СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по МПС в 9 классе. Тема урока: Что такое характер? Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по МПС в 9 классе.

Тема урока: Что такое характер? Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по МПС в 9 классе. Тема урока: Что такое характер? Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции.»

Конспект урока по МПС в 9 классе. Дата- 22.10.2018г.

Тема урока: Что такое характер? Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции.

Тип урока: Урок изучения новых знаний

Цели урока: 1.Образовательная:

Познакомить с понятиями «эмоциональная сфера личности», «чувства», «эмоции», «аффекты», «настроения»;

Показать важность эмоциональной регуляции жизнидеятельности человека.

развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля;

2.Развивающая: Развить навыки идентификации эмоционального состояния других людей по невербальным признакам,проявляющимся в поведении. обучить навыкам определения эмоциональных состояний других людей по мимике и жестам;

3.Воспитывающая: Формировать навыки выстраивания доброжелательных взаимоотношений с окружающими. Самостоятельности, активности,добросовестного отношения к выполнению заданий.

Методы обучения: Словесные(лекция, проблемно- эврестическая беседа) демонстрация, практический метод.

Виды самостоятельной работы на уроке: работа с раздаточным дидактическим материалом.

Материально-техническое оснащение урока:работа с интерактивной доской, презентация к уроку - Power Poin, раздаточный дидактический материал, наглядный материал (изображение эмоций и жестов); индивидуальные листы;


Содержание и ход урока

1.Организационная часть:

Приветствие, создание положительного эмоционального фона к уроку.

Давайте по приветствуем друг друга. Каждый из вас в момент, приветствия может показать улыбку, радость.

2. Мотивация учебной деятельности

Люди каждый день попадают в разные ситуации. И от каждой ситуации остается свое впечатление, причем оно может быть настолько ярким, что избавиться от него тяжело. Например, Вы идете по коридору и слышите за своей спиной Иванов такой умный, замечательный, красивый и т.д. Понятно, что хорошее настроение вам обеспечено на долгое время. А если, наоборот, в ваш адрес раздаются нелестные высказывания, тогда настроение портится.

4. Разминка: В течение 3-5 минут по цепочке назовите известные вам эмоции и чувства, побеждает тот, кто назвал эмоцию последним.

Учитель: У разных народов существует различное отношение к выражению эмоций, Люди Севера более сдержаны, чем люди Юга. В некоторых странах Востока, вообще не принято выражать эмоции. Но если человек постоянно держит отрицательные эмоции в себе, такие как гнев, обида, раздражение, злость, то организм направляет все силы на подавление этих эмоций и не в состоянии сопротивляться болезням. Человек может часто болеть, либо выплескивать свое раздражение, недовольство на близких ему людей.

Итак, тема нашего урока - Что такое характер? Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции.

Характер начнем с этого понятия. «Сколько людей – столько и характеров»

Характер человека обуславливает его поступки, из которых и складывается его жизнь.

Личность человека чрезвычайно сложна и уникальна. Что такое характер?

Ученые психологи называют характером индивидуальное сочетание тех свойств личности, которые проявляются в поступках человека и определяют его отношение к окружающей среде. В переводе с греческого слово «характер» - Charakter – означает «отпечаток», «чеканка». Уже из самого названия видно, что во все века характер – это устойчивая система особенностей личности человека, такой своеобразный внутренний стержень, на который как кольца нанизываются остальные свойства.

Черты характера делятся на группы по системе Б. М. Теплова


Первая группа

Вторая

группа

Третья

группа

Четвертая группа

черты характера, которые являются основой личности:

принципиальность

честность,

мужество,

преданность,

надежность,

гражданственность

смелость,

малодушие, неискренность

черты характера, в которых проявляется отношение к другим людям:

общительность,

замкнутость,

доброта,

недоброжелательность

внимательность,

равнодушие

черты характера,

которые выражают отношение человека к самому себе:

гордость,

самомнение,

тщеславие,

заносчивость

черты характера, которые отражают отношение человека к труду:

трудолюбие

лень

боязнь трудностей,

настойчивость

активность

ответственность

безынициативность

Классификация черт характера по Кречмеру (немецкий врач – психиатр)


Кречмер классифицировал людей по их сложению и высказал гипотезу, что людям определенной конституции присущи и определенные черты характера.


