2 класс. Литературное чтение (14.02.2018)
Тема: О. О. Дриз «Очень Высокий Человек»
2 урок по теме
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: индивидуальная, фронтальная, парная.
Методы обучения:
1) по источнику знаний: словесный, наглядный, практический.
2) по характеру познавательной деятельности учащихся и участия в учебном процессе: объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование и материалы к уроку:
учебники, компьютер, проектор, компьютерная презентация, толковые словари Ожегова – 3 книги, маршрутные листы для каждой команды, жетоны красного, зеленого цвета, сигнальная карточка таких же цветов – одна на команду.
Для учителя: мультимедийное оборудование,учебник
Для учащихся: учебник, сигнальные карточки «Светофор»,
• компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки,
• презентация,
• учебник, раздаточный материал для парной работы.
Цель:
способствовать формированию умений объяснять поступки героя,его внутреннее состояние; содействовать актуализации прошлого читательского опыта; создать условия для развития внимания к многозначности слова, его смыслу в контексте.
Триединая цель урока:
Обучающие:
1.Продолжить ознакомление учащихся со сказкой О.О.Дриза «Очень Высокий Человек».
2. Освоение литературных знаний, необходимых для проникновения в художественный текст.
3.Формирование навыка выразительного чтения через работу над отрывками из сказки.
Развивающие:
1. Развитие устной речи и обогащение словаря учащихся.
2. Развитие коммуникативных навыков учащихся.
3. Развитие у учащихся умения выделять главное, анализировать, делать выводы.
4. Развитие воображения, творческих способностей детей.
5. Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, по прочтению отрывка.
Воспитательные:
1. Формирование читательской компетентности учащихся.
2. Переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических и нравственных открытий в жизненный опыт.
Задачи урока:
Предметные: воспринимать на слух художественное произведение,определять произведённое им впечатление, выделять нужный эпизод,привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей,обосновывать своё отношение к произведению.
Личностные: оценивать свои эмоциональные реакции, соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.
Метапредметные:
-регулятивные: выполнять учебные действия в устной и письменной форме, осуществлять самоконтроль.
-познавательные: самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике.
-коммуникативные: высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, обсуждать героев литературных произведений: высказывать своё отношение, оценивать высказывание партнёра, формировать умение работать в паре и малых группах.
Формируемые УУД
Личностные: регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности: контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные: анализировать, сопоставлять, находить ответ на вопрос.
анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные: чтение произведения с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
чтение произведения с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Основные понятия:
Толерантность, отношение к другому человеку
Междисциплинарные связи:
Информатика, русский язык, окружающий мир.
Ход урока:
Мотивирование к учебной деятельности (Орг. момент) 30 СЕКУНД
- Прозвенел звонок, а значит, мы переносимся в мир литературы, где нас ожидает встреча с одним из её произведений.
- Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь нашим гостям и друг другу, садитесь.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Если хочешь отвечать,
Старайся руку поднимать!
Актуализация знаний.
1) Определение жанра
-Сегодня на уроке вас ждёт немало удивительных открытий.
-Первое из них вы сделаете, если, выслушав стихотворение, вы отгадаете о каком жанре пойдет речь.
Бывает в прозе этот жанр,
а может быть в стихах.
В нём вымысел и волшебство
заключены в словах.
Здесь звери думают как люди
и даже говорят.
Народа мудрость вековая
таится в нём, как клад.
Их пишут авторы,
из уст в уста передаёт народ.
Одну из них сегодня вспомнить
настал черёд.
2) Беседа
- О каком жанре говорится в стихотворении? (о сказке)
- Как вы догадались? (называют признаки сказки)
- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? (О. Дриз «Высокий человек»)
- Докажите, что оно является сказкой (называют признаки)
- Какая это сказка авторская или народная? (авторская)
3) Постановка проблемного вопроса
- Хорошо ли быть очень высоким человеком? (Да, нет.)
- Почему?
4) Тема и цель урока
- Ответ на этот вопрос и будет целью нашего урока.
- Чтобы правильно на него ответить, нужно выполнить:
*перечитать сказку
*исследовать поступки и характер героя
*найти главную мысль сказки
- Отвечая на этот вопрос, вы будете подниматься по лесенке мудрости. Каждая ступенька ее это задание по сказке.
Правила работы в группе:
- Работать будете и в парах, и в группах. Поэтому вспомним правила групповой работы (дети называют).
Примерный устав:
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
- У каждого есть своя лесенка мудрости
- Если задание выполните верно – ЗЕЛЕНЫЙ, выполните с недочетами – ЖЕЛТЫЙ, выполните неверно (не выполните) – КРАСНЫЙ.
III. Работа по теме урока.
1) Словарная работа. Работа с источниками информации.
- Итак, вернемся к нашему произведению.
- Кем хотел быть высокий человек? (пекарем, извозчиком, пожарным).
1ряд – пекарь (словарь)
(Пекарь — специалист по выпеканию хлеба и хлебобулочных изделий).
2 ряд – извозчик (интернет)
(Извозчик – человек, который перевозил людей и грузы в коляске, запряжённой лошадьми).
