СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Черемуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Черемуха"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Черемуха"»

Ход урока

Конспект урока литературного чтения в 3 классе.


Тема: С. Есенин «Черёмуха».

Цели:

  • продолжить знакомство учащихся с биографией С. Есенина, ознакомить учащихся со стихотворением С. А. Есенина «Черемуха»;

  • формирование знаний об эпитете как образном средстве языка, формирование умения и навыков выразительного чтения стихов;

  • развитие и обогащение речи учащихся через свободные высказывания,

развитие внимания, творческого воображения;

  • воспитание интереса к предмету и культуры общения; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Оборудование: компьютер, проектор, экран



  1. Организационный момент.

– Ребята, сегодня у нас не простой урок. Мы принимаем гостей. Давайте

поприветствуем их и подарим им наши улыбки.


2 . Речевая разминка.

– Прочитайте пословицу: «Никакое искусство не достигнет природы».

– Как вы ее понимаете?

– Прочитайте медленно.

– Прочитайте с ускорением.

– Прочитайте с вопросительной интонацией.

– Прочитайте с утвердительной.

– Прочитайте выразительно.

3 . Актуализация знаний и постановка проблемы

Учитель читает отрывки из стихотворений С.Есенина

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

Учитель: На уроке мы вновь обратимся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого вы познакомились в І и II классах.

С. А. Есенин – русский народный поэт. Родился в 1895 году. Есенин родился и вырос в селе Константиново, под Рязанью, на берегу красивой русской реки Оки. Поэт очень любил родную природу и воспел ее с своих стихах.

А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями.    Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. 

  1. Работа над стихотворением С.Есенина «Черемуха»

-Ребята, какое время года? Какой месяц?

- Весна...

- Какие картины природы возникают у вас в памяти?

- С приходом весны происходят самые настоящие чудеса. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев.

На слайде фото

-Что это за дерево?

-Что такое черемуха? (дерево с сильно пахнущими цветками и темными терпкими ягодами)

Познакомимся со стихотворением «Черемуха».

- О чем будет стихотворение?


Учитель читает стихотворение

5. Обмен впечатлениями о прочитанном.


Учитель: Какое настроение автора вы почувствовали?

Выберите из предложенных вариантов: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное?

Обоснуйте свой выбор.


Дети: Мы почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха

- Понравилось ли вам стихотворение?

-Какие чувства возникли у вас?

- Какие картины представили себе, слушая стихотворение?

6. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

– Прочитайте стихотворение самостоятельно. Найдите слова, которые вам не понятны.

7. Словарная работа.


– Объясните значение выражений:

Роса медвяная – ароматная с запахом мёда;

Зелень пряная – с острым, ароматным запахом;

Проталинка – место, где растаял снег и показалась земля;

Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;

Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;

Вкрадчиво – осторожно, доверительно;

Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)


- Какое настроение поэта почувствовали? (Любовь к природе, радость, восторг от красоты природы, от красоты цветущей черемухи)


VI. Продолжение изучения темы.


б) Словесное рисование.


Учитель: – На какие картины можно разделить это стихотворение? (4 картины)

Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.


Дети: 1-ая картина: Большой куст цветущей черемухи. Ветки похожи на кудри, в ветках отражаются лучи восходящего солнца. Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи.

2-ая картина: Нарисуем место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей.

3-я картина: У черёмухи зелень золотистая на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота.

4-ая картина: Ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды.

в) Чтение стихотворения по частям.


Чтение 1-ой части.

Учитель: Давайте прочитаем отрывок к первой картине.

– При помощи каких слов автор описал черемуху? (Черемуха душистая, ветки

золотистые, роса медвяная, зелень пряная).

– Каким понятием можно объединить эти слова? (Эпитеты)

Что такое эпитет?

Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.


Учитель: Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха?


Дети: Пушистая, белоснежная, веселая, весенняя.


Учитель: Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет?


