СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению: "Поход в библиотеку"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению: "Поход в библиотеку"»

Урок 2.

Тема. Поход в библиотеку

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с библиотекой; способствовать формированию умений работать в библиотеке, находить нужную информацию, работать с энциклопедиями

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: научатся: объяснять, что такое библиотека, в чём её предназначение, какие типы библиотек бывают, что такое алфавитный каталог и как им пользоваться, как выглядели книги в старину и в чём заключается ценность книги и чтения; получат возможность научиться: пользоваться электронной книгой – ридером.

Метапредметные: познавательные: анализируют высказывания мудрецов и известных писателей о ценности книг и чтения, находят в них общий ценностный смысл, сопоставляют иллюстрации с изображением старинных книг, фиксируют этапы развития книги (с точки зрения технологии изготовления, дизайна, удобства в пользовании); классифицируют высказывания мудрецов о книгах и чтении; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимают и принимают её, планируют вместе

с учителем деятельность по изучению темы урока; выбирают в совместном обсуждении шкалу оценивания и предлагают критерии оценки выполнения некоторых видов работ на уроке; коммуникативные: отвечают на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи, считывают необходимую информацию об истории происхождения книги с иллюстраций учебника, обсуждают в паре ответы на вопросы учебника, разделяют полномочия в группе при планировании проекта «О чём может рассказать энциклопедия».

Личностные: осознают пользу книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обосновывают мотивы посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формируемые умения

(универсальные учебные

действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация (само-

определение)

к учебной деятельности

II. Подготовка к основному этапу.

Актуализирующая беседа

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и учебного оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять.

Многое хочу узнать

– Вспомните, какое ценное знание вы получили на предыдущем уроке?

– Почему это знание ценное?

– Поделитесь впечатлениями о выполнении домашнего задания, о вашем рассказе родителям.

– Дома вы должны были выбрать обложку
и закладку для учебника «Литературное чтение».

– Обменяйтесь впечатлениями, покажите друг другу результат работы.

– Оцените с помощью разноцветных фишек работу вашего товарища: отдельно оцените выбор обложки и отдельно выбор закладки, отдайте ему те фишки, которые он заслужил. Объясните товарищу свою оценку.

– Встаньте те, кто получил красную фишку
за выбор обложки. А теперь встаньте те, кто получил красную фишку за выбор подходящей закладки.

– А кто из вас получил зелёные фишки? Объясните, почему вашему выбору дали такую оценку, согласны ли вы с этим.

– Есть ли такие ребята в классе, кто получил фиолетовую фишку? Какой вывод вы сделали для себя на будущее? Постарайтесь исправить недостаток в работе к следующему уроку и покажите своему соседу по парте получившийся вариант

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.







Обмениваются впечатлениями

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость, слушая учителя

Познавательные: овладевают умениями работать
со знаково-символическими средствами.

Коммуникативные: высказывают свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других; осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них.

Личностные: бережно относятся к учебнику

Готовность
к уроку

оценивают разноцветными фишками

Работа
с учебником. Беседа по вопросам.







Оценивание
результатов работы
с помощью цветных фишек

III. Постановка учебной задачи.

Работа со шмуцтитулом. Целеполагание. Работа над формулировкой учебных задач урока и над целевыми установками, данными
на шмуцтитуле (учебник, с. 6, 7)

– Откройте учебник на с. 6–12. Как нужно листать страницы учебника, чтобы он служил нам долго?

– Рассмотрите материал урока, который мы сегодня будем изучать. Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке.

– Давайте вернёмся к плану изучения темы, который мы составили на предыдущем уроке. Посмотрите, что ещё нам сегодня предстоит сделать.

– Выберите среди целей изучения темы те, которые наиболее полно отражают задачи сегодняшнего урока.

– Попробуйте сформулировать задачи урока
по алгоритму, написанному на доске:

Узнаем: …

Научимся: …

Будем учиться: …

Слушают учителя. Читают.





Дети предлагают пункты плана.



