СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению в коррекционной школе на тему: "К.Симонов "Сын артиллериста"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению в коррекционной школе на тему: "К.Симонов "Сын артиллериста"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в коррекционной школе на тему: "К.Симонов "Сын артиллериста"»

Урок литературного чтения по теме "Сын артиллериста " Констатина Симонова.

Учебные задачи:

учить работать с произведениями о детях и для детей;

познакомить с литературными терминами баллада, поэма;

учить представлять и интерпретировать образы героев, опираясь на текст;

учить определять главную мысль произведения;

отрабатывать навык чтения;

познакомить с творчеством и биографией Симонова;

воспитывать толерантность, нравственность, патриотизм, любовь к Родине;

Оборудование:

интерактивная доска;

слайды;

музыкальный центр;

диск с песнями военных лет;

стенд ветеранов Великой Отечественной войны

                                        Ход урока.

I. Мотивирование к учебной деятельности.

   Сегодня наш урок пройдет под девизом "С малой удачи начинается большой успех".

II. Речевая разминка.

Скороговорки

III. Постановка учебной задачи.

1. Прослушивание песни "Священная война".

2. Эпиграф.

Война! Твой страшный след

Живет в архивах пыльных,

В полотнищах побед

И в нашумевших фильмах.

Война! Твой горький след-

И в книгах, и что на полках.

                                      Н.Старшинов


-Ребята! Какой праздник мы будем отмечать 9 мая? (70-летие Победы.)

   Он был бы невозможен без героизма наших людей на фронте и в тылу. Весь советский народ поднялся на защиту Родины и проявил чудеса героизма.

IV.Открытие нового знания.

1.Сообщение ученика о Симонове.

Константин Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 года в семье полковника генерального штаба Михаила Афангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. Отец пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим - командир Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была не богатой, поэтому мальчику пришлось по окончании 7 классов пойти в училище и работать токарем по металлу. Через 2 года он поступил в литературный институт и закончил его в 1938 году. Его произведения были опубликованы в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь". В 1939 году он был направлен в качестве военного корреспондента на фронт. Талант Симонова многогранен.  Он является автором стихов, баллад, поэм, романов, пьес, сценариев, дневников, мемуаров, очерков.

2.Знакомство с литературными терминами.

Баллада - стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему.

Поэма - стихотворное сюжетное повествование, стихотворная повесть или рассказ в стихах.

2. Характеристика жанра произведения.

По размеру это произведение стоит ближе к поэме, по исключительности ситуации - к балладе.

3. Прототипы персонажей произведения.

Прототип (греч.  prototypon -  прообраз)  - реальная личность. послужившая автору прообразом при создании художественного образа.

В стихотворении отражено событие из истории сражавшегося в Заполярье 104-го пушечного артиллеристского полка. Прототипы имеют Лёнька (Иван Лоскутов - командир топографической разведки), друзья майоры Деев (Ефим Рыклис) и Петров (Алексей Лоскутов).

4 .Совместная декламация произведения учителем и хорошо читающими учащимися. Наиболее глубокие смысловые отрывки баллады читаются педагогом.

5.Словарная работа.

Казарма - особое здание для размещения воинских частей.

Майор - офицерское звание, средний чин между капитаном и подполковником.

Лейтенант - первое офицерское звание.

Батарея - артиллерийское или миномётное подразделение из нескольких орудий, миномётов.

Топографическая разведка - разведка расположения отдельных пунктов местности.

V. Первичное закрепление.

Деление произведения на смысловые части и их озаглавливание.

I часть. (1 - 5 главы). Детство Лёньки. Дружба двух майоров. Лёнька - мальчик 8 -10 лет.

II часть. (6 - 7 главы). Встреча лейтенанта Петрова с майором Деевым. Окончилась мирная жизнь. Отец Лёньки убит. Лёнька закончил военную школу и назначен на фронт. Ему 20 лет. Он попадает в расположение друга отца - майора Деева.

III часть. (8 глава). Опасное задание.

IV часть. (9 глава ). Задание выполнено.

V часть (10 глава ). Тяжёлый бой в скалах. Слава героям.

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Викторина с использованием интерактивной доски.

1. Когда написано произведение и какому событию нашей истории оно посвящено?

(В 1994 году. Великой Отечественной войне.)

2. Когда подружились майор Петров и майор Деев?

(Дружили ещё с гражданской,

Ещё с двадцатых годов.»)

3. Любимая поговорка майора Деева?

(«Держись мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла!")

4.Сколько раз звучит в балладе эта поговорка, кто её произносит и с какой интонацией?

(5-ый раз её произносит Лёнька, 4 раза - майор Деев.

1) наставление

2) призыв мужаться, отомстить врагам

3) подбодрить, вселить уверенность

4) гордость за приёмного сына)

5. Какой подвиг совершил Лёнька?

(Вызвал огонь на себя.

" Я верю, свои снаряды

Не могут тронуть меня".)

6.Какое звание было у Лёньки?

(«К Дееву в полк назначен

Был лейтенант Петров.")

7.Что значат команды Лёньки 3/10 , 4/10 , 5/10 ?

(Территория разбита на квадраты, каждый из которых имеет свой номер.)

8."Косая сажень в плечах". А сколько это?

(Русская мера длины, равная 3 аршинам - 2 м 13 см. Так говорили о широкоплечем человеке большого роста.)

9. Сколько батарей било по квадрату, где находился Лёнька?

(«По квадрату четыре,

                          десять

Било шесть батарей.")

10.Сколько пушек в шести батареях?

(В каждой батарее по 4 пушки, соответственно в 6 батареях -24- пушки.)

11. Кто является прототипом Лёньки и майора Деева?

(Лёнька - Иван Алексеевич Лоскутов, майор Деев - Майор Рыклис Ефим Самсонович.)

7. Активизация мыслительной деятельности учащихся посредством анализа пословиц.

-Какая из приведённых пословиц более полно отражает смысл произведения Симонова?

1) Смотри дерево в плодах, а человека в делах.

2) Своя земля и в горести мила.

3) Родина - мать, умей за неё постоять.

4) Друзья познаются в беде.

8.Заключительнаячасть урока.

-Нужно помнить и уважать героев и участников Великой Отечественной войны, подаривших нам мирную жизнь.

Люди! Покуда сердца стучатся,

                                       помните,

 Какою ценой завоёвано счастье

Пожалуйста. помните!

                         Р.Рождественский

Великая Отечественная война была самой страшной войной в истории нашей страны. Но и сегодня в мире неспокойно, и даже маленькие войны, которые иногда называют "вооруженными конфликтами», террористические акты, приносят людям страшное горе, разрушают семьи, делают детей сиротами, инвалидами, калечат их души.

Книги о войне помогают нам увидеть и понять глубину чужого горя, хотя бы немного пережить его, вспомнить погибших в годы Великой Отечественной войны, других войн, в которых участвовали граждане нашей страны.

Давайте почтим память павших воинов минутой молчания.

9. Рефлексия учебной деятельности.

   -Что нового узнали на уроке? Где сможете применить полученные знания?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!