План – конспект урока в 5 классе
по теме «Задачи на движение с двумя участниками».
Цели урока:
Педагогические (обучения, воспитания, развития учащихся)
Образовательные – ввести типы задач на движение с двумя участниками, научить распознавать типы задач, сформировать понятие скорости сближения и скорости удаления, продолжить формирование вычислительных навыков учащихся.
Развивающие - развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, интеллектуальные качества: способность к “видению” проблемы, обобщению, самостоятельности, гибкости мышления. Учить учащихся корректировать свою деятельность в ходе урока. Формировать умения четко и ясно излагать свои мысли, задавать вопросы. Развивать эмоции учащихся через создание на уроке ситуации успеха.
Воспитательные – формирование элементов социально-личностной компетентности на основе умения проектировать и осуществлять алгоритмическую и эвристическую деятельность, проверять и оценивать результаты деятельности.
Ход урока
1 часть. Организационный момент, разбор домашнего
задания.
/если есть вопросы по домашней работе/
Учащиеся класса отвечают на вопросы по домашнему заданию своих одноклассников, если не смогли дать ответ, то отвечает учитель.
2 часть. Устные упражнения Повторение.
Используя таблицу квадратов, найдите значение выражения:
412 = , 252 = , 782 = , 302 = , 992 =
Вычислите: 22 + 32 = , 103 + 62 = , 82 + 62 =
Найдите ошибку в вычислениях: (8 + 6)2 = 64 + 36 = 100
8 - 22 = 62 = 36
2 + (10 - 32) = 2 + 72 = 2 + 49 = 51
В спомним, как решаются задачи на движение. Для этого у нас была подсказка в виде треугольника. Объясните как её пользоваться. /должно прозвучать: заносим известные величины в треугольник, закрываем неизвестную величину. Если известные стоят в одном ряду, то величины перемножаются; если известные величины стоят в разных уровнях – тогда делим верхнюю величину на нижнюю/
? Как найти расстояние, зная скорость и время?
Как найти скорость, зная расстояние и время?
Как найти время, зная скорость и расстояние?
3 часть. Задачи на движение с двумя участниками.
Среди всех задач, которые приходится решать, нередко бывают задачи на движение. В них движутся пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, автомобили, самолеты, поезда и т.д. Нам надо научиться легко решать такие задачи. Мы сегодня разберем новый вид задач – это задачи на движение с двумя участниками.
? Сближаются или удаляются участники движения?
Что происходит с расстоянием?
? 1. Если найти скорость сближения (удаления), можно ли тогда считать, что это известная нам задача? (см. 2 часть урока задание № 4)
? Синий автомобиль догонит красный?
4 часть. Закрепление изученного материала.
Работа по теме: рассмотреть схемы а и б.
70 км/ч 90 км/ч 5 км/ч 4 км/ч
а ) б)
Ещё раз повторить скорость сближения, удаления. Устно с учащимися разобрать
№ 1
Как измениться расстояние между двумя автомобилями (уменьшается или увеличивается) и на сколько километров в час, если они движутся со скоростями 70 км/ч и 90 км/ч:
а) из одного пункта в противоположных направлениях;
б) из двух разных пунктов навстречу друг другу?
№ 2
Используя рисунок (рис. 76), вычислите для каждого случая скорость сближения или скорость удаления. Как вы думаете, кто мог двигаться в каждом из этих случаев?
а) 5 км/ч 6 км/ч б) 15 км/ч 5 км/ч
в) 40 км/ч 70 км/ч г) 10 км/ч 12 км/ч
Важно следить за речью учащихся, логикой их рассуждений. Во время ответов поощрять правильные словами «Умница», «Молодец», «Ты все правильно объяснил» и т. п.
Задание классу № 3
Из одного пункта в противоположных направлениях выехали две автомашины со скоростями 60 км/ч и 80 км/ч. Какое расстояние будет между ними:
а) через 2 ч; б) через 3 ч? Решите задачу двумя способами.
