Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
Сергей Александрович Есенин «Черёмуха»
Форма проведения: традиционная
Цель: познакомить детей со стихотворением С. А. Есенина «Черёмуха»
Задачи:
образовательные:
научить детей читать стихотворение выразительно;
формировать умение понимать автора;
развивающиеся:
развивать:
развивать поэтический слух;
развивать творческие способности учащихся;
способствовать развитию интереса к чтению и литературному творчеству;
развивать творческое воображение;
воспитательные:
воспитывать:
1. воспитывать художественный вкус;
2. воспитывать любовь к природе;
3. воспитывать любовь к творчеству писателя.
Оборудование: портрет Есенина, картинки черёмухи
План урока
I. Организация детей на работу
приветствие;
проверка готовности класса.
Проверка домашнего задания
Постановка цели. Актуализация знаний
Изучение нового материала
Биография С. А. Есенина
Вводная беседа о черёмухе;
Выразительное чтение учителем;
Первичное восприятие стиха учащимися;
Чтение стихотворения детьми
Словарная работа;
Анализ стихотворения;
Физкультминутка
Работа с иллюстрацией;
Предварительная подготовка учащихся к выразительному чтению;
Выразительное чтение детей;
Домашнее задание
V. Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Организация детей на работу
У- Здравствуйте, ребята.
Прозвенел звонок
Начинается урок
Мы за парту тихо сели
И на учителя все посмотрели.
(Написано на доске, читаем хором)
ра-ра-ра-начинается игра
ро-ро-ро у мальчика ведро
ру-ру-ру продолжаем мы игру
ры-ры-ры подарили мы шары
ре-ре-ре стоит дом на горе
ри-ри-ри на ветках снегири
У- Ребята давайте посмотрим всё ли у нас готово к уроку?!
II. Проверка домашнего задания
У- Вспомним, ребята, что вам было задано на дом? Кто ответит?
Д- Выразительное чтение стихов А. А. Блока «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» стр.50-54
У- Сейчас мы проведём конкурс на лучшего чтеца стихотворения? Кто готов поднимете руку?
У- «Ветхая избушка» как ты думаешь какое настроение у ребят? Подтверди свой ответ строчками из стиха?
У- «Сны» какой сон мальчика тебе больше всего понравился? Почему?
У- «Ворона» какая радость у вороны? В каких строках это выражено?
У- Ребята, какое чтение вам больше всего понравилось? (Выставление оценок).
У- Почему? (Награждение учащихся медалями).
III. Постановка цели. Актуализация знаний
В этом имени – слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёз и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут- «Сергей Есенин»,
Всей России встают черты…
(Н. Браун)
У- Вспомните, ребята, какие стихи С. Есенина вы уже читали и учили наизусть? («Ночь», «Берёза», «Поёт зима, аукает…» и др.)
IV. Изучение нового материала
У- Сегодня на уроке мы снова прикоснёмся к творчеству С.А.Есенина.
Русский народный поэт. Родился в 1895 году в селе Константиново на берегу красивой реки Оки в зажиточной крестьянской семье. С малолетства воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг. Окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках.
После окончания школы Есенин приехал в Москву. Работал в книжном магазине, затем поступил в типографию товарищества. Поэт очень много путешествовал (Соловки, Мурманск, Кавказ, Крым). Есенин очень любил русскую природу и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся “белый перезвон берёз”, “вызванивают ивы”, “шумят тростники”. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.
У- Ребята, вы видели цветущую черемуху? Вспомните, какая она? (личные ассоциации)
У- Черёмуха — это кустарниковое растение. Растёт везде и в дикой природе, и у дома. Очень красивая внешне. С густой листвой изумрудно зелёного цвета. Как правило, начало цветение черёмухе сопровождается похолоданием. Начинает цвести в начале мая, образуя настоящее белое, легкое облако с душистом ароматом цветов, разносящейся по всей округе. Когда отцветает черёмуха, то появляются вместо цветов вязкие, сочные, черные, небольшие плоды.
