромная, благодарная )


Ткачиха, Повариха, сватья Баба Бабариха (жадные, добрые, завистливые,отзывчивые, лживые, неблагодарные).

































Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету...

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо...

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!


Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету...

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо...

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!


Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету...

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо...

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!


Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету...

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо...

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!


Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету...

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо...

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!


Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету...

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо...

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!


Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету...

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо...

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!


Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету...

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо...

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!


Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету...

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо...

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!