Город, район г. Бийск
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: учебник Моро М.И. «Математика», наглядный материал, карточки с заданием, ТСО (проектор).
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: ознакомить с приёмом деления нуля на число.
Задачи: совершенствовать вычислительные навыки; закреплять умение решать составные задачи; развивать мышление, навыки сотрудничества; воспитывать доброжелательность.
1. Организационный момент |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Цель: настроиться на работу. По звонку становятся около своих парт. Приветствуют учителя, друг друга. Тихо присаживаются за парты (следя за осанкой и посадкой). Настраиваются на урок. | Цель: подготовить учащихся к работе на уроке. Создание доброжелательной психологической атмосферы в классе - Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. - Вы пришли сегодня в класс, И я рада видеть вас. Будем вместе мы учиться, Нам ученье пригодится. Следит за посадкой учащихся. | |
2. Целеполагание |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Цель: актуализация субъектного опыта учащихся (опорных знаний, способов деятельности), решение проблемной ситуации, формулировка темы и целей урока. Читают выражения. Решают выражения, формулируя правила. - 7· 1 =7, так как при умножении любого числа на 1 получается то число, которое умножали. - 7·0=0, так как при умножении любого числа на нуль получается нуль. -7:7=7, так как при делении числа на то же самое число получается единица. -7:1=7, так как при делении числа на 1 получается то же самое число. - А 0:7 мы решить не можем, так как не знаем правила (Или могут предположить, что 0:7=0 или 7) - Деление нуля на число. - Познакомится с приёмом деления нуля на число. - Закреплять табличные случаи умножения и деления. - Решать задачи, выражения. Ребята хором проговаривают и выполняют соответствующие действия. - Я тетрадочку открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. Записывают в тетрадь: 14 декабря Классная работа - 28, 4, 7. Вспоминают написание данных цифр. Прописывают цифры в тетради. | Цели: стимулирование познавательной активности путём создания проблемной ситуации, при решении которой учащиеся сформулируют тему и цели урока. - Что записано на доске? 7· 1 7·0 7:7 7:1 0:7 - Решите выражения. В ходе решения примеров вывешивает схемы: а·1=а а·0=0 а:а=1 а:1=а - А вы уверены в ответе? -Сформулируйте тему урока? - Да, тема нашего урока: «Деление нуля на число». - Какие цели мы поставим на этот урок. - А что мы ещё с вами будем делать на уроке? Откройте учебник на стр. 75. Посмотрите. - Откройте тетради, запишите дату урока, вид работы. - Какие числа вам предложены для показа? - Чем отличается первая строка от 2 и 3? - Написание каких цифр будем вспоминать? - Выполните показ. | Если дети затрудняются с формулировками, то учитель предлагает слова-опоры: ознакомиться… закреплять … решать … |
3. Изучение нового учебного материала |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Цель: выявить приём деления нуля на число, путём нахождения взаимосвязи между компонентами и результатом умножения. - 28:4=7, 7·4=28, 28:7=4 Записывают в тетрадь. - На число 0. Записывают в тетрадь: 7·0=0 0:7=0 - 0:8=0 так как 0·8=0 - 0:3=0 так как 0·3=0 Работа в парах. - При делении нуля на любое другое число получается 0. | Цель: познакомить учащихся с приёмом деления нуля на число, опираясь на ранее полученные знания. - Какую закономерность вы заметили, когда выполняли показ? (При затруднении вспоминают компоненты действия деления ) Записывает на доске: 28:4=7 7·4=28, 28:7=4 - А сейчас давайте вернёмся к выражению 0:7 -На какое число нужно умножить 7, чтобы получился 0. Записывает на доску: 7·х=0 х=0 7·0=0 - Значит 0:7=0 - Решите выражения: 0:8= 0:3= - Так какой вывод мы можем сделать. Посоветуйтесь друг с другом. - Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Вывешивает на доску: 0:b=0 - Еще один фокус «нуля» мы с вами сегодня открыли. О нем надо помнить, чтобы не допускать ошибок в вычислениях. | |
