СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по МПС в 9 классах. Тема: «Роль способностей в профессиональном выборе».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по МПС в 9 классах.

Тема: «Роль способностей в профессиональном выборе».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по МПС в 9 классах. Тема: «Роль способностей в профессиональном выборе».»

Конспект урока по МПС в 9 классах. Дата- 01.10.18г.

Тема: «Роль способностей в профессиональном выборе».

Цели урока:

Обучающие:-систематизировать знания учащихся по теме «Способности»,

- расширить знания учащихся о многообразии мира профессий и требованиях, предъявляемых профессиями к человеку,

-активизировать процесс профессионального самоопределения учащихся

Развивающие:

- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (анализировать, выделять главное, сравнивать, определять и объяснять понятия)

- развивать языковую догадку на основе контекста, способности к формулированию понятий, творческие способности, развивать мотивацию к получению профессии, мотивации на труд.

Технические требования, оборудование: используется мультимедийное сопровождение в виде презентации Power Point, карточки, бланки с заданиями.


Надписи на доске:

  • Эпиграф урока: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека.

  • «Талантливый человек талантлив во всём». Лион Фейхтвангер.

  • «Всяк кузнец своего счастья». Народная пословица.

  • «Талантливость состоит из 1% вдохновения и 99% тяжёлого труда». Т.Эдисон.

  • «Каждому из нас при рождении дается глыба мрамора и инструменты, чтобы превратить ее в статую. Некоторые так и таскают эту глыбу с собой всю жизнь, ни разу ее не коснувшись. Некоторые довольно быстро разбивают ее на маленькие осколки. А некоторым таки удается создать из нее великий шедевр!» Ричард Бах

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний. Актуализация знаний.

  3. Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  4. первичное закрепелние:

–в знакомой ситуации (типовые)

- в изменённой ситуации (конструктивные)

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные ситуации)

6.Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы говорили о способностях, их структуре, видах, условиях их проявления и развития.

Давайте вспомним общую структуру способностей.

Наводящие вопросы: человек рождается со способностями? Нет.

С какими особенностями рождается человек? (с задатками).

При определённых условиях развития (взаимодействие с окружающим миром, обучение и воспитание, деятельность) у человека формируются способности.

Что такое способности?

Всякие ли индивидуальные особенности человека можно назвать способностями?

Какие бывают способности? Что относится к общим способностям? К специальным?

Как вы думаете, какие способности нужны в профессиональной деятельности?

Что такое талант? Гениальность? Приведите примеры талантливых и гениальных людей. (Примеры из книги Гиннеса).

За работу на этом этапе урока поставьте себе по 1 баллу в индивидуальные оценочные листы. (называю фамилии)

  1. Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Тема сегодняшнего урока зашифрована на экране.

«Роль способностей в профессиональном самоопределении»

(«Орьл пссобонтсйе врпфосеисноланьмо ывобер»).

Кто расшифровал тему урока? Правильно. Сегодняшняя тема – продолжение предыдущей. На этом уроке вы расширите свои знания о себе, будете развивать свои интеллектуальные способности, которые необходимы людям всех профессий.

Способности к интеллектуальным видам деятельности

Высокий уровень общего умственного развития является условием успешной профессиональной деятельности учителя, врача, юриста, психолога, инженера, экономиста, программиста и др. Определяется он как природными задатками и наследственностью человека, так и его жизненным опытом, образованием, воспитанием и чертами характера.

Подростковый возраст — это время повышенной интеллектуальной активности. Именно сейчас формируются и развиваются ясность, гибкость, оригинальность и острота мышления, настойчивость, дисциплинированность, уверенность и самообладание. Эти качества обеспечивают способность к труду.

Сейчас я вам предлагаю выяснить свой уровень Способности к интеллектуальным видам деятельности


Задание 1. «Тест умственного развития» (модификация Школьного Теста Умственного Развития Г.Резапкиной). Вы должны выполнить ряд заданий, связанных с учебной программой, но не совсем учебных. Внимательно прочитайте инструкцию к каждому заданию. Если не знаете ответа на вопрос, не старайтесь его угадать — поставьте прочерк в клетке бланка рядом с его номером и переходите к другому.

