| Этапы урока | | |
| Организационный момент | Приготовить доску, тетради, учебное пособие, таблицы, ТСО | |
| Этап актуализации знаний. Опрос | 1.Теоретическая разминка. Дайте определение логарифма числа? Перечислите основные свойства логарифмов? Дайте определение логарифмической функции? Дайте определение допустимых значений логарифмической функции Перечислите основные свойства логарифмической функции? 1.Устный счёт-конкурс «Лучший счётчик» На доске записаны примеры на вычисление логарифмических выражений. выигрывает тот, кто решит больше примеров за 1 минуту. | Учащиеся отвечают на вопросы |
| Устная работа | Задания на интерактивной доске (презентация) Вычислить а) log28 б) lg 0,01; в) 2 log 2 32. 3 log 34 = log 4 4 = log 3 1 = log -5 5= log 4 1= log 6 6 = log 3 27 = ) 6) 2) 7) log 2 32 = . . 7. 8. log 15 3 + log 15 5 log 6 2 + log 6 3 = log 2 28 - log 2 7 = log 2 15 - log 2 30 3) 8) 4) 9) ℓg ℓg10 5) 1) 4) 7) 2) 5) 8) 3) 6) а) log 2 64; б) log 3 ; в) log 7 718; г) 1; д) ; е) 512; ж) lg 0,0007; з) lg (3 · 10–23); и) lg 4 + lg 25. а) log 4 16; б) 256; в) log 3 ; г) log 2 6 + log 2 ; д) ; е) log 4 168 – log 4 84. 2. Решите уравнение. а) lg2 x – lg x – 2 = 0; а) log28 б) lg 0,01; в) 2 log 232. -
(1б) -
(1б) -
- (1б) -
(1б) -
(1б) -
(1б) - | Учащиеся отвечают устно |
| Самостоятельная работа Подготовка к ЕГЭ | Учитель задает вопросы ученикам: Дайте определение уравнение, корень уравнения, Что значит решить уравнение? Найти все значения переменной, при которых уравнение обращается в верное числовое равенство или доказать, что таких значений нет. Что такое корень уравнения? Значение переменной, при которой уравнение обращается в верное числовое равенство. Самостоятельно решить задания из тестов ЕГЭ №7, Вычислить. Решить уравнения. показательные уравнения способом приравнивания коэффициентов | Учащиеся отвечают на вопросы |
Самостоятельная работа Подготовка к ЕГЭ . | Учащимся даны карточки, на которых уравнения из банка заданий ЕГЭ | Учащиеся называют вид каждого уравнения и прорешивают их |
Физкультминутка | Для того, чтобы перейти к следующему этапу нашей работы и успешному её выполнению, давайте немножко отдохнём. (Слайд 21) Сильно зажмурьте глаза, откройте глаза и посмотрите на предмет перед вами (повторите 5 раз). Закройте глаза, откройте глаза, посмотрите направо, посмотрите налево (повторите 5 раз). Сильно зажмурьте глаза, откройте глаза и посмотрите на предмет вдали от вас (повторите 5 раз). Формирование умения сотрудничать с одноклассниками, умения координировать свои действия. | |
Взаимопроверка | Ответы даны на интерактивной доске | Учащиеся проверяют работы друг друга и выставляют оценки |
| Этап объяснения нового материала Изучение нового материала с помощью опорных конспектов | Создание проблемной ситуации. Учитель: Ребята, у нас возникла проблема. Мы не решили одно из уравнений, в котором есть знак логарифма и под знаком логарифма находится переменная. Как вы думаете, как называются такие уравнения? Записали тему урока: Логарифмические уравнения. Учитель дает определение: Уравнения, в которых переменная содержится под знаком логарифма, называют логарифмическими. Существует несколько способов решения логарифмических уравнений. Мы сегодня рассмотрим три способа решений: 1 Решения логарифмических уравнений на основании определения логарифма 2 Решения логарифмических уравнений методом потенцирования: 3 Решения логарифмических уравнений методом введения новой переменной Каждому ученику учитель выдает опорный конспект. -
