СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе . А.П. Чехов «Каштанка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация методического материала Публикация методического материала Публикация методического материала

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 4 классе . А.П. Чехов «Каштанка»»

План урока литературы.

Тема урока:  А.П.Чехов «Каштанка»


Цели  урока:

 I. Обучающие:

1. обогащать читательскую деятельность обучающихся в процессе работы над произведением А.П. Чехова;

2. учить пользоваться литературоведческими понятиями для усвоения содержания и понимания формы произведения;

3. отрабатывать навык выразительного чтения, чтения молча, учить пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым).

ΙΙ.Развивающие:

1. развивать творческое воображение, мышление, внимание, умение работать в группах;

2. формировать адекватную самооценку, коммуникативные навыки;

3. развивать познавательную активность обучающихся.

ΙΙΙ. Воспитательные:

1. прививать любовь к книгам писателя А.П. Чехова;

2. воспитывать чувство любви к животному миру, милосердие, сострадание.

Задачи:

     1. обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением;

     2. отрабатывать навык чтения вслух и про себя;

     3. расширять словарный запас обучающихся;

     4. пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым);

     5. воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей и учителя, воспитывать доброе отношение к животным.







Ход урока:

Ι. Организация начала урока.

- Я надеюсь, что наше занятие не оставит вас равнодушными. У А.П.Чехова было особое отношение к собакам. На свете множество собак, но мы сегодня на уроке начнём знакомиться лишь с одной из них – с героиней рассказа А.П.Чехова «Каштанка».

-  Ребята, сегодня мы с вами  поговорим о знаменитом рассказе А. П. Чехова  «Каштанка». Знаменитом потому, что « …в этом рассказе Чехову удалось сделать « литературное открытие» - очень правдоподобно рассказать о переживаниях» собаки, показать её внутренний мир , передать «собачьи мысли».

ΙΙ. Основная часть урока (анализ рассказа, беседа с обучающимися).

Чтение начала рассказа. (один из учеников). Именно так начинается рассказ.

- Какие эмоции, чувства, переживания вызвал рассказ?

а) Работа с текстом 1 и 2 части.

- Что случилось с Каштанкой?

(Каштанка потерялась)

- Какая была погода в тот вечер?

( Холодная. Она останавливалась, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую)

- Найдите и прочитайте в тексте.

( чтение детьми).

- Прочитайте описание внешнего вида героини рассказа Каштанки?

(«Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой, - очень похожая мордой на лисицу»)

- Что чувствовала Каштанка, когда осталось одна?

(Каштанкою овладели отчаяние и ужас)

- Найдите и подтвердите ответ словами из текста.

( чтение детьми)

- Из - за чего Каштанка потерялась?

- Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте.

( Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла).

- Да, Каштанка, которая не любила громкую музыку оказалась на незнакомой улице. Ей было одиноко и страшно.

- Почему? Как об этом пишет автор?

( Она поняла, что потеряла след хозяина и осталась одна)

- Что усиливало несчастье собаки?

(Холод и голод)

- Давайте перечитаем последнее предложение первой главы.

( Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»).

- Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа?

(Несчастная, одинокая, озябшая, голодная).

- Найдите эпизод из второй части, как Каштанка попала к таинственному незнакомцу?

( чтение детей)

- Как выглядел незнакомец? Прочитайте.

( Коротенький и толстенький человек с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку).

-Как незнакомец общался с ней при встрече?

(Приветливо, заботливо, нежно, с жалостью)

- Что испытывала Каштанка, оказавшись в новой обстановке?

- Как она себя вела?

- Как отнёсся к Каштанке незнакомец?

(Сытно накормил, положил спать)

- Что делала собака после обеда?

(Решала вопрос, где лучше)

- Найдите и прочитайте описание домашней обстановки незнакомца и столяра.

(чтение отрывка)

- Молодцы!


Рассказ имеет одну особенность: он состоит из 7 глав, каждая из которых имеет самостоятельное название.

