Урок литературного чтения №62
Дата : 03.02.22.
3 –Б класс
Тема « А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Характеристика героев произведения».
«Сказка - ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам урок!»
А.С. Пушкин
Цели: работать с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...»; формировать нравственные ценности, отраженные в поэтической сказке А.С. Пушкина (нравственный урок сватье Бабарихе, поварихе, ткачихе); учить работать с текстом сказки в поэтической форме; учить определять тему, основную мысль, характеризовать героев произведения, находить средства художественной выразительности, анализировать произведение живописи, соотносить текст сказки с произведением живописи, работать в паре, группе.
Планируемые результаты:
предметные: прогнозировать содержание произведения, знать и перечислять сказки А.С. Пушкина, специфические особенности жанра литературной сказки, оценивать героев и их поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;
метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст, ориентироваться в учебной и художественной книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе;
личностные: осмыслять понятия любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни, проявлять интерес к произведениям искусства.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина,
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
— Прочитайте стихотворение.
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
Ю. Энтин
3. Актуализация опорных знаний.
- О чём стихотворение Юрия Энтина ? ( о сказках)
- Что такое сказка ?
-Какие сказки бывают?
- Кто упоминается в стихотворении? Кем они являются в сказках? ( Героями сказок)
– О чём же и о ком сегодня пойдёт разговор на уроке? ( О сказке и её героях.)
Да, сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти сказок,
самой светлой, волшебно-счастливой сказке и её героям.
Посмотрите на рисунки к сказкам .
– Кто автор сказок? ( А.С. Пушкин)
-Как называется сказка, с которой будем продолжать сегодня работать?
- Назовите её полное название.
Работа по теме урока .
- Что подсказывает название сказки? - Кого автор перечислил в названии?
-Как он относится к этим героям сказки ? Почему вы так решили? (Все перечисленные герои являются главными в сказочном повествовании и герои не просто называются, им дается краткая характеристика, передаётся отношение к ним автора).
ФИЗМИНУТКА
4. Характеристика героев.
Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.
-А сейчас ребята мы проведём работу в группах
- На столе у вас карточки с именами героев, вы должны описать своего героя (характер, действия и поступки героя, ваше отношение к нему) В скобочках даны слова, которые описывают характер человека. Выберите то, что подходит под описание вашего героя и попробуйте это доказать). Отвечать будете, строго по плану, который я вам раздала.
План характеристики героев.
Имя героя. Опишите его внешность и характер.
Действия и поступки, совершаемые героем.
Отношение автора к герою.
Ваше отношение к герою.
Царь Салтан (добрый, щедрый, властный, доверчивый, мудрый, храбрый, сильный, воинственный.)
Царь Салтан — добрый и справедливый, щедрый и очень доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и отпускает домой.
Царица (верная, добрая, мягкая, выносливая, душевная, доверчивая, мудрая.)
Князь Гвидон (храбрый, выносливый, смелый, находчивый, благодарный, славный, могучий богатырь, умный, ловкий, крепкий, сильный, мудрый, душевный, добрый.)
Князь Гвидон — сын царя Салтана , прекрасный, сильный, смелый и отважный юноша. Он спас Царевну Лебедь от коршуна, справедливо правит в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду: чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.
Царевна Лебедь (добрая, отзывчивая, скромная, благодарная )
Царевна Лебедь — прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем становится его женой.
Ткачиха, Повариха, сватья Баба Бабариха (жадные, завистливые, лживые, неблагодарные).
- На какие группы можно разделить героев? (положительные и отрицательные герои) - - --
- Каких героев вы отнесли бы в группу положительных?
(Князь Гвидон, царица, царь Салтан.)
- Каких героев вы отнесли в группу отрицательных героев?
(Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха.
Действия, которые совершают положительные и отрицательные персонажи помогают разобраться нам в том, что такое добро, а что на самом деле зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом случае победит!
–Вспомните, как заканчивается сказка
- Как вы думаете, счастливый ли конец у сказки? - Почему? (Семья воссоединилась и в сказке добро всегда побеждает зло). 9. Обобщение.
- Кто из героев вам понравился больше? Почему?