1. Решения логарифмических уравнений на основании определения логарифма. Для уравнения вида получаем единственный корень. Пример. Для уравнения вида получаем равносильное уравнение Пример. 2. Для решения уравнений используется еще метод: потенцирования. Этот метод применяется для уравнений вида и сводится к решению уравнения f(x)=g(x), Необходима проверка корней или х должен удовлетворять решению системы. Пример решения уравнения вторым методом. log 2 (3x – 6) = log 2 (2x – 1); 3x – 6 = 2x + 1, где 3x – 2x = –1 + 6; х = 5 – удовлетворяет ОДЗ. log3 (7x – 9) = log3 x; 7х – 9 = х 6х = 9 х = 1,5 Проверим найденные корни по условиям 7х-90 и x0 3. На какое уравнение похоже логарифмическое уравнение данного вида? Данное уравнение похоже на квадратное уравнение. Каким образом нам из этого уравнения получить квадратное? - -Ввести новую переменную. Получим квадратное уравнение: Вычислим дискриминант Найдём корни квадратного уравнения Решим простейшие логарифмические уравнения: Оба корня положительные, являются решением уравнения. Ответ: : х1 = 1/3, х2 = 9 Осмысление, систематизация полученных знаний Фронтальная работа | 2.Выявление проблемы. Формулируют ответы на поставленные вопросы Учащиеся записывают Осмысление, систематизация полученных знаний Фронтальная работа |
| | log 2(3x – 6) = log 2(2x – 3) lg 2 х2 + lgx2 – 6 = 0 lg2 x – lg x – 2 = 0; – log 3 x – 6 = 0; | |
| Первичное закрепление Самостоятельная работа (дифференцированная) | На доске записаны три уравнения, которые нужно решить изученными способами. В-1 | В-2 | , х = – 12 | , х = 5 | , х= – 22 | , х = – 8 | , х = – 11 | , х = – 2 | , х = 3 | , х = – 4 | | Учащиеся по очереди решают. Предъявление решений уравнений на доске, обсуждение, коррекция оформления, записи в тетрадях. |
| Закрепление | Решите уравнения log 6 (14 – 4x) = log 6 (2x + 2); а) log 3 (x2 + 6) = log 3 5x а) log 0,1 (x2 + 4x – 20) = 0; а) log 3 (x2 – 11x + 27) = 2; а) log 2 (x2 + 7x – 5) = log 2 (4x – 1); б) log 0,3 (–x2 + 5x + 7) = log 0,3 (10x – 7); Решите уравнение. 1. log 2 (4x + 5) = log 2 (9 – 2x). 2. log 3 (x2 – 5x – 23) = 0. 3. lg (x + 2) + lg (x – 2) = lg (5x + 10). Вариант 2 Решите уравнение. 1. log 5 (3x – 4) = log 5 (12 – 5x). 2. log 3 (x2 + 3x – 7) = 1. 3. lg (x – 1) + lg (x + 1) = lg (9x + 9). Вариант 3 Решите уравнение. 1. lg (5x – 4) = lg (1 – x). 2. (x2 + 3x – 9) = –2. 3. 1 + log 2 (x + 1) = log 2 (7x + 2) – log 2 (x – 1). Вариант 4 Решите уравнение. 1. lg (3x – 10) = lg (7 – 2x). 2. log 0,5 (x2 – 4x + 20) = –5. 3. 1 + log 3 (x – 2) = log 3 16x – log 3 (x + 2). а) – 4 log 4 x + 3 = 0. б) – log 4 x – 2 = 0. г) + log 0,2 x – 6 = 0. а) log x (2х2 + х – 2) = 3. б) log x – 1 (12х – х2 – 19) = 3. а) – log 3 x – 6 = 0; а) lg2 x – lg x – 2 = 0; а) 2 + 5 log 4 x – 3 = 0; а) x – 2 = 0; | Предъявление решений уравнений на доске, обсуждение, коррекция оформления, записи в тетрадях. |
