СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему "Сергей Александрович Есенин «Черёмуха»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему "Сергей Александрович Есенин «Черёмуха»". Цель урока: познакомить детей со стихотворением С. А. Есенина «Черёмуха».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему "Сергей Александрович Есенин «Черёмуха»"»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

Сергей Александрович Есенин «Черёмуха»


Форма проведения: традиционная

Цель: познакомить детей со стихотворением С. А. Есенина «Черёмуха»

Задачи:

образовательные:

  1. научить детей читать стихотворение выразительно;

  2. формировать умение понимать автора;

развивающиеся:

развивать:

  1. развивать поэтический слух;

  2. развивать творческие способности учащихся;

  3. способствовать развитию интереса к чтению и литературному творчеству;

  4. развивать творческое воображение;

воспитательные:

воспитывать:

1. воспитывать художественный вкус;

2. воспитывать любовь к природе;

3. воспитывать любовь к творчеству писателя.

Оборудование: портрет Есенина, картинки черёмухи


План урока

I. Организация детей на работу

    1. приветствие;

    2. проверка готовности класса.

  1. Проверка домашнего задания

  2. Постановка цели. Актуализация знаний

  3. Изучение нового материала

  1. Биография С. А. Есенина

  2. Вводная беседа о черёмухе;

  3. Выразительное чтение учителем;

  4. Первичное восприятие стиха учащимися;

  5. Чтение стихотворения детьми

  6. Словарная работа;

  7. Анализ стихотворения;

  8. Физкультминутка

  9. Работа с иллюстрацией;

  10. Предварительная подготовка учащихся к выразительному чтению;

  11. Выразительное чтение детей;

  12. Домашнее задание

V. Подведение итогов урока.



Ход урока


I. Организация детей на работу


У- Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок

Начинается урок

Мы за парту тихо сели

И на учителя все посмотрели.

(Написано на доске, читаем хором)

ра-ра-ра-начинается игра

ро-ро-ро у мальчика ведро

ру-ру-ру продолжаем мы игру

ры-ры-ры подарили мы шары

ре-ре-ре стоит дом на горе

ри-ри-ри на ветках снегири

У- Ребята давайте посмотрим всё ли у нас готово к уроку?!

II. Проверка домашнего задания


У- Вспомним, ребята, что вам было задано на дом? Кто ответит?

Д- Выразительное чтение стихов А. А. Блока «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» стр.50-54

У- Сейчас мы проведём конкурс на лучшего чтеца стихотворения? Кто готов поднимете руку?

У- «Ветхая избушка» как ты думаешь какое настроение у ребят? Подтверди свой ответ строчками из стиха?

У- «Сны» какой сон мальчика тебе больше всего понравился? Почему?

У- «Ворона» какая радость у вороны? В каких строках это выражено?

У- Ребята, какое чтение вам больше всего понравилось? (Выставление оценок).

У- Почему? (Награждение учащихся медалями).


III. Постановка цели. Актуализация знаний


В этом имени – слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёз и синь-рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут- «Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…

(Н. Браун)

У- Вспомните, ребята, какие стихи С. Есенина вы уже читали и учили наизусть? («Ночь», «Берёза», «Поёт зима, аукает…» и др.)


IV. Изучение нового материала


У- Сегодня на уроке мы снова прикоснёмся к творчеству С.А.Есенина.

Русский народный поэт. Родился в 1895 году в селе Константиново на берегу красивой реки Оки в зажиточной крестьянской семье. С малолетства воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг. Окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках.

После окончания школы Есенин приехал в Москву. Работал в книжном магазине, затем поступил в типографию товарищества. Поэт очень много путешествовал (Соловки, Мурманск, Кавказ, Крым). Есенин очень любил русскую природу и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся “белый перезвон берёз”, “вызванивают ивы”, “шумят тростники”. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.

У- Ребята, вы видели цветущую черемуху? Вспомните, какая она? (личные ассоциации)

У- Черёмуха — это кустарниковое растение. Растёт везде и в дикой природе, и у дома. Очень красивая внешне. С густой листвой изумрудно зелёного цвета. Как правило, начало цветение черёмухе сопровождается похолоданием. Начинает цвести в начале мая, образуя настоящее белое, легкое облако с душистом ароматом цветов, разносящейся по всей округе. Когда отцветает черёмуха, то появляются вместо цветов вязкие, сочные, черные, небольшие плоды.


