Конспект 9 кл. Дата-3.12.18г. Тема: « Человек среди людей».
Цели и задачи :
Развивать представление о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела, развитие самооценки.
Развивать коммуникативные возможности детей, умение искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях.
Учить детей кратко говорить и выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.
Ход занятия:
1.Необходимость общения. 2. Культура общения. 3. Как избежать конфликта
Жизнь в обществе – это не только труд, но и множество встреч, диалогов, контактов. Наш век уже стали называть веком общения. Как вы думаете, что надо считать наиболее важным в общении друг с другом? « Такт, доброжелательность, умение прийти на помощь».
Главное – надо быть тактичным и внимательным человеком. Такой человек не настаивает на своем, имея дело со взрослыми, не хвастает и не насмехается, не задевает веселой шуткой печального, не лезет когда не просят.
Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Но чтобы это понять, надо иметь жизненный опыт, без него не разобраться. У вас за плечами хоть и небольшая, но жизнь.
«Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим.»
-Как вы понимаете это выражение? -Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец, эгоист – несчастлив.
Совершая добрые дела некоторые люди ожидают похвалы, благодарности, но не получив их, раскаиваются в том, что сделали добро. Но это не правильно. Сознание сделанного добра – это уже награда для человека.
Некоторые люди следуют принципу: заботься только о себе, ни с кем не делись, тяни на себя одеяло – и ты всегда сыт, ты в тепле и мухи не кусают. Но это не так. Если человек любит только себя, то он никогда не будет иметь верных друзей, и как только придут жизненные испытания, он останется один. А чтобы иметь верных друзей, не остаться одному, надо воспитывать себя, свое поведение в окружающем мире.
ОБЩЕНИЕ- это - взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми. Более точно общение можно определить как установление и развитие контактов между людьми.
Общение включает, как минимум, три различных процесса.
Обмен информацией, её уточнение, обогащение.
Обмен действиями, построение общей стратегии, взаимодействие.
Восприятие и понимание партнёра, его психологических особенностей и особенностей его поведения
Человек нуждается в общении с другим человеком. Недостаток общения может привести к серьёзным отклонениям в развитии.
Благодаря общению:
человек получает знание об окружающем мире
происходит передача опыта,
происходит усвоение тех культурных, нравственных ценностей, которые выработаны человечеством.
мы учимся оценивать поступки и отношения, усваивать правила поведения, применяем их на практике.
Для полноценного общения мало иметь какие то знания, информацию, важно уметь сообщить людям эти сведения. И здесь необходимо не только обладать культурой речи, но уметь (и хотеть) учитывать интерес других к вашим сообщениям
«Общение»-сложное искусство. Там где не хватает культуры общения, могут возникнуть конфликты. Из-за:
Переоценивание своего положения в коллективе
Несовпадение мнения других о вас и вашего о себе.
Правила спора:
Спор может проводиться только после предварительного согласия обеих сторон, выяснение отношений должно осуществляться как можно быстрее после возникновения конфликтной ситуации.
Тот. Кто начинает спор, должен заранее ясно представлять. То о чём ему предстоит спорить. У ту цель. Которую он хочет достигнуть.
Стиль спора должен быть конкретным, речь должна идти о проблеме, актуальна для обоих участников.
Оба должны принимать активное участие в споре.
Аргументы должны быть деловыми, участники должны придерживаться правил честной игры
ВЫВОД: Учитесь общаться правильно… И избегайте конфликтов
Все люди разные. Их индивидуальные различия обусловлены врожденными и приобретенными чертами характера . Приобретенные и врожденные черты характера могут взаимно дополнять друг друга формируя в конечном счете «окончательную» личность человека. Коллектив, в котором осуществляется деятельность человека, может представлять собой формальную или неформальную группу.
Коллектив –это относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи.
Разновидности коллективов:
Трудового коллектива
Ученического коллектива
Творческого коллектива
Поведение человека в коллективе. Предварительная беседа:
1. За что вы уважаете себя?
2. Как вы проявляете уважение к друзьям, к родным и близким?
3. Как вы понимаете выражение «уважая других, уважаем себя»?