  • Астеникам, людям худощавого телосложения, с тонкими кистями и слабыми мускулами, присуща слабая эмоциональность, любовь к философии и самоанализу, склонность к одиночеству.


  • Людям атлетического типа (средний или высокий рост, широкая грудная клетка, отличная мускулатура) свойственны такие черты, как сильная воля, настойчивость и даже упрямство.


  • Третий тип конституции – пикнический, его отличает средний рост, хорошо развитая жировая ткань, слабые мышцы. Люди этого типа эмоциональны, стремятся получать от жизни удовольствия.


Существуют также национальные различия характеров.


Негативные эмоции мешают человеку действовать адекватно, например, ты боишься отвечать у доски и когда выходишь, забываешь все, что учил; можешь расстроиться из-за ссоры с родителями, и не хочется идти домой. Ситуаций, может быть много, давайте рассмотрим некоторые и попробуем в них разобраться, найти пути выхода.

5. Задание « Ситуации». Разбивка на команды

Каждая команда получит ситуацию, вам нужно обсудить ее и ответить на вопросы (на доске), остальные участники слушают, анализируют. И либо соглашаются с мнением группы, либо высказывают свое мнение.

Есть ситуации, которые зависят от нас (например: выучить урок, здесь надо думать, делать правильный выбор), а есть те, которые от нас не зависят (например: тебе в автобусе наступили на ногу), тогда можно не придавать им значение. Важно уметь эти ситуации разделять. Но если все же вы попали в неприятную ситуацию или у вас плохое настроение, какие вы знаете способы выхода из них? как вы справляетесь с плохим настроением?

Бланки с вопросами для обсуждения:

1. В каком случае история могла быть безобидной?

2. Когда человеку стало плохо, сразу или после ситуации?

3. Можно ли было предотвратить историю?

4. В этом виноват сам или кто-то еще?

Ситуация №1

Ты поссорился со своим лучшим другом из-за пустяка. Он пообещал помочь сделать физику и не смог. Ты не сдержался, наговорил ему.. Друг не хочет с тобой разговаривать и мириться тоже . Ты об этом сожалеешь.

Ситуация №2

Ты не выучил домашнее задание, не хотелось, да и некогда было. Купил классную игру и весь вечер играл в компьютер. В школе вызвали к доске, получил двойку, еще и учитель накричал. Ты расстроился и боишься, что влетит от родителей.

Ситуация №3

Весь вечер сидел и зубрил эту теорему. Вышел отвечать к доске и все из головы вылетело. Решил неправильно, а все в классе засмеялись. Все время не везет мне

6. Изучение новой темы

Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое эмоции и чувства, какие виды эмоций можно выделить, а также о том, какую роль они играют в жизни человека.


Давайте запишем:

эмоции – это короткие душевные переживания, чувства – это длительные душевные переживания .

Кто может привести пример, как мы выражаем эмоции и чувства?

(Получил плохую оценку, испытал обиду, злость – эмоции, весь день был огорчен, напряжен - чувства).

7. Знакомство с основными эмоциями человека

Человек не может оставаться равнодушным к окружающему его миру. Предметы и люди , с которыми он сталкивается , события, свидетелем или участником которых он становится, вызывают у человека различные чувства: радость, печаль, хорошее или плохое настроение , испуг, возмущение, гнев. Они выражают отношение человека к действительности.


Кто может привести пример, как мы выражаем эмоции и чувства?

8. Чувства проявляются в мимике

В мимике (выразительные движения лица)

В пантомимике (выразительные движения всего тела – поза, жест)

В вокально-голосовой мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловое ударение)


9. Упражнение «Изобрази эмоцию» . Отгадать зашифрованную эмоцию


Чувства играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения, они сигнализируют о том ,как протекает деятельность, все ли в жизни обстоит благополучно.

Чувства субъективно- для человека- выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей. Положительные эмоциональные состояния ( восторг, удовольствие) свидетельствуют о благоприятном протекании процесса удовлетворения потребностей. Неудовлетворенные потребности сопровождаются отрицательными эмоциями (стыд, злость, утомление).

