I. Организацный Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность | Самоопределение к деятельности (личностные), целеполагание и мотивация (регулятивные), планирование учебного сотрудничества (коммуникативные). Ориентирование в системе знаний (познавательные) Оформление своей мысли в устной форме; слушание и понимание речи других (коммуникативные) | Создание эмоционального настроя на урок. — Определяет готовность учащихся к проведению урока; — настраивает на решение задач урока; — мотивирует к деятельности - Ребята, сегодня мы отправимся в страну геометрию. А кто пришёл к нам на урок математики? - Правильно, это Карандаш. - Запишите в тетрадях число, «Классная работа» и повторим правильное написание цифры 5. - Карандашу будет очень приятно, если мы напишем очень красиво. | Записывают в тетрадях число, «Классная работа» и прописывают цифру 5. | |
II. Актуализация знаний. | Анализ изучаемых объектов с выделением существенных и несущественных признаков(познавательные) Самооценка и оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности (личностные) Самооценка (личностные) | Во время устного счёта 3 ученика работают по карточкам (см. Приложение) - Рассмотрите рисунок. Весёлый Карандаш предлагает выполнить задания: 1. найти лишнюю фигуру. 2. Разделите фигуры на группы. - По каким признакам можно разделить? | Ученики предлагают свои варианты. Проверка: Ученики, которые работали по индивидуальным карточкам, постепенно включаются в коллективную работу. | |
III. Самоопределение к деятельности Цель: ввести: — понятие «прямой угол»; — правила и способы построения прямого угла. | Выполнение учебных действий в устной, письменной речи, во внутреннем плане (регулятивные) Самооценка (личностные) | - Если нам удастся разгадать кроссворд, то мы узнаем тему урока. Кроссворд «Геометрический». Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч). Геометрическая фигура, не имеющая углов. (Круг). Самая маленькая геометрическая фигура. (Точка). Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. (Овал). - Тема нашего урока спряталась по вертикали. Найдите её. (Угол). - На уроке мы познакомимся с разными видами углов, их свойствами, научимся их обозначать буквами. | Учащиеся разгадывают кроссворд и называют ключевое слово «угол». | |
IV. Работа по теме урока (Первичное закрепление.) Цель: - познакомить с понятием «угол», разными видами углов; - учить моделировать прямой угол, распознавать острые и тупые углы. | - определять понятие «прямой угол» и обосновывать своё мнение; - выделять его среди других видов углов и обосновывать своё мнение. (Познавательные); - выполнять учебное задание, используя правило. ( Регулятивные); - действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров | Игра «Им угол имя подарил». - Угол важная фигура. Многим фигурам он помог дать имя. Назовите фигуры. - Что общего в названиях фигур? Почему первая часть слов везде разная? - Углы окружают нас и в повседневной жизни. Посмотрите на рисунки: уголок соединительный для труб и уголок канцелярский для бумаг; угольник плотника и угольник чертёжный; угловой стол и угловой диван. - Обернитесь, рассмотрите наш класс. Приведите свои примеры, где можно найти углы вокруг нас. Определение угла. - На листе тетради отметьте точку и обозначьте её буквой А. Проведите из точки А два луча. На сколько частей лучи разделили плоскость? Меньшую часть заштрихуйте цветным карандашом. Какую фигуру вы заштриховали? (Угол). Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом. - Точка О – вершина угла. Угол можно назвать одной буквой, записанной около его вершины. Угол О. Но может быть несколько углов, имеющих одну вершину. Как быть тогда? - В таких случаях если называть разные углы одной буквой, то будет непонятно, о каком угле идёт речь. Что этого не произошло, на каждой стороне угла можно отметить по одной точке, поставить около неё букву и обозначить угол тремя буквами, при этом всегда в середине записывают букву, обозначающую вершину угла. Угол АОВ. Лучи АО и ОВ – стороны угла. Практическая работа. Построение модели прямого угла. - Углы бывают разные, но сначала мы познакомимся с самым главным углом. Возьмите лист бумаги. Сложите лист пополам, а потом ещё