Поведение бывает:
1. Рационального поведения в коллективе
2. Иррационального поведения
3. Безразличного поведения в коллективе
Учитель озвучивает основную идею: В коллективе должно быть комфортно. Коллектив должен быть еще и саморегулирующей системой. "Один в поле не воин", но осложнить жизнь всему коллективу вполне в состоянии. Коллектив должен направлять каждого своего члена в нужное «русло», чтобы развитие не останавливалось, а шло в правильном направлении.
Рассмотрим вопрос: Уважительное отношение в коллективе
Фундамент
Игровой приём: строительство дома под названием Уважительное отношение в коллективе
-___________уважительное отношение к членам коллектива независимо от статуса
___________Взаимовыручка, поддержка, командный дух ______________ Толерантность
____________ Деликатность, вежливость
___________ Творчество,
Итак мы с вами рассмотрели ряд вопросов характеризующих тему Общение и общение в коллективе. Теперь совместно мы должны определить:
«Правила поведения человека в коллективе ( внешне поведенческий аспект)».
1. Пунктуальность. Никогда не опаздывайте никто не любит опаздывающих и придумавших в свое оправдание множество причин
2. Лаконичность. Не говорите лишнего, излагайте мысли кратко, грамотно и корректно. Сохраняйте секреты вашего коллектива.
3. Деловитость. Заранее подготовьтесь к серьезным встречам, отвечайте на вопросы коротко и ясно. Не повторяйте уже сказанное по нескольку раз. Не проявляйте свои эмоции, не жалуйтесь
4. Сдержанность. Не реагируйте на критику в свой адрес, воспринимайте ее как совет. Старайтесь не проявлять эгоизм, стремитесь не навредить конкурентам, не унижайте и не подведите членов коллектива.
5. Одевайтесь стильно и старайтесь говорить, писать грамотно. Делайте больше комплементов окружающим и чаще улыбайтесь. Умейте слышать других и демонстрировать интерес к темам разговора
Теперь давайте подумаем, что не хватает каждому из вас для того, чтобы осуществлять полноценное коллективное общение
1. Нарисовать свою руку и на пальчиках отобразить те качества, которые необходимо формировать в себе, чтобы ваше коллективное общение было благоприятным для вас и для окружающих людей.
2. Сейчас мы с вами поиграем в игру « Трехглавый змей.»Подумать и записать главные качества, характеризующие вас дома, в школе, с друзьями.
Дом. Школа. Друзья. -Давайте познакомимся с тем, что вы написали.-У нас есть, над чем работать.
Самовоспитание – это самостоятельное и целенаправленное развитие в себе тех способностей и черт характера, которых нам не достает – это стремление ликвидировать разрыв между тем, чего человек хотел бы достичь и тем, что он пока может.
Средних дарований человек использует 4% своих мозговых клеток. Талантами и гениями становятся те, кому удалось пробудить и вовлечь в работу хотя бы часть своих дремлющих клеток, поэтому у каждого есть возможность сделаться умнее и способнее в 5-10-20 раз.
Надо выбрать себе достойную цель, она придаст смысл вашим усилиям, направит в одну сторону ваши помыслы и деяния.
Вскоре вы с удивлением обнаружите : стоит вам приказать самому себе – и какой-то механизм внутри вас быстро, даже с радостью выполнит команду.
В достижение намеченного вам поможет воля. Воля – это главный инструмент в борьбе за себя. Волю можно тренировать, как мышцы, методом возрастающих нагрузок, начиная с малого. Не хочется убираться – уберись, не хочется учить уроки – выучи.
5.”Надо жить дружно” (Инсценировка)
А.- Жил-был высокий дуб - красивый, с большими ветвями, густой зелёной листвой, радовал всех. Под землёй росли его корни. их никто не видел. Листья выбирали из воздуха углекислый газ, с помощью солнечных лучей вырабатывали сахар, росли сами, выращивали желуди. Часть сахара передавали в корни, кормили их. А корни выбирали из земли воду, минеральные вещества, передавали листьям. Хорошо, дружно жили листья и корни. Но однажды дуб проснулся весной и думает.
Д.- Я велик и красив, могуч! Моя красота, моя сила – ветви и листья. И обидно часть того, что создают листья, передавать корням. Мы так мало получаем от них питание, в 20 раз меньше того, что производим сами.
