СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению. Тема: « А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Характеристика героев произведения». ( 3 класс . УМК Перспектива)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению. Тема: « А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Характеристика героев произведения». ( 3 класс . УМК Перспектива)»

Урок литературного чтения №62

Дата : 03.02.22.

3 –Б класс

Тема « А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Характеристика героев произведения».


«Сказка - ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок!»

А.С. Пушкин

Цели: работать с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...»; формировать нравственные ценности, отраженные в поэтической сказке А.С. Пушкина (нравственный урок сватье Бабарихе, поварихе, ткачихе); учить работать с текстом сказки в поэтической форме; учить определять тему, основную мысль, характеризовать героев произведения, находить средства художественной выразительности, анализировать произведение живописи, соотносить текст сказки с произведением живописи, работать в паре, группе.

Планируемые результаты:

предметные: прогнозировать содержание произведения, знать и перечислять сказки А.С. Пушкина, специфические особенности жанра литературной сказки, оценивать героев и их поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;

метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст, ориентироваться в учебной и художественной книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе;

личностные: осмыслять понятия любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни, проявлять интерес к произведениям искусства.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина,

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учебной деятельности.

— Прочитайте стихотворение.

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.

Ю. Энтин

3. Актуализация опорных знаний.

- О чём стихотворение Юрия Энтина ? ( о сказках)

- Что такое сказка ?

-Какие сказки бывают?

- Кто упоминается в стихотворении? Кем они являются в сказках? ( Героями сказок)


О чём же и о ком сегодня пойдёт разговор на уроке? ( О сказке и её героях.)

Да, сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти сказок,

самой светлой, волшебно-счастливой сказке и её героям.

Посмотрите на рисунки к сказкам .

Кто автор сказок? ( А.С. Пушкин)

-Как называется сказка, с которой будем продолжать сегодня работать?

- Назовите её полное название.

  1. Работа по теме урока .

- Что подсказывает название сказки? - Кого автор перечислил в названии?

-Как он относится к этим героям сказки ? Почему вы так решили? (Все перечисленные герои являются главными в сказочном повествовании и герои не просто называются, им дается краткая характеристика, передаётся отношение к ним автора).

ФИЗМИНУТКА


4. Характеристика героев.


Читая любое  произведение,  мы  не  только  знакомимся  с  героями,  но  и невольно  начинаем  сопереживать  одним  из  них  и  испытывать  антипатию  к  другим.

-А сейчас ребята мы проведём работу в группах

- На столе у вас карточки с именами героев, вы должны описать своего героя (характер, действия и поступки героя, ваше отношение к нему) В скобочках даны слова, которые описывают характер человека. Выберите то, что подходит под описание вашего героя и попробуйте это доказать). Отвечать будете, строго по плану, который я вам раздала.


План характеристики героев.

  1. Имя героя. Опишите его внешность и характер.

  2. Действия и поступки, совершаемые героем.

  3. Отношение автора к герою.

  4. Ваше отношение к герою.



Царь Салтан (добрый, щедрый, властный, доверчивый, мудрый, храбрый, сильный, воинственный.)

Царь Салтан — добрый и справедливый, щедрый и очень доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и отпускает домой.

Царица (верная, добрая, мягкая, выносливая, душевная, доверчивая, мудрая.)


Князь Гвидон (храбрый, выносливый, смелый, находчивый, благодарный, славный, могучий богатырь, умный, ловкий, крепкий, сильный, мудрый, душевный, добрый.)

Князь Гвидон — сын царя Салтана , прекрасный, сильный, смелый и отважный юноша. Он спас Царевну Лебедь от коршуна, справедливо правит в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду: чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.

Царевна Лебедь (добрая, отзывчивая, скромная, благодарная )

Царевна Лебедь — прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем становится его женой.

Ткачиха, Повариха, сватья Баба Бабариха (жадные, завистливые, лживые, неблагодарные).


- На какие группы можно разделить героев? (положительные и отрицательные герои)  - - --

- Каких  героев  вы  отнесли бы  в  группу  положительных?

(Князь  Гвидон,  царица,  царь  Салтан.)

- Каких  героев  вы  отнесли  в  группу  отрицательных  героев?

(Ткачиха,  повариха,  сватья  баба  Бабариха.

Действия, которые совершают положительные и отрицательные персонажи помогают разобраться нам в том, что такое добро, а что на самом деле зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом случае победит!

–Вспомните, как заканчивается сказка

- Как вы думаете, счастливый ли конец у сказки? - Почему? (Семья воссоединилась и в сказке добро всегда побеждает зло). 9. Обобщение.

- Кто из героев вам понравился больше? Почему?

Сам А.С. Пушкин о своих сказках говорил так:

«Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

(А.С. Пушкин)

- Какой урок мы вынесли, чему хотел научить нас А.С.Пушкин?

(доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим чёрной завистью, а учиться радоваться за других людей) .

8. Рефлексия.

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, забытый век.

В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

Покидать нам сказку жалко,
Как  уютный милый  дом.
Сказка в жизни помогает,

Принимать людей с добром!

9. Подведение итогов урока

- Вот и подошёл к концу наш урок. Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А. С. Пушкина, но открыли для себя что – то новое.

- Чему же нас, современного читателя, научила сказка о царе Салтане?

Начните со слов: Меня эта сказка научила.(.Доска )(доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим, а учиться радоваться за других.)

- Как вы думаете, для чего нужны чудеса?

(чтобы исполнять желания, мечту)

- В жизни чудеса встречаются?

(Если мы хотим верить в чудеса, то тогда - да)

Настроены ли вы, на Чудо? –
Оно нас окружает всюду!
Его не разъять, не измерить –
В него нужно просто поверить!

10. Домашнее задание: Выучить понравившийся отрывок сказки

А.С. Пушкина наизусть.

Спасибо, за урок!









В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.

Ю. Энтин

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.

Ю. Энтин

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.

Ю. Энтин

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.

Ю. Энтин

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.

Ю. Энтин

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.

Ю. Энтин

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.

Ю. Энтин


В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.

Ю. Энтин


В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.

Ю. Энтин






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!