раз пополам. Обведите линии сгиба карандашом. На сколько частей прямые линии разделили плоскость? - Сколько углов получилось? - Это особенные углы. Может быть, кто-то знает название этих углов? - На пересечении линий сгиба поставьте точку. Обозначьте один прямой угол буквами. Заштрихуйте цветным карандашом его внутреннюю часть. Определение и построение прямого угла. - Посмотрите на рисунок, я выделила на нём некоторые углы. Вы найдите и покажите только прямые углы. (На слайде отмечены для проверки некоторые из них). - Не всегда удобно определять прямой угол на глаз. Для этого используют линейку-угольник. Чтобы определить прямой угол или нет, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике. - Какой же угол из трёх предложенных прямой? (Нижний; сиреневый). - Почему вы так решили? | Учатся строить прямой угол и выделять его среди других видов углов; Чертить фигуры с прямым углом; Самостоятельная по- исковая деятельность учащихся: планируют учебные действия, работают с информацией, прогнозируют, выбирают способы | Дети работают в тетрадях, строят угол, штрихуют. Строят модель прямого угла из листа бумаги. | |
VI. Продолжение работы по теме урока (Повторение и закрепление.) Цель: — выполнять учебное задание, используя правило; — действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров. | Познавательные: — раскрывают смысл правила о построении прямого угла. Регулятивные умения: — выполняют учебное задание, используя правило. Коммуникативные умения: — действуют по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров. Использование новых знаний в решении жизненных и учебных проблем | Работа по учебнику с.8 №1. (Работа выполняется в парах.) Задание Используя модель прямого угла, найди прямые углы и выпиши их номера. - С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное – строить их. Построим прямой угол, каждый сам назовёт его одной буквой. Виды углов. - На рисунке видно, что бывают и другие углы не прямые. Каким цветом выделен угол больше прямого? (Голубым). - Меньше прямого? (Зелёным). - Каждый из углов имеет своё название. Острый угол – это угол, который меньше прямого. Тупой угол – это угол, который больше прямого. - Рассмотрите рисунки. Какое правило работы важно помнить, при определении вида угла с помощью линейки-угольника? Итак, чтобы определить вид угла, надо совместить его вершину и сторону соответственно с вершиной и стороной прямого угла на угольнике. Если вторая сторона окажется внутри прямого угла, то угол острый, а если вторая сторона окажется снаружи – то тупой. «Проверь себя!» Угол – это … (Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом). Стороны угла – это … а) отрезки; б) лучи; в) прямые. (Стороны угла – это лучи). На рисунке изображён угол … а) КОМ; б) ОМК; в) КМО. (Угол КОМ). Острый угол … прямого, а тупой угол … прямого. (Острый угол меньше прямого, а тупой угол больше прямого). Какого вида эти углы? (Тупой, острый, прямой). | 4 ученика выполняют в это время индивидуальную работу в дидактических материалах М.Г. Ракитиной стр.64, 65. Строят прямой угол с помощью угольника. | https://www.youtube.com/watch?v=UYxREPheYOg |
VII. Рефлексия Цель: организовать рефлексию и самооценку обучающихся собственной деятельности; проверка усвоенного материала | Личностные: • Проявлять: — интерес к изучению темы; — творчески относиться к процессу работы с геометрическим материалом и способами построения углов . • Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы. Познавательные; — выделять прямой угол среди других видов углов; — раскрывать смысл правила о построении прямого угла. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя правило. | Карандаш предлагает вам выполнить задание №2.. Прочитайте. -На какие 2 группы можно разделить примеры? - Решите эти примеры по группам, используя алгоритм. (Работа выполняется дифференцированно) Ребятам, которые выполняют примеры на сложение, предлагается составить и решить еще 1 пример. 2) Резервное задание №4. - Какие моменты урока вам больше всего запомнились? Что было легко? А когда возникли трудности? - Кто теперь сможет сам определять виды углов и чертить прямой угол. | -Примеры на сложение и вычитание. Алгоритм у каждого ученика. | |