Примечание. Методика предназначена для определения усвоения ряда понятий школьной программы и сформированности основных мыслительных процессов учащихся 8–9-х классов. Методика состоит из четырех серий заданий, выявляющих способности к установлению аналогий, классификации, обобщению и поиску закономерностей на основе понятий физико-математического, естественнонаучного, общественного и гуманитарного учебного цикла. Задания четвертой серии направлены на изучение способности к анализу и синтезу знаковой информации. Время выполнения всего теста — 40 минут. В конце урока учитель зачитывает правильные ответы (выделены жирным шрифтом), а учащиеся зачеркивают ошибочные ответы и записывают в пустых клетках бланка количество правильных ответов. Если учитель не доверяет детям, он может провести обработку самостоятельно.

Инструкция. Вы должны выполнить четыре серии заданий, содержащих по двадцать вопросов. Каждой вопрос имеет только один правильный ответ. Ориентировочное время, которое вы можете затратить на каждую серию – 8-10 минут. Перед выполнением каждой серии заданий необходимо внимательно прочитать инструкцию. Ответы следует записывать справа от номера вопроса. Если не знаете ответа, не старайтесь его угадать – поставьте прочерк в соответствующей клетке бланка и переходите к следующему вопросу.


1


21


41


И-О

61


2


22


42


Сумма

62


3


23


43


63


4


24


44


64


5


25


45


65









66


6


26


46


Ф

67


7


27


47


Сумма

68


8


28


48


69


9


29


49


70


10


30


50


71









72


11


31


51


Е-Н

73


12


32


52



74


13


33


53


Сумма

75


14


34


54


76


15


35


55


77









78


16


36


56


Ф-М

79


17


37


57


Сумма

80


18


38


58


Сумма


19


39


59


20


40


60


З

А


К


О



Общий балл

Сумма

Сумма

Сумма



Задание 1. Даны три слова. Первое и второе слово связаны по смыслу. Из четырех вариантов выберите слово, связанное по смыслу с третьим. Рядом с номером задания запишите букву, соответствующую выбранному слову. Например, конструктор – самолет = писатель – …

а) читатель, б) книга; в) библиотека; г) литература.

Конструктор создает самолет, писатель создает книгу. Правильный ответ – б) книга.

1. Рабовладельцы – капиталисты = рабы – …

а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) наёмные рабочие; г) пленные.

2. Богатство – бедность = крепостная зависимость – …

а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) неравенство; г) частная собственность.

3. Первобытный строй – рабовладельческий строй = рабовладельческий строй – …

а) социализм; б) капитализм; в) демократия; г) феодализм.

4. Роза – цветок = капиталист – …

а) эксплуатация; б) рабочие; в) капитализм; г) класс.

5. Война – смерть = частная собственность – …

а) феодализм; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы.

6. Стихотворение – поэзия = рассказ – …

а) проза; б) писатель; в) повесть; г) предложение.

7. Старт – финиш = пролог – …

а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) эпилог.

8. Роман – глава = стихотворение – …

а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм.

9. Числительное – количество = глагол – …

а) спряжение; б) действие; в) причастие; г) часть речи.

10. Глагол – спрягать = существительное – …

а) изменять; б) образовывать; в) употреблять; г) склонять.

11. Колумб – путешественник = землетрясение – …

а) природное явление; б) образование гор; в) извержение; г) жертвы.

12. Север – юг = осадки – …

а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха.

13. Папоротник – спора = сосна – …

а) шишка; б) семя; в) растение; г) ель.

14. Растение – стебель = клетка – …

а) деление; б) хромосома; в) ядро; г) фермент.

15. Понижение атмосферного давления – осадки = антициклон – …

а) ясная погода; б) циклон; в) гроза; г) влажность.