4. Закрепление учебного материала |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Цель: применение полученных знаний на практике,через выполнения заданий. Открывают учебник, читают задание. - Решить выражения. Выполняют задания в тетради с устным объяснением (по цепочке) Вспоминают правило. Цель: охрана здоровья, развитие двигательной активности Один ученик у доски показывает, а остальные повторяют. Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже, Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай голова. Хоть зарядка коротка Отдохнули мы слегка. | Цель: закрепление полученных знаний, организация и осуществление совместной деятельности. -Откройте учебники на стр. 75. Выполним №1. - Что нам надо сделать? - Что получается при делении нуля на другое число? Физкультминутка. | |
5. Повторение ранее изученного материала |
Повторяют решение задач. Учатся работать в группах (умению договариваться, находить общее решение, убеждать и выступать) - Решить задачу. Читают про себя. Затем один ученик читает вслух. - Что на рынок привезли 48 кг слив в ящиках, по 8 кг в каждом, и столько же ящиков груш, по 9 кг в каждом. Отвечают на вопросы, составляют краткую запись. В 1 ящике | Количество ящиков | Всего кг | С. – 8 кг | Одинаковое ? | 48 кг | Г- 9 кг | ? кг | Разбиваются на группы и решают задачу. Представляют решение групп. Сравнивают ответы групп, выбирают правильное решение. Один ученик записывает решение на доске, а остальные в тетрадях. 1)48:8=6(ящ.) со сливами 2) 9·6=54(кг) Ответ:54 кг груш привезли. Гимнастика для глаз «Рыбки» (ТСО) Цель: проконтролировать как усвоен материал. Самостоятельная работа с последующим взаимоконтролем. - Решить выражения. - При делении нуля на любое другое число получается 0. Выполняют задания самостоятельно. Затем обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга. Затем сверка с доской (слайд №2 - ТСО) Повторяют правило (можно хором) | Цель: повторить решение составных задач. Формирование коммуникативных компетенций через групповую деятельность. - А какую цель мы ставили ещё на урок? - Так давайте выполним № 5. - Прочитайте задачу. Работа над задачей. - О чём говорится в задаче? - Сколько всего привезли слив? - В чём были сливы? - Сколько килограмм слив в одном ящике? - Что ещё привезли на рынок? - Сколько всего привезли груш? - Что значит столько же? - Сколько килограмм груш в одном ящике? - Что нам надо найти? - Разделитесь на группы (по 4 человека) и решите задачу. Цель: выявить уровень усвоения учебного материала. - А теперь выполним №6 (1). Что нам надо сделать? -А какое правило нам надо помнить? - Выполните задания самостоятельно (Кто выполнил быстрее – даётся карточка с дополнительным заданием, а кто испытывает затруднение -оказывается помощь) - Какое правило помогло нам правильно решить эти выражения? | Индивидуальная работа с детьми. Оказать помощь тем детям, кто затрудняется в выполнении задания, а тем детям, которые выполнят первыми дать дополнительные карточки с заданием. |
6. Итог урока |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Цель: оценить свою деятельность. - Деление нуля на число. - При делении нуля на любое другое число получается 0. На полях строят шкалу и ставят пометку. (Если ребёнок считает, что поработал хорошо, то ставит пометку на вершине.А если ребёнок встретил затруднения, то пометка ставится ниже). | Цель: подвести итог урока, формирование самооценки через рефлексию. -С какой новой темой познакомились? А к какому выводу мы пришли? Какие моменты урока вам больше всего запомнились? Что было легко? А когда возникли трудности? - Оцените свою работу. Учитель выставляет отметки. Отмечает детей, которые активно работали на уроке. | |
Задание на дом |
Цель: закрепить полученные знания. Читают задания. Если что-то не понятно, задают вопросы. | Цель:выявить уровень усвоения учебного материала. Задание: № 6 (2),4 стр. 75; выучить правило. - Какие трудности могут возникнуть при выполнении домашнего задания? На что надо обратить внимание? -Урок окончен, всем спасибо за работу. | |