- Вспомним названия глав, их последовательность расположения в тексте рассказа. Попытаемся определить, почему каждая глава имеет такое название.

((расположить части по порядку)


- Какую общую закономерность вы увидели в названиях всех глав?

номер   главы

название   главы

причина названия

1

Дурное поведение.

Поведение Каштанки, она собою недовольна, она вне себя, вела себя, как она думает, « крайне неприлично»

2

Таинственный незнакомец.

Таким увидела Каштанка нового хозяина, он многим отличался от её прежних хозяев

3

Новое, очень приятное знакомство.

Каштанка познакомилась с другими обитателями квартиры: котом и гусем, сам хозяин скажет о них « приятная публика, не обидит»

4

Чудеса в решете.

Глава удивлений Каштанки: незнакомец принёс с собой странную вещь, похожую на ворота и букву П, гусь делает разные «фокусы»,  приходит свинья Хавронья Ивановна, присоединяется кот, звери делают « египетскую пирамиду»

5

Талант! Талант!

Незнакомец разглядел в Каштанке талант цирковой артистки, она постепенно училась разным наукам: плясала, бегала на корде, выла под музыку, звонила, стреляла, могла уже заменять Фёдора Тимофеевича в египетской пирамиде; слово «талант» Каштанке казалось уже кличкой

6

Беспокойная ночь.

Ночь, когда героиня испытала страх, непонятную тоску, она понимала, что гусь умирает и ей казалось, что с ней случится то же самое , что и на неё все будут смотреть  с ужасом

7

Неудачный дебют.

Тётка впервые в цирке (для неё это странное, непонятное место), дело до демонстрации её умений не дошло: она услышала на трибуне: «Тятька! А ведь это Каштанка!»

-Мы видим, что в название каждой главы вошла Каштанка, в заглавиях присутствуют её видение внешнего мира, её оценки, мысли, чувства

С самого начала рассказа автор фиксирует внимание не только на внешних чертах поведения Каштанки, но и на зримых или скрытых знаках её душевного состояния.

-Найдите в тексте слова, помогающие его определить.


1 глава

Беспокойно оглядывалась, плача, не вынося музыку, к великому её удивлению; бросилась, не помня себя; овладели отчаяние и ужас, стала горько плакать.

2 глава

Плакала, погрузилась от изнеможения в дремоту,  заскулила жалостнее, смотрела с умилением и любопытством; завиляла хвостом, чувствуя приятную истому; глядела умильно, скулила тоскливее.

3 глава

Сердитая, угрюмая, испугалась ни на шутку, заскулила обиженно.

4 глава

От выстрела пришла в восторг, завывала от восторга, взвизгнула от восторга.

5 глава

Грустила.

6 глава

Проснулась от страха, жутко хотелось лаять, было страшно, было жутко оставаться в потёмках, было скучно, хотелось плакать.

7 глава

Задвигалась беспокойно, заворчала сердито,  запестрело в глазах и в душе, от ужаса не могла произнести ни звука, застыла от удивления и восторга, бросилась с радостным визгом, радуется…

-   Особенное значение в литературе придается снам.

- Какие сны видит Каштанка? Как её сны отражают её душевное состояние? 

Сны Каштанки:

 -  гл . 2 – снится Федюшка, который с долотом в руках погнался за пуделем,  он сам покрылся шерстью, весело залаял  и очутился около Каштанки, они добродушно понюхали друг другу носы и побежали на улицу;

 гл. 4- снятся 2 неясные фигуры, с физиономиями                                                                                                       симпатичными, милыми, при  их появлении Тётка виляла хвостом, и ей казалось, что она их где-то когда-то видела и любила, засыпая, она всякий раз чувствовала, что от этих фигур пахнет клеем, стружками и лаком.

 гл. 6- приснился собачий сон, будто за ней гонится дворник с метлой

-  все  сны Каштанка видит в разные периоды её пребывания у незнакомца, все они говорят о том, что героиня грустит о своём  « уютном местечке» под верстаком, страдает, прощает обидчику Федюшке все обиды. Она привыкла жить у нового хозяина, но память о её прежней жизни очень свежа, Тётка  поэтизирует своё прошлое.