16. Фигура - треугольник = состояние вещества – …

а) жидкость; б) движение; в) температура; г) вода.

17. Прямоугольник – плоскость = куб – …

а) сторона; б) ребро; в) высота; г) объем.

18. Диаметр – радиус = окружность – …

а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) круг.

19. Холодно – горячо = движение – …

а) инерция; б) покой; в) скорость; г) взаимодействие.

20. Слагаемые – сумма = множители – …

а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение.


Задание 2. Даны четыре слова, три из которых объединены общим признаком. Найдите слово, которое не имеет этого признака, и запишите его букву в бланке. Например, в ряду а) корова; б) лошадь; в) собака; г) волк три слова обозначают домашних животных, а четвертое – дикого. Значит, правильный ответ – г) волк.

21. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий.

22. а) социология; б) психология; в) педагогика; г) техника.

23. а) Кутузов; б) Суворов; в) Ушаков; г) Пирогов.

24. а) император; б) дворянин; в) царь; г) вождь.

25. а) ООН; б) НАТО; в) ОБСЕ; г) АОЗТ.

26. а) предлог; б) корень; в) суффикс; г) окончание.

27. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ.

28. а) Ахматова; б) Блок; в) Васнецов; г) Гумилев.

29. а) пролог; б) сюжет; в) развязка; г) эпилог.

30. а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) сказание.

31. а) барометр; б) азимут; в) термометр; г) компас.

32. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость.

33. а) Линней; б) Павлов; в) Микоян; г) Дарвин.

34. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия.

35. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал.

36. а) парабола; б) гипербола; в) ломаная; г) прямая.

37. а) Сахаров; б) Алферов; в) Ландау; г) Пастернак.

38. а) длина; б) метр; в) масса; г) объём.

39. а) скорость; б) колебание; в) вес; г) плотность.

40. а) круг; б) ромб; в) прямоугольник; г) треугольник.

Задание 3. Определите, что общего у этих понятий, и выберите из четырех вариантов ответа тот, который выражает самые существенные для обоих слов признаки. Например, сосна – ель

а) растения, б) природа, в) деревья, г) хвойные деревья. Правильный ответ – г) хвойные деревья, потому что он точнее всего отражает особенности этих понятий.

41. Феодализм – капитализм

а) устройство общества, б) формы правления; в) неравенство; г) общественный строй.

42. Радио – телевидение

а) способы передачи информации; б) средства массовой информации; в) достижения науки; г) формы воздействия на людей.

43. Наука – искусство

а) виды творчества; б) интеллект; в) культура; г) области человеческой деятельности.

44. Школа – институт

а) образование; б) здания; в) учебные заведения; г) способы получения знаний.

45. Монархия – демократия

а) государственный строй; б) формы правления; в) правительство; г) устройство общества.

46. Сказка – былина

а) литературный жанр; б) выдумка; в) устное народное творчество; г) литературное произведение.

47. Пролог – кульминация

а) литературный прием; б) элементы литературного произведения; в) художественные средства; г) способы изложения.

48. Глагол – прилагательное

а) главные члены предложения; б) части речи; в) второстепенные члены предложения; г) лингвистические термины.

49. Классицизм – романтизм

а) стиль; б) жанры; в) художественный стиль; г) направления в искусстве.

50. Определение – обстоятельство

а) члены предложения; б) части речи; в) виды предложений; г) уточняющие слова.

51. Азия – Африка

а) страны; б) континенты; в) материки; г) части света.

52. Сердце – артерия

а) органы кровообращения; б) анатомия; в) система кровообращение; г) органы тела.

53. Облачность – осадки

а) природные явления; б) дождь; в) погода; г) атмосферные явления.

54. Жиры – белки

а) биологические вещества; б) микроэлементы; в) органические вещества; г) химический состав тела.

55. Канал – плотина

а) гидроэлектростанции; б) водные сооружения; в) водоемы; г) водные преграды.