Формулируют цели изучения раздела или темы

Познавательные: объясняют записи.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; воспроизводят алгоритм; работают по алгоритму в парах

Оценивание результатов деятельности
с помощью фишек.


Оценивание работы друг друга в парах

(разработанные критерии)

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Постановка проблемного вопроса урока. Были ли вы когда-нибудь
в библиотеке?

– А знаете ли вы, что такое библиотека, когда библиотеки появились и какой путь прошли книги от древних времён до наших дней? Хотите узнать? Тогда начнём.

– Откройте с. 6 учебника, здесь вы узнаете всё о библиотеках.

– Прочитайте статью о библиотеках.



– Послушайте сообщение ученика о Птолемее (5–6 предложений).

(На слайдах показать самые большие и известные библиотеки мира, рассказать о том, в каких государствах и странах они находятся, какой пользуются популярностью, почему люди их посещают. Также нужно обратить внимание, что библиотеки бывают научные, публичные, специализированные, школьные и др. Желательно рассказать о каждой из них или предложить детям подготовить заранее небольшие сообщения из 5–6 предложений.)

– Представьте такую ситуацию, что вы пришли в библиотеку, а там нет библиотекаря. Вам нужно найти книгу, что вы будете делать?

– Для этого, ребята, есть алфавитный каталог (показать на слайде презентации). В нём расставлены карточки по алфавиту. На каждой карточке указаны фамилия автора и его инициалы. А дальше написано название книги. Если вы знаете автора произведения, то его можно быстро найти по алфавитному каталогу. Также на каждой карточке написан шифр (несколько цифр и букв), который указывает, где, в каком месте и на какой полке в библиотеке стоит нужная книжка. По этому шифру можно быстро найти книгу на нужной полке. Попробуйте это сделать, когда вы будете посещать библиотеку. Если у вас не будет что-то получаться, то обязательно обратитесь к библиотекарю







Читают текст. Отвечают на вопросы
к нему.

Внимательно слушают













Познавательные: осознанно читают текст; внимательно слушают сообщение; умеют формулировать и задавать вопросы, составлять предложения, связанные по смыслу.

Коммуникативные: строят ответы на вопросы, соблюдая логику.

Регулятивные: составляют критерии

Оценивание сообщения по разработанным

критериям

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух,

Поскорей на парту плюх

Выполняют движения по тексту под руководством учи-
теля. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; действуют согласно инструкции

Правильное

выполнение движений

Работа
с учебником






– Рассмотрите картинки.

– Прочитайте текст (с. 8–11).

– Вообразите себя на месте мальчика. Что бы вы взяли в библиотеке читать?

– Ответьте на вопросы (с. 11).

– Прочитайте стихотворение Р. Сефа «Читателю» (с. 12).

Знакомит учащихся с биографией поэта (см. ресурсный материал).

Предлагает ответить на вопрос: «Почему надо учиться читать всю жизнь?»

Слушают ответы друг друга внимательно, не перебивают, вежливо высказывают свою точку зрения, приводят в качестве аргументов доказательства из текста. Соотносят картинки с текстом учебника. Отвечают на вопросы учителя

Познавательные: осмысленно читают текст по ролям; анализируют рисунки, соотносят их с текстом; овладевают умением работать с текстом; понимают вопросы и строят правильные ответы на них.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, подтверждают его примерами

Работа
с текстом, рисунками, беседа по вопросам, объяснение высказыва-ний великих писателей

V. Закрепление знаний и способов действий

– Для чего создавались библиотеки?

– От каких слов произошло слово «библиотека»? Где появились первые библиотеки?

– Какие библиотеки считаются первыми?

– Кем была создана библиотека в III в. до н. э.?

– Кто такой Птолемей, чем он прославился?

– Поднимите руки те, у кого дома есть библиотека. Расскажите, кто в семье у вас любит собирать книги. Какие книги чаще попадают в вашу домашнюю библиотеку? Есть ли в вашей библиотеке место для детских книг?

– Сделайте вывод о том, что такое библиотека и что она значит в жизни каждого человека

Отвечают на вопросы учителя.