- Какой вывод о характере собаки мы можем сделать, анализируя её чувства, мысли, сны? Какие черты, присущие ей, напоминают человека?

(Домовитая, беспокойная, чуткая, старательная и др. Многие её черты присущи человеку.)

- Скажите, ребята, а  поднимает  ли Чехов в своём рассказе  проблему взаимоотношений человека и животных? Как вы думаете, кто кому нужнее: мы животным или они нам? Обоснуйте ответ.

(Этот вопрос носит индивидуальный характер.  Заслушиваются мнения 2-3  обучающихся).

- И наконец, финал рассказа

Собака словно поставлена в ситуацию выбора между жизнью у столяра и Федюшки  и жизнью  у дрессировщика.

-Вспомним, как ей жилось у обоих хозяев.

Звучат заранее приготовленные монологические ответы учащихся.

1-ый

 Жила Каштанка в квартире, в которой стоял туман, пахло клеем, лаком. Её хозяином был столяр Лука Александрыч, вместе с ним она нередко бегала ужасно далеко к заказчикам и была этому рада. В доме её жизнь обычно протекала под верстаком, где она спала на стружках, или же с нею играл сын столяра Федюшка, выделывая фокусы, от которых зеленело в глазах и болело во всех суставах. Нередко приходилось ей бывать ужасно голодной. Так в тот день, когда она потерялась, пришлось ей пожевать только 2 раза: клейстеру у переплётчика и колбасной кожицы около прилавка одного из трактиров.  Нередко можно было получить удары и услышать: « По- шла вон, треклятая! »

Чехов пишет о её жизни: « Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: « Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться! »»

2-ой

-  Новый её хозяин жил в большой светлой комнате, где сначала поселилась и Каштанка. Ей отвели место в углу около дивана на матрасике, а затем переселили в комнату с грязными обоями, в которой героиня обрела соседей: кота Фёдора Тимофеевича и гуся Иван Иваныча. Жизнь её текла как по маслу. Ей позволяли ходить по всей квартире, ни разу никто на неё не затопал ногами, никто не ударил, не крикнул. Одна она оставалась только вечерами, днём же хозяин учил её разным наукам, хвалил её и видел в ней « несомненный талант»; она получала массу новых впечатлений.

Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.

-Финал рассказа не соответствовал реальной истории.

        Владимир Леонидович Дуров (1863-19340), выдающийся цирковой дрессировщик. Дебютировал как клоун-сатирик и дрессировщик, он отказался от болевых и устрашающих приемов, действовал поощрением и лаской.

        История с Каштанкой была на самом деле, но имела другой финал: Дуров судился со столяром и отсудил ее, так как прямо в суде предложил ему деньги, тот заколебался, и судья понял, что он собакой не дорожит. Так каштанка осталась у Дурова.

- Почему, хотя у дрессировщика Каштанке жилось лучше, она при первой возможности возвращается к своим прежним хозяевам?

( Возможно, потому, что главными  её качествами были преданность и верность.)

ΙΙΙ. Подведение итогов урока.

  1. Подведем  итоги урока.

Вернёмся к вопросу:  Как удалось Чехову сделать литературное открытие: правдоподобно рассказать о собачьей жизни, посмотреть на мир глазами животного?

(Обучающиеся назовут способы: передал собачьи мысли и чувства, заглянул в собачьи сны, дал ей  слово, наградив внутренним монологом, поставил в ситуацию выбора и предоставил возможность выбрать.)

- Так о чем же рассказ Чехова?

        Это произведение, где торжествуют такие чувства, как: привязанность, любовь, верность, они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска славы.  В своей истории о перипетиях жизни собаки Чехов утверждает идею гуманного отношения человека к братьям своим меньшим, которая в жизни  для самого писателя укладывалась в короткую фразу:

« Славный   народ  собаки».

