Тема: «Закрепление изученного материала Нумерация чисел от 11 до 20.»
Цель: -образовательная: закрепить знания детей о единицах измерения длины; в составлении задач в 2 действия и оформлением записи её решения; совершенствовать навыки сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел в пределах 20;
-развивающая: развивать память, логическое мышление, внимание, воображение и речь учеников;
-воспитательная: воспитание положительной мотивации к учению, интереса к предмету.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование: иллюстрация Карлсона, геометрического здания.
ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА
Организация начала урока – 1 мин
Сообщение ученикам темы, цели и задачи урока – 1 мин
Воспроизведение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний – 22 мин
Математический диктант– 7 мин
Геометрическое задание – 5 мин
Решение задачи – 9 мин
Физкультминутка – 1 мин
Обобщение и систематизация основных теоретических положений – 13 мин
Решение примеров – 7 мин
Составление задачи – 4 мин
Решение примеров по цепочке письменно – 2 мин
Итоги урока – 2 мин
Сообщение домашнего задания – 3 мин
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Организация начала урока
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Посмотрите на свои рабочие места и проверьте всё ли вы подготовили к уроку.
Мотивация учения школьников. Сообщение темы, цели и задач урока
- Ребята, сегодня на уроке мы повторим как образуются числа второго десятка, компоненты сложения и вычитания, решим примеры на сложение и вычитание, закрепим умение решать задачи на нахождение суммы и на нахождение остатка, а также измерять отрезки в дециметрах и чертить отрезки заданной длины.
- Ребята, вы слышите этот звук? Как вы думаете, что это?
- Это Карлсон! Он хотел попасть к себе на родину, где обитают такие же жители, как и он, заблудившись, Карлсон попал к нам. Давайте поможем ему добраться домой. Для этого нам необходимо решить математические задания, которые составляют его путь.
3. Воспроизведение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний
Математический диктант
- Ребята, откройте тетради, запишите число. Отступите 1 клетку вниз и в сторону, на начало строчки поставим точку.
Первое слагаемое – 2, второе – 3, запишите сумму
Запишите сумму чисел 6 и 3
Запишите сумму чисел 12 и 5
Первое слагаемое – 4, второе – 15, запишите сумму
Запишите разность чисел 7 и 1
-Найдите 1 слагаемое, если 2 слагаемое равно 8, а сумма равна 10
-Найдите сумму, если 1 слагаемое равно 3, а второе слагаемое равно 7
Найдите разность, если уменьшаемое и вычитаемое равно 10
Найдите разность чисел 15 и 4
(Ответы: 5, 9, 17, 19, 6, 2, 10. 0, 11 )
- На второй строчке математического диктанта вы будите записывать числа под диктовку через запятую.
(9, 11, 17, 20, 15, 7, 10, 16, 19, 12)
- На третей строчке математического диктанта вам необходимо будет перевести единицы измерения.
1 см=10 мм
2 дм=20 см
30 мм = 3 см
1 дм 5 см = 15см
- А теперь, отступите 2 клеточки вниз и 1 вправо и начертите отрезок длиной 1 дм 1 см. Снова отступите 2 клетки вниз и начертите отрезок на 1 см короче.
Геометрическое задание
- Чтобы Карлсон поскорее добрался домой нам необходимо посчитать какое количество геометрических фигур изображено на этом рисунке. Итак, 1 ряд – ваша задача посчитать все треугольники, 2 – кружочки, 3 – квадраты.
(10 кругов, 9 прямоугольников, 8 треугольников)
Решение задачи
- Следующим заданием для преодоления пути будет задача. Откройте учебник на странице 63, задача номер 1. Следите и слушайте внимательно.
- Кто хочет еще раз прочитать?
- Прочитайте только условие, только вопрос.
- О чем говориться в задаче?
- Сколько было проволок?
- Сколько шариков висело на первой проволоке?
- Известно ли, сколько шаров висело на второй проволоке?
Составление краткого условия
- Какие опорные слова в задаче?
- Что сказано про первую проволоку?
- Известно ли, сколько шаров висело на второй проволоке? (нет, сказано на 3 шарика меньше чем на первой)
Составление краткого условия
- Какие опорные слова в задаче?
- Что сказано про первую проволоку? Про вторую?
- Можем ли мы сразу ответь на вопрос задачи? (нет)
- Что сначала мы можем найти? (количество шариков на второй проволоке)
- Каким действием будем выполнять? (вычитанием)
- Назовите первое действие. (10-3=7)
- Что мы нашли первым действием? (количество шариков на второй проволоке)
- Можем ли мы ответить на главный вопрос задачи? (да)
- Какое второе действие? (10+7=17)
- Что мы нашли вторым действием? (количество шаров на двух проволоках)
- Сколько действий в задаче? (два)
- Какой ответ задачи? (всего 17 шаров)
Запись решения
Физкультминутка
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, а раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.
4. Обобщение и систематизация основных теоретических положений
Решение примеров
- Карлсон уже близко, но нам надо поторопиться и решить примеры номер 4 на странице 63.
(Ответы: 3, 17, 18, 1, 9, 19).
Составление задачи
- Обратите внимание на задачу под красной чертой, нам необходимо составить задачу по её решению.
- О чем задача?
- Исходя из ответа, какой главный вопрос задачи?
(Карлосн купил 8 тетрадей в клеточку, а в линию на 6 тетрадей меньше. Сколько всего он купил тетрадей?)
Физкультминутка
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным
движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)
4.3. Решение примеров по цепочке
- Последним заданием осталась цепочка на стр. 63. Мы начнем решать, затем вы самостоятельно продолжите, в тетраде запишите только ответы через запятую.
(10, 17, 7, 10)
Итоги урока
- Вы справились со всеми заданиями и Карлосн уже дома. Итак, какие задания мы с вами выполняли?
- Какие задачи мы решали и составляли сегодня на уроке?
- Что вам понравилось?
- В чем у вас возникли трудности?
Словесное оценивание
Сообщение домашнего задания
Откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома вы выполните задачу номер 2 и примеры номер 3 на стр. 62.
Обратите внимание на задачу. (Учитель читает задачу). О чём идёт речь в задаче? (о яблоках). Какие опорные слова в задаче? Какое краткое условие можем составить к задаче? Какое будет первое действие в задаче? (8+2=10) Какое второе? (10+8=18).