Составление таблицы:
Ч
Лёгкая
ерёмуха
У- А теперь давайте послушаем как С. Есенин описывает черёмуху. И ответим на вопрос, какой настроение создаёт автор в стихотворении? (Чтение стихотворения учителем).
У- Какое настроение у этого стихотворения?
Д- Радостное, приподнятое, вольное
У- Какие краски вы бы использовали для иллюстрации этого стихотворения? Почему?
У- А теперь, ребята, прочитайте это стихотворение жужжащей речью и выделите слова не понятные вам.
У- Какие словам вам не понятны?
Д- роса медвяная (ароматная, с запахом мёда),
зелень пряная (с острым ароматным запахом),
проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля),
волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки.
обдаёт – окатывает волной, обливает со всех сторон,
вкрадчиво – осторожно, доверительно.
под кручею – под обрывом
У- Ребята, на какие картины можно разделить это стихотворение? Давайте их прочитаем.
Д- Черёмуху, ручей, снова черёмуха и снова ручей.
У- Давайте найдём в тексте сравнение. Ребята, как вы понимаете, что такое сравнение? (Сравнение одного предмета с другим)
Д- Что кудри, зелень золотистая
У- Ребята, а что такое метафора, кто знает? (Метафоры – слова, употребленные в переносном значении)
Д- Роса медвяная, сияет в серебре, серебряный ручей, зелень горит
У- Найдем олицетворение – слова, помогающие нам представить неодушевлённый предмет, как живой существо, как человека
Д- Завила кудри, ручей поёт песенки
У- Ребята, какой тогда образ олицетворяет черёмухе в стихотворении? Давайте ещё раз посмотрим на текст. Почему?
Д- Девушки
У- А ручей какой олицетворяет образ?
Д- Юноши
У- При помощи каких слов автор передаёт радость от вида необыкновенной красоты?
Д- Медвяная, душистая, пряная, золотистая, серебристая
У- Каким понятием можно объединить эти слова?
Д- Эпитеты
У- Что такое эпитеты? (Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Употребление эпитетов делает нашу речь более выразительной, более точной, яркой, красочной. Есенин часто употреблял разнообразные выразительные средства языка, делая тем самым свои стихи краше, интереснее и увлекательней)
У- Теперь, ребята, обратимся к иллюстрации в учебнике. Что на ней изображено? Найдите строки, подходящие к ней? Удачно ли автор подобрал иллюстрацию к этому стиху?
Д…
У - Ребята, давайте еще раз обратимся к тексту. Сейчас я буду читать вам четверостишье, а вы внимательно следите за моей интонацией и выделяете те слова ударением, которые я выделяю интонационно:
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила
У- Какие, ребята, слова вы выделили?
Д - Душистые, расцвета, ветки, кудри
Кругом роса медвяная
С ползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
У- Какие здесь вы выделили слова?
Д- Роса, по коре, зелень, сияет
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
С еребряный ручей.
У- Ребята, какие здесь вы выделили слова?
Д- Проталинки, корней, маленький, ручей
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
У- Ребята, какие здесь вы услышали слова?
Д- Душистая, развесившись, зелень, на солнышке
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт.
У- Какие здесь вы увидели слова?
Д- Волной, обдаёт, кручею, песенки
У- Молодцы ребята! А теперь кто желает прочитать стих вслух, выразительно, обращая своё внимание на смену картин, показывая интонационные паузы, передовая настроение автора и свои чувства. (Анализ чтения детей)
У- Молодцы ребята! Теперь запишем домашнее задание в дневники – выучить наизусть стихотворение «Черёмуха» на стр. 55
V. Подведение итогов урока
У- С каким поэтом мы сегодня продолжали знакомство?
С каким познакомились его произведением?
Понравился ли он вам?
У- Какие трудности возникали на уроке?
Что вам понравилось?
У- Спасибо за внимание. До свидания.