3 ряд – пожарный. (спросить у взрослых)
(Пожа́рный — работник профессиональной пожарной охраны или доброволец, действующий в составе общественного объединения пожарной охраны).
Вопрос группам: - Чем хороша эта профессия?
(закрашивают 1 ступеньку)
- Теперь каждая группа будет работать с этой профессией.
2) Выборочное чтение. Ответ к вопросу..
Итак, а теперь каждая группа работает по вопросам:
1 ряд – Почему высокий человек не стал пекарем?
2 ряд – Почему высокий человек не стал извозчиком?
3 ряд – Почему высокий человек не стал пожарным?
Найти ответ по учебнику
- Прочитайте ответы
(закрашивают 2 ступеньку)
Физминутка.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, и вверх.
Верю, ждет вас всех успех.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами вы стали.
КАРЛИКИ – неверно
ВЕЛИКАНЫ – верно
-
(закрашивают 3 ступеньку)
Выразительное чтение. Работа по учебнику.
Беседа
- Сколько всего песенок в этой сказке? (3)
- Сколько из них сочинил высокий человек? (2)
- О чем?
- Как их нужно читать?
- Кто пел третью?
- Как нужно читать ее?
2) Выразительное чтение в группе.
1 группа – о пекаре: (Каждый в группе читает шепотом песенку).
- Булки, сайки, калачи,
Не шалите вы в печи!
Сильным жаром пышет печь,
Надо корочку беречь.
Ну, румяньтесь, не шалите!
А не то вы подгорите,
Будете, бедняжки,
Просто замарашки.
Напугаете народ,
И никто вас не возьмет.
2 группа – об извозчике:
- Облака, облака,
Лейте, лейте на газоны!
Поливайте, облака,
И тюльпаны, и пионы…
Вы полейте, облака,
Все растенья сада,
А меня и седока
Поливать не надо.
Пожалейте вы меня,
И коляску, и коня.
3 группа - о пожарном:
Каланча, каланча,
Не ложись на кровать!
Что ты спишь, каланча?
Можешь небо проспать.
Погляди-ка на закат –
Небеса в огне горят.
Глянут звезды ранние:
Где же небо Дании?
Небо Дании сгорело.
Как же вышло это дело?
Подожгла его свеча.
Поднимайся, каланча!
Выразительное чтение одного чтеца из группы.
(закрашивают 4 ступеньку)
Соотнесение иллюстрации с текстом.
Фронтальная беседа. Работа в парах.
А) - Как себя чувствовал Очень Высокий Человек после всех неудач?
- Главная причина его переживаний?
- Есть ли иллюстрация в учебнике, которая изображает его состояние? На какой странице?
- Прочитайте подходящие строки к этой иллюстрации.
Б) - Почему же Очень Высокий Человек был несчастным?
- Прочитайте.
(Подсказка: Когда вам нечем заняться, вам весело)
В) - Получилось ли найти дело очень высокому человеку? Какое?
- Каких птенцов называют неоперившимися?
- Есть ли соответствующая иллюстрация в учебнике? Страница?
- Прочитайте подходящие строки к этой иллюстрации.
- Можно ли сказать, что пока ОВЧ не нашел себе дело, он тоже был «неоперившимся»?
Г) - Стал ли он счастливым?
- Почему?
- Какая иллюстрация подойдет?
- Найдите наиболее подходящую из данных. (Иллюстрации из разных книг, а выражают одинаковые состояния)
(закрашивают 5 ступеньку)
Ответ на проблемный вопрос.
Фронтальная беседа
- Какие чувства вы испытываете к Очень Высокому Человеку?
- Изменился ли рост у ОВЧ к концу сказки? (нет)
- Тем не менее, он обрел счастье. Зависит ли счастье от роста? От цвета волос? От национальности?
- Хорошо быть ОВЧ?
НЕ ВАЖНО, КАКОГО ТЫ РОСТА. ГЛАВНОЕ НАЙИ СЕБЕ ДЕЛО ПО ДУШЕ И БЫТЬ НУЖНЫМ.
ПОТОМУ ЧТО, когда человек без дела…
Подберите соответствующую пословицу
Счастье и труд вместе живут.
Где труд, там и счастье.
Счастливым и красивым делает человека работа.
Кто не работает, тот не ест.
Без труда жить, только небо коптить.
Маленькое дело лучше большого безделья.
От скуки бери дело в руки.
Не сиди сложа руки, не будет и скуки.
Без работы день годом кажется.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
(закрашивают 6 ступеньку)
IХ. Обобщение
-А знаете ли вы рассказы, стихи или сказки о высоких людях? (дядя Степа, Гулливер).
- Были ли они счастливы? Почему? (Занимались делом, их любили).
- Какой вывод сделаем? (Чтобы быть счастливым, надо быть нужным, чтобы тебя любили).
XI. Рефлексия.
Анализ «лесенок»
Что запомнилось?
Что узнали нового?
ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ
НАД ЧЕМ НУЖНО ПОРАБОТАТЬ
ХII. Домашнее задание – по выбору:
……………………….
сочинить сказку, нарисовать рисунок;
- выучить наизусть любую песенку высокого человека.