Вывод: верно, цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права.


Учитель: С чем автор сравнил ветки черемухи?

– О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит? Конечно, о девушке.

Как называется художественное средство, когда неживым предметам приписываются качества живых существ? Черёмуха олицетворяет образ девушки.


Чтение 2-ой части.

Учитель: Прочитайте отрывок ко второй картине.

– Каким нарисован ручей? Каковы его размеры?

Дети: маленький, серебряный (со стальным блеском, чистый прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце).

Учитель: Как вы думаете, а какой образ олицетворяет ручей? (Юноша)

– Подумайте и скажите, только ли о природе это стихотворение?


Вывод: Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья, о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.


Физминутка

Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.

Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.

Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат


Чтение 3-ей части.


Учитель: Прочитаем отрывок к третьей картине.

– Изменилась ли черемуха? Какого цвета она была и какая стала? (Зелень золотистая, желтого цвета на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота)

– Почему она так изменилась? (прошло время, черемуха распустилась, расцвела)


Чтение 4-ой части.


Учитель: Прочитаем последнюю часть.

– Произошли ли изменения с ручьем? (ручей тоже набрался силы, его напитали

вешние воды).

– На что стал похож он, если у него появилась волна?

Учитель: Мы отметили, что черемуха и ручей меняется. Что еще хотел автор нам показать этим стихотворением, что происходит в природе?


Вывод: В природе происходят изменения, автор показал - движение, время.

– Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении.

10. Работа в тетради. №1,2,3.


Учитель: Обратимся к иллюстрации на с. 55, найдите строки, подходящие к ней?


11. Кульминационный момент


Учитель: А сейчас я прочитаю вам стихотворение Зинаиды Александровой «Черемуха» и хочу, чтобы вы оценили поступки людей.


Расцвела черемуха

Около ручья,

На апрельском солнышке

Ветками шепча.

Легкая, как облачко,

Чистая, как снег.

Радовался деревцу

Каждый человек.

Приходили девочки

Посидеть под ней,

И могла цвести она

Много-много дней.

Это чья черемуха?

Да она ничья.

Белая снегурочка

Около ручья.

Мимо бабка ехала,

Оглядясь вокруг,

Сразу от черемухи

Отломила сук.

Городские школьники

Шли в далекий путь,

Увидав черемуху,

Стали ветки гнуть.

Прибежали девочки.

А снегурки нет.

Лишь в пыли валяется

Вянущий букет.

(3.Александрова)


Молчание. Слушание выводов учеников – оценка поступков прохожих.


Учитель: Мы причиняем природе боль. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – это маленькая рана, нанесенная природе. Если мы будем наносить раны родной природе, что же станет с природой? (Ответы учащихся)


Учитель: Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем.


Вывод: Такую красоту природы надо видеть и беречь.


Учитель: Сергей Есенин прожил очень мало – всего 30 лет. Но и за это время он достиг многого. Стихи поэта очень музыкальны, напевны, всеми любимы, поэтому многие композиторы создавали произведения на стихи Есенина.

- Я предлагаю вам прослушать песню «Черемуха» в исполнении

Константина Ставриева


VI. Итог урока. Выставление оценок.

– С каким произведением вы познакомились на уроке?

– Кто автор? Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворении?

– С какой целью автор написал это стихотворение?

Каковы его главные мысли? (Любовь к родному краю, к природе.)

Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее красотой? (Еще ее надо беречь и охранять.)

Давайте же будем беречь и любить каждую травинку, каждую бабочку, все живое, что нас окружает, так как наш мир будет бедным, невзрачным, мертвым без красоты живой природы.

– Поднимите руку, кто захотел увидеть черемуху, цветущую в природе.


Покажите сигнал те, кто за свою работу ОЦЕНКИ

VII. Домашнее задание.



с. 55 учить наизусть.

с. 56 задание 6 (Сделать иллюстрацию к стихотворению «Черёмуха)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!