Запоминают новые имена.






Выстраивают логические выводы

Познавательные: осознанно вычитывают из текста правильные ответы, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.

Коммуникативные: понимают вопросы и строят правильные ответы на них; участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения

Беседа по вопросам,

оценивание

(разработанные критерии)

Проект

«О чём может рассказать школьная библиотека», или «Почему нам интересно ходить в библиотеку»

– Прочитайте на с. 7 учебника название уже знакомой вам рубрики.

– Что такое проект, какие проекты вы уже выполняли в 1 классе?

– Чему вы научились, выполняя проекты?

– Какие правила необходимо знать, чтобы проект увенчался успехом?

– Разбейтесь на группы и определите, какая тема проекта вам ближе.

– Прочитайте план ваших действий, распределите, кто и за что будет отвечать при выполнении проекта, запишите задание по проекту в свой дневник. Проект будет выполняться в течение месяца, следовательно, вам нужно распределить правильно силы и время

Разбиваются на пары (группы).

Распределяют роли в группе.

Слушают и слышат друг друга.

Прислушиваются
к мнению одноклассников.

Составляют план

Познавательные: работают с дневником.

Коммуникативные: владеют навыком работы в парах (группах)

Оценивание проекта по разработанным

критериям

Работа
по теме урока (продолжение) по учебнику

(с. 8)

– О чём ещё вы должны сегодня узнать на уроке? Обратитесь к плану, написанному на доске. (Должны узнать о том, как создавались книги.)

– Откройте с. 8 учебника и прочитайте текст о первых книгах вверху страницы.

– А теперь рассмотрите иллюстрации, определите, какие книги были самыми первыми, а какие появились позже. (Учитель на доске фиксирует этапы развития книги.

Помимо этого необходимо обратить внимание на значение слов: пергамент, свиток, складная книга, Древний Восток.)

– Вот какой путь прошла книга! Она изменилась и по технологии изготовления, и по оформлению. Что вы можете рассказать

о современных книгах, какие они?





Читают текст. Рассматривают иллюстрации. Отвечают
на вопросы.



Знакомятся с новыми словами

Познавательные: усваивают новое понятие; умеют графически изображать текст, пересказывать текст по плану.

Коммуникативные: выступают перед аудиторией

Критерии оценивания.

Работа
с заданиями и ил-

люстрациями учебника

Знакомство с электронными книгами – ридерами

– А кто слышал об электронных книгах? Как их называют по-другому? (Ридеры.) (Можно показать изображение на слайде.)

Объединитесь в группы, составьте рассказ
об электронной книге по плану.

План

1. Ридер – самая современная книга.

2. Внешний вид ридера.

3. Функции пользователя.

4. Преимущества ридеров перед другими видами книг




Составляют текст
по плану.

Выступают с рассказами об электронных книгах

Познавательные: формулируют ответы на вопросы, составляют рассказ на основе плана.

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: владеют навыками работы в группе, выступления с презентацией результата работы

Составление рассказа по плану

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(итог)

– Что нового узнали на уроке?

– В чём утвердились, какие важные мысли вы бы хотели взять на заметку, запомнить?

– Поднимите руки, у кого возникло желание «читать всю жизнь», ходить в библиотеку или загрузить в электронную книжку много-много интересных книг.

– Предлагаю в «Портфеле достижений» каждый месяц отмечать количество прочитанных книг и делиться самыми интересными моментами произведений.

– Интересно ли вам было сегодня на уроке? Покажите это с помощью разноцветных фишек

Слушают. Отвечают на вопросы

Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Беседа по вопросам. Саморегуляция

«Лесенка достижений»

Домашнее задание

– Выполните задания учебника (с. 6, задание 3; с. 11, задания 2, 3).

– Подготовьте рассказ о том, как развивалась книга и какой она стала в современной жизни (задание по желанию).

– Составьте план подготовки проектного задания по выбранной теме, укажите в плане сроки выполнения работы

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Оценивание
работы по итогам урока



2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!