Тема урока: «Необыкновенный календарь» (по произведению В.В. Бианки «Лесная газета»)
Цель: познакомить учащихся с произведением В.В. Бианки «Лесная газета»
Задачи:
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, стремление понимать и принимать окружающий мир, воспринимать себя как часть природы; воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения.
Образовательные: формировать умения анализировать прозаический текст, развивать навыки комментированного чтения, отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы
Развивающие: развивать умения воспринимать явления природы в художественных произведениях; развивать речь учащихся, свободное творческое общение, монологическую речь.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Ход урока
Организационное начало
Приветствие
Психологический настрой
Актуализация опорных знаний
Речевая разминка
Скороговорка (Читается 3 раза: беззвучно, шёпотом, вслух).
Белый снег, белый мел,
Белый заяц, тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
- Давайте проверим домашнее задание
Сообщение темы урока
-Прочитайте пословицу.
«Кто много читает, тот много знает».
- Для чего нужно много читать?
Наш урок внеклассного чтения посвящён творчеству детского писателя Виталию Валентиновичу Бианки. (Рассматривают портрет).
Работа по теме урока
- Знакомство с биографией.
Бианки В.В. родился в Санкт-Петербурге. С детства ему очень нравилось наблюдать за птицами, как и где они живут, чем питаются, как создают свои семьи. Когда В.Бианки вырос, он много путешествовал и о своих наблюдениях он рассказывал друзьям и коллегам. Затем решил не только рассказывать, но и писать книги для детей. В книгах он описывал природу, а главными героями становились его обитатели. Свою любовь к природе он передал нам в своих рассказах.
- Обратите внимание на выставку книг ( Прочитать названия, автора). Посмотрите, как много книг этого автора можно найти в нашей школьной библиотеке.
- Как вы думаете, о чём эти книги?
- Ребята, давайте прислушаемся. Вы слышите что-нибудь? Нет? А я слышу. В нашем классе стало очень тихо. Если мы проберемся в лес, что мы услышим?
(Пение птиц).
- Жители леса, так же как и люди могут петь. Только одни имеют красивый голос, а другие не очень. Вот, например, птицы жаворонок, соловей, канарейка, щегол, имеют красивый голос и нам их приятно слушать. А вот В.Бианки услышал, как поют безголосые жители леса. Послушайте его рассказ «Кто чем поёт?».
Бекас- это небольшая птица с очень длинным, прямым и острым клювом.
Чтение рассказа «Кто чем поет»
Анализ рассказа
- Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли. Кто так поёт?
2. Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую,- то тише, то громче, то реже, то чаще: трещётка трещит деревянная, да и только! О ком идёт речь?
3.Сунул в озеро клюв, набрал полный воды да как дунет в клюв! Пошёл по озеру громкий гул:«Прумб-бу-бу-бумм!» - словно бык проревел. Кто так ревёт?
4. «Инструмент-то у меня найдётся: чем дерево не барабан, а нос не палочка?» Хвостом упёрся, назад откинулся, размахнулся головой- как задолбит носом по суку! Это кто?
5.Закрутил, закрутил головой, заскрипела его шея- тоненький-тоненький писк послышался. Никто его писка не слышит. Шею натрудил –зато сам своею песнею доволен. Кто этот певец?
6. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понёсся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие пёрышки ветром перебирает. И слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял. А это кто такой?
7.Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков - длинные задние лапки коленками назад. На крыльях у них - зазубринки, а на ножках - зацепочки. Кто так поёт?
Ответы.
1. Лягушка.
2. Аист
3.Выпь
4. Дятел
5. Жук
6. Бекас
7.Саранча
Подведение итогов урока
- Какой рассказ читали сегодня на уроке? Кто автор?
- Что интересного и нового узнали из рассказа?
- Что вам запомнилось из биографии В.Бианки?
- Рекомендую вам прочитать другие рассказы, думаю, они вам понравятся.
Конспект по литературному чтению,
данного в 3 «Б» классе
МБОУ СОШ №3
студенткой 4 курса группы «Б»
Снурницыной Юлией