Сам А.С. Пушкин о своих сказках говорил так:
«Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
(А.С. Пушкин)
- Какой урок мы вынесли, чему хотел научить нас А.С.Пушкин?
(доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим чёрной завистью, а учиться радоваться за других людей) .
8. Рефлексия.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, забытый век.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Сказка в жизни помогает,
Принимать людей с добром!
9. Подведение итогов урока
- Вот и подошёл к концу наш урок. Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А. С. Пушкина, но открыли для себя что – то новое.
- Чему же нас, современного читателя, научила сказка о царе Салтане?
Начните со слов: Меня эта сказка научила.(.Доска )(доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим, а учиться радоваться за других.)
- Как вы думаете, для чего нужны чудеса?
(чтобы исполнять желания, мечту)
- В жизни чудеса встречаются?
(Если мы хотим верить в чудеса, то тогда - да)
Настроены ли вы, на Чудо? –
Оно нас окружает всюду!
Его не разъять, не измерить –
В него нужно просто поверить!
10. Домашнее задание: Выучить понравившийся отрывок сказки
А.С. Пушкина наизусть.
Спасибо, за урок!
В мире много сказок Грустных и смешных, И прожить на свете Нам нельзя без них. Лампа Аладдина, В сказку нас веди, Башмачок хрустальный, Помоги в пути! Мальчик Чиполлино, Мишка Винни-Пух – Каждый нам в дороге Настоящий друг. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть добро навеки Побеждает зло. Ю. Энтин | В мире много сказок Грустных и смешных, И прожить на свете Нам нельзя без них. Лампа Аладдина, В сказку нас веди, Башмачок хрустальный, Помоги в пути! Мальчик Чиполлино, Мишка Винни-Пух – Каждый нам в дороге Настоящий друг. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть добро навеки Побеждает зло. Ю. Энтин | В мире много сказок Грустных и смешных, И прожить на свете Нам нельзя без них. Лампа Аладдина, В сказку нас веди, Башмачок хрустальный, Помоги в пути! Мальчик Чиполлино, Мишка Винни-Пух – Каждый нам в дороге Настоящий друг. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть добро навеки Побеждает зло. Ю. Энтин |
В мире много сказок Грустных и смешных, И прожить на свете Нам нельзя без них. Лампа Аладдина, В сказку нас веди, Башмачок хрустальный, Помоги в пути! Мальчик Чиполлино, Мишка Винни-Пух – Каждый нам в дороге Настоящий друг. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть добро навеки Побеждает зло. Ю. Энтин | В мире много сказок Грустных и смешных, И прожить на свете Нам нельзя без них. Лампа Аладдина, В сказку нас веди, Башмачок хрустальный, Помоги в пути! Мальчик Чиполлино, Мишка Винни-Пух – Каждый нам в дороге Настоящий друг. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть добро навеки Побеждает зло. Ю. Энтин | В мире много сказок Грустных и смешных, И прожить на свете Нам нельзя без них. Лампа Аладдина, В сказку нас веди, Башмачок хрустальный, Помоги в пути! Мальчик Чиполлино, Мишка Винни-Пух – Каждый нам в дороге Настоящий друг. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть добро навеки Побеждает зло. Ю. Энтин |
В мире много сказок Грустных и смешных, И прожить на свете Нам нельзя без них. Лампа Аладдина, В сказку нас веди, Башмачок хрустальный, Помоги в пути! Мальчик Чиполлино, Мишка Винни-Пух – Каждый нам в дороге Настоящий друг. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть добро навеки Побеждает зло. Ю. Энтин | В мире много сказок Грустных и смешных, И прожить на свете Нам нельзя без них. Лампа Аладдина, В сказку нас веди, Башмачок хрустальный, Помоги в пути! Мальчик Чиполлино, Мишка Винни-Пух – Каждый нам в дороге Настоящий друг. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть добро навеки Побеждает зло. Ю. Энтин | В мире много сказок Грустных и смешных, И прожить на свете Нам нельзя без них. Лампа Аладдина, В сказку нас веди, Башмачок хрустальный, Помоги в пути! Мальчик Чиполлино, Мишка Винни-Пух – Каждый нам в дороге Настоящий друг. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть добро навеки Побеждает зло. Ю. Энтин |