  1. Рефлексия.

  1. Оценки за урок

ΙV. Домашнее задание.

Составь свой проект и защити его на следующем уроке «Мой домашний питомец»: фотография и небольшой рассказ, красочно оформленный.

Приложения к уроку «Славный народ собаки»

(по рассказу А.П.Чехова «Каштанка»)

Карточки:

Дурное поведение

Таинственный незнакомец

Новое, очень приятное знакомство

Чудеса в решете

Талант! Талант!

Беспокойная ночь

Неудачный дебют

Индивидуальные сообщения.

1.  Жила Каштанка в квартире, в которой стоял туман, пахло клеем, лаком. Её хозяином был столяр Лука Александрыч, вместе с ним она нередко бегала ужасно далеко к заказчикам и была этому рада. В доме её жизнь обычно протекала под верстаком, где она спала на стружках, или же с нею играл сын столяра Федюшка, выделывая фокусы, от которых зеленело в глазах и болело во всех суставах. Нередко приходилось ей бывать ужасно голодной. Так в тот день, когда она потерялась, пришлось ей пожевать только 2 раза: клейстеру у переплётчика и колбасной кожицы около прилавка одного из трактиров.  Нередко можно было получить удары и услышать: «По- шла вон, треклятая!»

Чехов пишет о её жизни: « Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: « Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться! »»

2.  Новый её хозяин жил в большой светлой комнате , где сначала поселилась и Каштанка. Ей отвели место в углу около дивана на матрасике , а затем переселили в комнату с грязными обоями, в которой героиня обрела соседей: кота Фёдора Тимофеевича и гуся Иван Иваныча. Жизнь её текла как по маслу. Ей позволяли ходить по всей квартире, ни разу никто на неё не затопал ногами, никто не ударил, не крикнул. Одна она оставалась только вечерами, днём же хозяин учил её разным наукам, хвалил её и видел в ней « несомненный талант»; она получала массу новых впечатлений.

Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.

3. Владимир Леонидович Дуров(1863-19340, выдающийся цирковой дрессировщик. Дебютировал как клоун-сатирик и дрессировщик, он отказался от болевых и устрашающих приемов, действовал поощрением и лаской.

История с Каштанкой была на самом деле, но имела другой финал: Дуров судился со столяром и отсудил ее, так как прямо в суде предложил ему деньги, тот заколебался, и судья понял, что он собакой не дорожит. Так Каштанка осталась у дурова.



« Рассказ был написан не случайно. Известно, что Чехов любил животных, наблюдал за ними. У него в доме почти постоянно жили собаки, а одно время - даже ручной журавль! В своих письмах друзьям Чехов часто упоминает о любимом коте по имени Фёдор Тимофеевич (в рассказе есть кот с таким именем).

Среди друзей писателя был знаменитый дрессировщик Владимир Дуров, от него Чехов, конечно, слышал множество рассказов о повадках зверей. Благодаря этим рассказам и своим собственным наблюдениям за животными он написал свой знаменитый рассказ « Каштанка».


Свет увидел произведение в журнале « Новое время» под названием «В учёном обществе» 25 декабря 1887 года, а отдельным изданием под названием « Каштанка» в 1992 году. Основа рассказа – история рыжей собаки Дурова. В жизни эта история имела продолжение: Дуров судился со столяром из-за собаки, и в конце концов Каштанка осталась у дрессировщика. Учитель же обратил внимание ребят на заключительные слова статьи, принадлежащие капитану Григорьеву (он и Жак Паганель беседует со сквозным персонажем учебника пятиклассником Олегом): «… в этом рассказе Чехову удалось сделать « литературное открытие»- очень правдоподобно рассказать о « переживаниях» собаки, показать её внутренний мир, передать «собачьи мысли». Современники Чехова были восхищены этим рассказом и спрашивали автора, не пожил ли он некоторое время в собачьей шкуре. Это означает, что они поняли замысел писателя, который хотел посмотреть на мир глазами животных».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!