Л.- Конечно не надо кормить корни. Если мы все силы будем тратить на себя, нас станет больше – дерево ещё краше.
К.- Это правда, что мало питательных веществ мы вам из земли даем. Меньше, что вы выбираете из воздуха. Но они необходимы для вас. Без них вы не сможете расти. А сколько мы перекачиваем для вас из земли воды?
А.- Только не слушали эти слова листья.
Л.- нам будет лучше, если независимые, мы станем работать лишь на себя.
К.- Хорошо! Будьте независимы. Но и мы, голодные, не сможем и не будем работать для вас. Каждый будет жить сам по себе.
А.- Так и получилось. Прошло лето, наступила осень. Опали листья. Наступила зима. Но вот пришла весна. Зазеленел лес. Прилетели птицы к своему дубу, но не узнали дерево. Стоит дуб сухой, без листьев. Зимой почки, в которых было мало воды – вымерзли. Погибли и корни, не получившие от листьев питания. Стоит теперь в лесу мёртвое дерево.
О чём вас заставила задуматься эта сказка?
Итак ребята вы замечательно справились с заданием. Но мне хотелось бы вам озвучить одну притчу:
Попал один мудрец на небеса.
— Как прожил ты свою жизнь? — спросил его ангел.
— Я искал истину, — ответил мудрец.
— Это хорошо! — похвалил мудреца ангел. — Расскажи, что ты делал, чтобы найти истину.
— Я знал, что мудрость, накопленная людьми, записана в книгах, и много читал, — сказал мудрец, и ангел улыбнулся.
— Небесную мудрость передаёт людям религия. Я изучал святые книги и ходил в храмы, — сказал мудрец.
Улыбка ангела стала ещё светлее.
— Я много путешествовал в поисках истины, — продолжил мудрец, и ангел благосклонно кивнул головой.
— Я любил беседовать и спорить с другими мудрецами. В наших спорах рождалась истина, — добавил мудрец, и ангел снова кивнул головой.
Мудрец замолчал, и лицо ангела вдруг омрачилось.
— Разве я что-то делал неправильно? — удивился мудрец.
— Ты всё делал правильно, но ты ничего не сказал о любви, — ответил ангел.
— У меня не было времени на любовь, я искал истину! — гордо заявил мудрец.
— Там нет истины, где нет любви, — с горечью воскликнул ангел. — И глубочайшая истина рождается лишь из глубочайшей любви.
Мы заканчиваем на этой доброй ноте, и вы получаете домашнее задание написать эссе по теме: Что более рационально в коллективе любовь и уважение или директивность и дисциплина?
Для раздачи
А.- Жил-был высокий дуб - красивый, с большими ветвями, густой зелёной листвой, радовал всех. Под землёй росли его корни. их никто не видел. Листья выбирали из воздуха углекислый газ, с помощью солнечных лучей вырабатывали сахар, росли сами, выращивали желуди. Часть сахара передавали в корни, кормили их. А корни выбирали из земли воду, минеральные вещества, передавали листьям. Хорошо, дружно жили листья и корни. Но однажды дуб проснулся весной и думает.
Дуб.- Я велик и красив, могуч! Моя красота, моя сила – ветви и листья. И обидно часть того, что создают листья, передавать корням. Мы так мало получаем от них питание, в 20 раз меньше того, что производим сами.
Листья.- Конечно не надо кормить корни. Если мы все силы будем тратить на себя, нас станет больше – дерево ещё краше.
Корни.- Это правда, что мало питательных веществ мы вам из земли даем. Меньше, что вы выбираете из воздуха. Но они необходимы для вас. Без них вы не сможете расти. А сколько мы перекачиваем для вас из земли воды?
Л.- нам будет лучше, если независимые, мы станем работать лишь на себя.
К.- Хорошо! Будьте независимы. Но и мы, голодные, не сможем и не будем работать для вас. Каждый будет жить сам по себе.
А.- Так и получилось. Прошло лето, наступила осень. Опали листья. Наступила зима. Но вот пришла весна. Зазеленел лес. Прилетели птицы к своему дубу, но не узнали дерево. Стоит дуб сухой, без листьев. Зимой почки, в которых было мало воды – вымерзли. Погибли и корни, не получившие от листьев питания. Стоит теперь в лесу мёртвое дерево.