56. Сумма – произведение

а) математические термины; б) вычисления; в) результаты математических действий; г) результаты вычислений.

57. Газ – жидкость

а) молекулы; б) состояние; в) химическое вещество; г) агрегатное состояние вещества.

58. Дифракция – интерференция

а) волновые явления; б) характеристики световой волны; в) природные явления; г) физические термины.

59. Ампер – вольт

а) электричество; б) физические величины; в) единицы измерения электрического тока; г) ученые-физики.

60. Синус – косинус

а) квадратичные функции; б) тригонометрические функции; в) четные функции; г) нечетные функции.

Задание 4. Числа в каждом ряду расположены по определённому правилу. Вы должны понять эту закономерность и записать в шестой колонке бланка ответов число, которое продолжает этот числовой ряд. В некоторых случаях для того, чтобы найти закономерность, необходимо мысленно выполнять арифметические действия.


61.

6

9

12

15

18

21

23

62.

9

1

7

1

5

1

3

63.

2

3

5

6

8

9

11

64.

10

12

9

11

8

10

7

65.

1

3

6

8

16

18

36

66.

3

4

6

9

13

18

24

67.

15

13

16

12

17

11

18

68.

1

2

4

8

16

32

64

69.

1

2

5

10

17

26

37

70.

1

4

9

16

25

36

49

71.

128

64

32

16

8

4

2

72.

1

2

6

15

31

56

92

73.

31

24

18

13

9

6

4

74.

255

127

63

31

15

7

3

75.

3

4

8

17

33

58

94

76.

47

39

32

26

21

17

14

77.

174

171

57

54

18

15

5

78.

54

19

18

14

6

9

2

79.

301

294

49

44

11

8

4

80.

23

46

48

96

98

196

198

Обработка результатов. Обработка заключается в подсчете правильных ответов и предполагает количественный и качественный анализ ответов. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимальный результат по тесту – 80 баллов.

Качественный анализ результатов выявляет уровень усвоения школьных понятий различных учебных циклов. Первые пять (1–5) строк бланка занимают вопросы социально-экономической направленности, следующие пять (6–10) – вопросы филологии, с 11 по 15 – естественнонаучного цикла, с 16 по 20 – физико-математического цикла. Результаты выполнения теста могут учитывать при комплектовании профильных классов.

Уровень сформированности основных мыслительных операций определяется подсчетом и сравнением количества правильных ответов по четырем сериям (1 – «Установление аналогий», 2 – «Классификация», 3 – «Обобщение», 4 – «Поиск закономерностей»).

Количество баллов в каждой серии записывается в пустых летках нижней строки под каждой серией. Общий балл записывается в правом нижнем прямоугольнике.

По результатам тестирования класс подразделяется на пять групп:

  1. наиболее успешные – 10% от общего числа испытуемых;

  2. близкие к успешным – 20% от общего числа испытуемых;

  3. средние по успешности – 40% от общего числа;

  4. мало успешные – 20 % от общего числа;

  5. наименее успешные – 10 % от общего числа испытуемых.

Правильные ответы


1

В

21

А

41

Г

61

24

2

Б

22

Г

42

Б

62

3

3

Г

23

Г

43

Г

63

11

4

Г

24

Б

44

В

64

7

5

В

25

Г

45

А

65

36

6

А

26

А

46

В

66

24

7

Г

27

А

47

Б

67

18

8

В

28

В

48

Б

68

64

9

Б

29

Б

49

Г

69

37

10

Г

30

Г

50

А

70

49

11

А

31

Б

51

Г

71

2

12

Г

32

А

52

А

72

92

13

Б

33

В

53

Г

73

4

14

В

34

В

54

В

74

3

15

А

35

Г

55

Б

75

94

16

А

36

В

56

В

76

14

17

Г

37

Г

57

Г

77

5

18

А

38

Б

58

А

78

2

19

Б

39

Б

59

В

79

4

20

В

40

А

60

Б

80

198


6 этап. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!