В тетради записываются решения задачи б) с последующей проверкой.
Индивидуальные задания выполняются учащимися тогда, когда учащиеся выполняют № 3. По рисункам, предложенным учащимся нужно ответить на вопрос.
1. Вечкитов М., Лычагина Т., Бусарева Е., Кудрицкая С. Найдите скорость и укажите какая это скорость: скорость сближения или удаления. Через какое время произойдет встреча участников движения?
2. Бекенов Я., Пяткина М., Алимаскина А., Кельдыбаева Д., Маракова С., Ковалёва Д. Ветер – это тоже участник движения. Самолет - это второй участник движения. Найдите с какой скоростью движется самолет? Найдите расстояние, которое пролетит самолет за 2 ч в каждом случае.
3. Укажите как измениться расстояние между двумя участниками (уменьшиться или увеличится) и на сколько километров в час? Гришина Д., Денисов А., Колесников Т., Успанов И.
? - Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что для вас оказалось самым интересным? Самым трудным?
пункт 3.5 (повторить и разобрать примеры решения задач двумя способами), № 289, стр. 78-79 № 6-12
Выставляются оценки. Урок окончен, СПАСИБО!
Тренажер «Задачи на движение» (доп. на оценку)
v = 2 км/ч t = 6 ч s - ? | s = 12 км v = 3 км/ч t - ? | v = 10 км/ч t = 8 ч s - ? | s = 2 м t = 2 мин V- ? |
v = 6 км/ч t = 3 ч s - ? | s = 8 км t = 2 ч v - ? | v = 20 км/ч t = 4 ч s - ? | s = 12 м t = 6 ч V - ? |
v = 12 км/ч t = 5 ч s - ? | v = 6 м/мин t = 15мин s - ? | s = 60 см v = 15 см/с t - ? | s = 90 км t = 6 ч v - ? |
v = 5 м/ч t = 16 мин s - ? | s = 70 км v = 14 км/ч t - ? | v = 25 км/ч t = 4 мин s - ? | s = 60 км t = 12 мин v - ? |
Дифференцированно домашнее задание. (на доп. оценку)
Навстречу друг другу | В одном направлении | В разных направлениях |
Через сколько минут ежики встретятся? 14 м/мин ? 12 м/мин __________________I__________ 156 м. | Через сколько минут ежики встретятся? 14 м/мин 12 м/мин ? _ ________________________I_ 156 м. | Через сколько минут ежики встретятся? 14 м/мин 12м/мин ___________________________ 156 м |
Какое расстояние будет между ежиками через 3 минуты? 14м/мин 12 м/мин ? м _ __________I_________I_______ S 1 156 м S2 | Какое расстояние будет между ежиками через 3 минуты? 13,6 м/мин 10,4 м/мин ______ _I__________ I____ S 1 S2 ? м. 156 м. | Какое расстояние будет между ежиками через 3 минуты? 14 м/мин 12м/мин I__________________________I_ 156 м. S1 S2 ? м. |
Какое расстояние будет между ежиками через 8 минут? 14 м/мин 12 м/мин ? м. _ _______________I____I________ Sш SФ 156 м. | Какое расстояние будет между ежиками через 8 минут? 14 м/мин 12 м/мин ___________I__________I____ S ш SФ ? м. 156 м. | Какое расстояние будет между ежиками через 8 минут? 14 м/мин 12м/мин I__________________________I_ 156 м. Sш SФ ? м. |
Какое расстояние будет между ежиками через 20 минут? 14 м/мин 12м/мин / _ __I__________&v/_____________I__ S1 S2 156 м | Какое расстояние будет между ежиками через 20 минут? 14 м/мин 12 м/мин ?м. _ _____________________I___I_ S1 S2 156 м. | Какое расстояние будет между ежиками через 20 минут? 14 м/мин 12м/мин I__________________________I_ 156 м. S1 S2 ? м. м. |