Ход урока
Конспект урока литературного чтения в 3 классе.
Тема: С. Есенин «Черёмуха».
Цели:
продолжить знакомство учащихся с биографией С. Есенина, ознакомить учащихся со стихотворением С. А. Есенина «Черемуха»;
формирование знаний об эпитете как образном средстве языка, формирование умения и навыков выразительного чтения стихов;
развитие и обогащение речи учащихся через свободные высказывания,
развитие внимания, творческого воображения;
воспитание интереса к предмету и культуры общения; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Организационный момент.
– Ребята, сегодня у нас не простой урок. Мы принимаем гостей. Давайте
поприветствуем их и подарим им наши улыбки.
2 . Речевая разминка.
– Прочитайте пословицу: «Никакое искусство не достигнет природы».
– Как вы ее понимаете?
– Прочитайте медленно.
– Прочитайте с ускорением.
– Прочитайте с вопросительной интонацией.
– Прочитайте с утвердительной.
– Прочитайте выразительно.
3 . Актуализация знаний и постановка проблемы
Учитель читает отрывки из стихотворений С.Есенина
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
Учитель: На уроке мы вновь обратимся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого вы познакомились в І и II классах.
С. А. Есенин – русский народный поэт. Родился в 1895 году. Есенин родился и вырос в селе Константиново, под Рязанью, на берегу красивой русской реки Оки. Поэт очень любил родную природу и воспел ее с своих стихах.
А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями. Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет.
Работа над стихотворением С.Есенина «Черемуха»
-Ребята, какое время года? Какой месяц?
- Весна...
- Какие картины природы возникают у вас в памяти?
- С приходом весны происходят самые настоящие чудеса. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев.
На слайде фото
-Что это за дерево?
-Что такое черемуха? (дерево с сильно пахнущими цветками и темными терпкими ягодами)
Познакомимся со стихотворением «Черемуха».
- О чем будет стихотворение?
Учитель читает стихотворение
5. Обмен впечатлениями о прочитанном.
Учитель: Какое настроение автора вы почувствовали?
Выберите из предложенных вариантов: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное?
Обоснуйте свой выбор.
Дети: Мы почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха
- Понравилось ли вам стихотворение?
-Какие чувства возникли у вас?
- Какие картины представили себе, слушая стихотворение?
6. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
– Прочитайте стихотворение самостоятельно. Найдите слова, которые вам не понятны.
7. Словарная работа.
– Объясните значение выражений:
Роса медвяная – ароматная с запахом мёда;
Зелень пряная – с острым, ароматным запахом;
Проталинка – место, где растаял снег и показалась земля;
Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;
Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;
Вкрадчиво – осторожно, доверительно;
Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)
- Какое настроение поэта почувствовали? (Любовь к природе, радость, восторг от красоты природы, от красоты цветущей черемухи)
VI. Продолжение изучения темы.
б) Словесное рисование.
Учитель: – На какие картины можно разделить это стихотворение? (4 картины)
Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.
Дети: 1-ая картина: Большой куст цветущей черемухи. Ветки похожи на кудри, в ветках отражаются лучи восходящего солнца. Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи.
2-ая картина: Нарисуем место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей.
3-я картина: У черёмухи зелень золотистая на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота.
4-ая картина: Ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды.
в) Чтение стихотворения по частям.
Чтение 1-ой части.
Учитель: Давайте прочитаем отрывок к первой картине.
– При помощи каких слов автор описал черемуху? (Черемуха душистая, ветки
золотистые, роса медвяная, зелень пряная).
– Каким понятием можно объединить эти слова? (Эпитеты)
Что такое эпитет?
Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.
Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.
Учитель: Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха?
Дети: Пушистая, белоснежная, веселая, весенняя.
Учитель: Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет?
Вывод: верно, цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права.
Учитель: С чем автор сравнил ветки черемухи?
– О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит? Конечно, о девушке.
Как называется художественное средство, когда неживым предметам приписываются качества живых существ? Черёмуха олицетворяет образ девушки.
Чтение 2-ой части.
Учитель: Прочитайте отрывок ко второй картине.
– Каким нарисован ручей? Каковы его размеры?
Дети: маленький, серебряный (со стальным блеском, чистый прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце).
Учитель: Как вы думаете, а какой образ олицетворяет ручей? (Юноша)
– Подумайте и скажите, только ли о природе это стихотворение?
Вывод: Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья, о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.
Физминутка
Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.
Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.
Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат
Чтение 3-ей части.
Учитель: Прочитаем отрывок к третьей картине.
– Изменилась ли черемуха? Какого цвета она была и какая стала? (Зелень золотистая, желтого цвета на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота)
– Почему она так изменилась? (прошло время, черемуха распустилась, расцвела)
Чтение 4-ой части.
Учитель: Прочитаем последнюю часть.
– Произошли ли изменения с ручьем? (ручей тоже набрался силы, его напитали
вешние воды).
– На что стал похож он, если у него появилась волна?
Учитель: Мы отметили, что черемуха и ручей меняется. Что еще хотел автор нам показать этим стихотворением, что происходит в природе?
Вывод: В природе происходят изменения, автор показал - движение, время.
– Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении.
10. Работа в тетради. №1,2,3.
Учитель: Обратимся к иллюстрации на с. 55, найдите строки, подходящие к ней?
11. Кульминационный момент
Учитель: А сейчас я прочитаю вам стихотворение Зинаиды Александровой «Черемуха» и хочу, чтобы вы оценили поступки людей.
Расцвела черемуха
Около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней,
И могла цвести она
Много-много дней.
Это чья черемуха?
Да она ничья.
Белая снегурочка
Около ручья.
Мимо бабка ехала,
Оглядясь вокруг,
Сразу от черемухи
Отломила сук.
Городские школьники
Шли в далекий путь,
Увидав черемуху,
Стали ветки гнуть.
Прибежали девочки.
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
(3.Александрова)
Молчание. Слушание выводов учеников – оценка поступков прохожих.
Учитель: Мы причиняем природе боль. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – это маленькая рана, нанесенная природе. Если мы будем наносить раны родной природе, что же станет с природой? (Ответы учащихся)
Учитель: Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем.
Вывод: Такую красоту природы надо видеть и беречь.
Учитель: Сергей Есенин прожил очень мало – всего 30 лет. Но и за это время он достиг многого. Стихи поэта очень музыкальны, напевны, всеми любимы, поэтому многие композиторы создавали произведения на стихи Есенина.
- Я предлагаю вам прослушать песню «Черемуха» в исполнении
Константина Ставриева
VI. Итог урока. Выставление оценок.
– С каким произведением вы познакомились на уроке?
– Кто автор? Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворении?
– С какой целью автор написал это стихотворение?
Каковы его главные мысли? (Любовь к родному краю, к природе.)
Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее красотой? (Еще ее надо беречь и охранять.)
Давайте же будем беречь и любить каждую травинку, каждую бабочку, все живое, что нас окружает, так как наш мир будет бедным, невзрачным, мертвым без красоты живой природы.
– Поднимите руку, кто захотел увидеть черемуху, цветущую в природе.
Покажите сигнал те, кто за свою работу ОЦЕНКИ
VII. Домашнее задание.
с. 55 учить наизусть.
с. 56 задание 6 (Сделать иллюстрацию к стихотворению «Черёмуха)