Составление таблицы:


Ч

Лёгкая

ерёмуха


У- А теперь давайте послушаем как С. Есенин описывает черёмуху. И ответим на вопрос, какой настроение создаёт автор в стихотворении? (Чтение стихотворения учителем).

У- Какое настроение у этого стихотворения?

Д- Радостное, приподнятое, вольное

У- Какие краски вы бы использовали для иллюстрации этого стихотворения? Почему?

У- А теперь, ребята, прочитайте это стихотворение жужжащей речью и выделите слова не понятные вам.

У- Какие словам вам не понятны?

Д- роса медвяная (ароматная, с запахом мёда),

зелень пряная (с острым ароматным запахом),

проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля),

волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки.

обдаёт – окатывает волной, обливает со всех сторон,

вкрадчиво – осторожно, доверительно.

под кручею – под обрывом

У- Ребята, на какие картины можно разделить это стихотворение? Давайте их прочитаем.

Д- Черёмуху, ручей, снова черёмуха и снова ручей.

У- Давайте найдём в тексте сравнение. Ребята, как вы понимаете, что такое сравнение? (Сравнение одного предмета с другим)

Д- Что кудри, зелень золотистая

У- Ребята, а что такое метафора, кто знает? (Метафоры – слова, употребленные в переносном значении)

Д- Роса медвяная, сияет в серебре, серебряный ручей, зелень горит

У- Найдем олицетворение – слова, помогающие нам представить неодушевлённый предмет, как живой существо, как человека

Д- Завила кудри, ручей поёт песенки

У- Ребята, какой тогда образ олицетворяет черёмухе в стихотворении? Давайте ещё раз посмотрим на текст. Почему?

Д- Девушки

У- А ручей какой олицетворяет образ?

Д- Юноши

У- При помощи каких слов автор передаёт радость от вида необыкновенной красоты?

Д- Медвяная, душистая, пряная, золотистая, серебристая

У- Каким понятием можно объединить эти слова?

Д- Эпитеты

У- Что такое эпитеты? (Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Употребление эпитетов делает нашу речь более выразительной, более точной, яркой, красочной. Есенин часто употреблял разнообразные выразительные средства языка, делая тем самым свои стихи краше, интереснее и увлекательней)

У- Теперь, ребята, обратимся к иллюстрации в учебнике. Что на ней изображено? Найдите строки, подходящие к ней? Удачно ли автор подобрал иллюстрацию к этому стиху?

Д…

У - Ребята, давайте еще раз обратимся к тексту. Сейчас я буду читать вам четверостишье, а вы внимательно следите за моей интонацией и выделяете те слова ударением, которые я выделяю интонационно:

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила

У- Какие, ребята, слова вы выделили?

Д - Душистые, расцвета, ветки, кудри

Кругом роса медвяная

С ползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

У- Какие здесь вы выделили слова?

Д- Роса, по коре, зелень, сияет

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

С еребряный ручей.

У- Ребята, какие здесь вы выделили слова?

Д- Проталинки, корней, маленький, ручей

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

У- Ребята, какие здесь вы услышали слова?

Д- Душистая, развесившись, зелень, на солнышке

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

У- Какие здесь вы увидели слова?

Д- Волной, обдаёт, кручею, песенки

У- Молодцы ребята! А теперь кто желает прочитать стих вслух, выразительно, обращая своё внимание на смену картин, показывая интонационные паузы, передовая настроение автора и свои чувства. (Анализ чтения детей)

У- Молодцы ребята! Теперь запишем домашнее задание в дневники – выучить наизусть стихотворение «Черёмуха» на стр. 55


V. Подведение итогов урока


У- С каким поэтом мы сегодня продолжали знакомство?

С каким познакомились его произведением?

Понравился ли он вам?

У- Какие трудности возникали на уроке?

Что вам понравилось?

У- Спасибо за внимание. До свидания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!