| Самостоятельная работа (дифференцированная) | Самостоятельная работа Вам предложены уравнения. Ваша задача решить эти уравнения и соотнести ответы с соответствующей буквой. В результате должно получиться слово. Обращаю ваше внимание, что уравнения взяты из демоверсий ЕГЭ, задание В3. 1. (-1, – 3) 2. (х=3) 3. (х=-5) 4. (х=3) 5. (х=-15) Ключ 3 | -2 | -3, – 1 | -15 | -7 | -1 | -5 | 0 | 12 | Е | А | Н | Р | Д | О | П | З | Л | Джон Непер | Самостоятельная работа (дифференцированная) |
| Доклад по теме: «Из истории логарифмов» | НЕПЕР Джон (1550-1617) , шотландский математик, изобретатель логарифмов. Потомок старинного воинственного шотландского рода. Изучал логику, теологию, право, физику, математику, этику. Увлекался алхимией и астрологией. Изобрел несколько полезных сельскохозяйственных орудий. В 1590- х годах пришел к идее логарифмических вычислений и составил первые таблицы логарифмов, однако свой знаменитый труд "Описание удивительных таблиц логарифмов" опубликовал лишь в 1614 году. В конце 1620-х годов была изобретена логарифмическая линейка, счетный инструмент, использующий таблицы Непера для упрощения вычислений. С помощью логарифмической линейки операции над числами заменяются операциями над логарифмами этих чисел Об истории развития логарифмов Слово логарифм происходит от слияния греческих слов и переводится как отношений чисел, одно из которых является членом арифметической прогресс, а другое геометрической. Впервые это понятие ввел английский математик Джон Непер . Кроме того, этот человек известен тем, что он первый изобрел таблицу логарифмов, которая пользовалась большой популярностью среди ученых на протяжении долгих лет. В таблицы Непера, изданные в книгах под названием «Описание удивительной таблицы логарифмов» и «Устройство удивительной таблицы логарифмов», вошли значения логарифмов синусов, косинусов и тангенсов углов от 0 до 99 градусов. Первые таблицы десятичных логарифмов были составлены в 1617 г. английским математиком Бриггсом. Многие из них были выведены с помощью выведенной Бриггсом формулы. Изобретатели логарифмов не ограничились созданием логарифмических таблиц, уже через 9 лет после их разработки в 1623 г. Английским математиком Гантером была создана первая логарифмическая линейка. Она стала рабочим инструментом для многих поколений. В настоящее время мы можем находить значения логарифмов, используя компьютер | |
| Проверочная работа. Итоги урока. рефлексия | Вопросы учащимся: Какие уравнения называются показательными? Простейшими показательными? Назовите основные методы решения уравнений. | |
| Задание на дом | Домашнее задание. Возьмите карточки с разноуровневым дом задание. Кто желает может взять все уровни. 1 уровень · log 3 x= 4 · log 2 x= -6 · logx 64 = 6 · – log x 64 = 3 · 2 log x 8 + 3 = 0 2 уровень · log 3 (2х – 1) = log 3 27 · log 3 (4х+5)+log 3 (х +2) = log 3 (2х +3) · log 2 х = – log 2 (6х – 1) · 4 + log 3 (3-х) = log 3 (135–27х) · log (х – 2) + log 3 (х – 2) = 10 3 уровень · 2log 2 3 х – 7 log 3 х + 3 = 0 lg 2 х – 3 lg х – 4 = 0 · log 2 3 х – log 3 х – 3 = 2 lоg 2 3 | |
| | “Сегодня на уроке я научился…” “Сегодня на уроке я познакомился…” “Сегодня на уроке я повторил…” “Сегодня на уроке я закрепил…” На партах у вас есть кружки голубого, оранжевого и розового цвета. Оцените себя за деятельность на уроке. 3-гол цвет, 4- желтый, 5 – розовый. |