МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЖУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
Конспект урока
по математике
на тему «Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик»
проведённого во 2а классе
Учитель: Панова Ирина Александровна
Тема урока: Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик
Цель:
Научить записывать и складывать двузначные числа в столбик; закреплять умение решать текстовые задачи.
Задачи:
образовательные:
* научить письменному приёму сложения двузначных чисел в столбик;
* совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100, умения решать задачи.
развивающие:
*развивать интеллектуальные и коммуникативные способности; умение оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки; активизировать мыслительную деятельность; развивать внимание, память, математическую речь;
воспитательные:
* воспитывать целеустремленность и уверенность в каждом ученике; дружелюбное отношение друг к другу; развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости.
Ресурсы:
Основные: учебник «Моя математика» 2 класс. (1 часть). Демидова Т.Е. и др. – М.:Баласс,2012
Дополнительные: компьютер, проектор, презентация, экран, опорные схемы, алгоритм, дерево успеха, яблоки, Афанасий, карточки «Состав чисел», разноуровневые карточки.
Ход урока:
Оргмомент. Эмоциональный настрой.
Ребята, Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? Да, все, что вы сказали, верно: (перечисляю реплики детей) А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке …. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. Итак, отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых открытий! Девиз нашего урока:
Не будь тороплив, а будь терпелив.
Как вы понимаете эти слова?
-
Актуализация знаний.
-
Индивидуальная работа
(3-4 человека работают по карточкам)
-
Фронтальная работа.
Ребята, на дворе последний месяц осени, и он не балует нас хорошей погодой. Вот и сегодня налетел сильный ветер и перепутал все ответы. Наша задача- найти к каждому примеру ответ.
19-7 79
75+4 5
12-7 90
80+10 12
30+4 70
77-7 34
-
Весёлые задачки
- Антону 7 лет, Анне на 4 года больше. Сколько лет Анне?(11)
- У Саши 8 грибов, а у Веры на 4 больше. Сколько грибов у Веры?(12)
- Настя читает за минуту 7 десятков слов, Никита на один десяток слов меньше. Сколько слов за минуту читает Никита?
- Катя, Вова и Петя решили 3 трудные задачи, 13 лёгких и 6 уравнений. Сколько всего заданий выполнили дети?
1.4. «Осенние тучки»
К нам на урок прилетели осенние тучки. Посмотрите, эти тучки с числами
34 57
2
8 63
Замените эти числа суммой разрядных слагаемых
(число 34-это 3д. и 4 ед.; число 57 – это 5 д. и 7 ед.; число 63 – это 6 д. и 3 ед.; число 28 – это 2д. и 8 ед.)
II. Формулирование темы и целей урока.
Скажу вам по секрету, когда вы выполняли задания, за вами наблюдал наш знакомый, который совсем недавно появился у нас на уроках чтения.
Кто это? ( Афанасий).
Афанасий хорошо знает все науки.
О
н захотел посмотреть, как вы работаете на уроке математики, и приготовил для вас вот такую запись:
+31
45
76
Что необычного вы заметили в этой?(он записан в столбик)
А умеем ли мы вычислять выражения этим способом?(нет)
Попробуйте назвать тему сегодняшнего урока.
Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
Ребята, тема нашего урока: Сложение двузначных чисел в столбик. Сегодня мы научимся складывать двузначные числа в столбик, выведем алгоритм письменного сложения и научимся им пользоваться.
-
Открытие нового знания.
Научиться сложению будет не так уж и просто, но мы сделаем это открытие.
Посмотрите еще раз на выражение, которые приготовил Афанасий.
Вы верно заметили, что здесь другая форма записи.
- Как записаны эти числа? (по разрядам: десятки под десятками, единицы под единицами)
- Как нашли сумму? (сложили единицы с единицами и записали полученный результат под единицами, а затем сложили десятки с десятками и записали полученный результат под десятками, затем прочитали результат сложения)
- Ребята, удобно так складывать числа? (да)
- А зачем Афанасий показал вам такую запись? (чтобы нам легче было выполнять сложение)
Ребята, так как же записывают двузначные числа, складывая их в столбик?(проговаривают)
А как ищут сумму? (проговаривают)
А кто скажет полный алгоритм?
Давайте сравним наш вывод с авторским на странице 76. Правильный алгоритм сложения мы вывели? (да)
-
Работа в группах
Сейчас мы поработаем в группах. Афанасий перемешал все шаги алгоритма, а вы должны пошагово восстановит весь алгоритм сложения, (выполняют задание)
Итак, проверяем:
Алгоритм сложения двузначных чисел.
1. Записываем числа в столбик: десятки под десятками, единицы под единицами
2. Складываем единицы с единицами, результат записываем под единицами.
3.Складываем десятки с десятками, результат записываем под десятками.
4. Читаем: сумма чисел…и… равна… .
(пошагово вывешиваю алгоритм на доску)
Ф и з м и н у т к а
-
Первичное закрепление
Давайте покажем Афанасию, как мы научились складывать в столбик, пользуясь алгоритмом.
-
Фронтальная работа с комментированием
№3 (работа у доски)
-
Самостоятельная работа
Афанасий приготовил для вас карточки разного цвета, в зависимости от уровня сложности
Первый уровень - это карточка желтого цвета – самый лёгкий- вы должны будете решить примеры на сложение, записав их в столбик.
Второй уровень - это карточка голубого цвета – задание этой карточки сложнее – вы должны будете решить задачу, дополнив схему и записав решение в столбик.
Третий уровень - это карточка красного – сложный уровень – вы должны будете решить задачу, самостоятельно сделав схему и записав решение в столбик.
Выберите ту карточку, с которой вы без труда сможете справиться.
(дети выполняют задание)
VI. Итог урока. Рефлексия
- Какие цели мы сегодня ставили? (научиться записывать и решать выражения на сложение в столбик)
- Как вы думаете, удалось нам достичь этих целей? У кого остались затруднения по теме?
- Афанасий доволен вашей работой на уроке и будет ждать вас на уроке литературного чтения.
Ребята, наше дерево без плодов. Давайте его оживим. У вас на столах яблочки 3-х цветов. Вы должны выбрать и повесить только одно яблоко:
зелёное яблоко – если вы всё поняли на уроке и сможете объяснить товарищу;
жёлтое яблоко – если усвоили тему, но объяснить не сможете;
красное яблоко – если эта тема для меня трудная.
(дети вешают яблоки)
VII. Домашнее задание.
Откройте дневники, запишите домашнее задание:
С. 77 № 5(б)
№7 - по желанию
6