10. Виды чувств

Моральные чувства:

  • - чувство справедливости

  • - чести

  • - долга

  • - ответственности

  • - патриотизма

  • - солидарности

  • - творческое вдохновение

  • - трудовой энтузиазм

Интеллектуальные:

  • - чувство удивления

  • - сомнения

  • - уверенности

  • - удовлетворения

Эстетические:

  •  чувство красоты

  • - восхищения прекрасным

  • - возвышенного

Настроения и аффекты

  • Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека.

  • Аффекты – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва.

Аффект в психологии — это сильные, а также кратковременные эмоции (переживания), которые наступают после определенных раздражителей. Состояние аффекта и эмоции отличаются друг от друга. Эмоции воспринимаются человеком как неотъемлемая часть себя — «Я», а аффект — это состояние, появляющееся мимо воли человека. Аффект возникает при неожиданных стрессовых ситуациях и характеризуется сужением сознания, крайней степенью которого выступает патологическая аффективная реакция.

11. Знакомство с понятием «культура эмоций и чувств».

Уч-ль: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о эмоциях и чувствах. В психологии существует раздел посвященный этим понятиям - это «культура эмоций и чувств».

- Что такое культура? Уч-ся: высказывают свое мнение.

Уч-ль: Культура – особенности и правила поведения человека в обществе .

- Как вы понимаете, что такое культура эмоций и чувств? Уч-ся: высказывают свое мнение.

Уч-ль: Культура эмоций и чувств – умение положительно, правильно и бесконфликтно решать свои эмоциональные проблемы.

12. Способы избавления от отрицательных эмоций

  • Поменять цвет одежды

  • Побыть одному Погулять

  • Заняться спортом

  • Посмотреть на себя со стороны

  • Почитать книгу Послушать музыку

  • Сжать кулаки посчитать до десяти

  • Чаще улыбаться, даже если тебе не хочется


Как еще можно побороть своих внутренних врагов?


Способы саморегуляции

  1. Регуляция дыхания - дыхание обладает большим потенциалом в сфере регулирования человекам своего состояния

    • Концентрация – счет до 10 – закрыть глаза, медленно сосчитать до 10.

(в каких ситуациях можно использовать данный способ? – злости, раздражения, хочется нагрубить, этот способ позволяет успокоиться)

    • Вдыхаем приятные образы: цветок, море, лес, водопад, озеро, облако, радуга. Выдыхаем напряжение, усталость, печаль, негатив.

(в каких ситуациях можно использовать данный способ? – плохое настроение, обиделся, устал; способ снимает напряжение, настраивает на позитив)

  1. Визуализация – зрительное представление чего-либо образов, событий, мест.

«Место покоя» упражнение. Сесть поудобнее, закрыть глаза.

Представьте себе какое-то место, которое вам очень нравится. Это может быть место, где вы когда - то были. А может быть какое-то воображаемое место. В этом месте вы чувствуете себя абсолютно спокойно.. Представьте себе его во всех деталях…Посмотрите вокруг, что вы видите…Прислушайтесь, возможно до вас доносятся какие-то звуки Возможно вы чувствуете дуновение ветра…Сейчас у вас есть немного времени, чтобы побыть в этом месте.. Это ваше место покоя.. А теперь еще раз внимательно осмотритесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза

    • Поделимся впечатлениями…. (в каких случаях используется этот способ?)

Этот способ позволяет регулировать свое состояние, успокоиться, восстановить силы

3. Мышечная релаксация - способ напряжения и расслабления мышц тела. Когда человек переживает, то напряжение остается в какой-либо части тела, например при волнении в области груди, Убирая напряжение мы высвобождаем зажатую энергию и восстанавливаемся.

Элементы мышечной релаксации

Упражнение «Когти тигра» напрячь кисти рук до боли, потом стали кошачьи лапы (2-4 раза)

Упражнение «Танк» - почувствовать подмышечные впадины, удержать предмет, расслабить (2-3 раза)

Упражнение «Снеговик» сильно замерзли, солнце растопило снег

?? когда можем использовать( наполнение энергией, восстановление сил).

Кроме того, существуют разные методы саморегуляции

    • Найдите в ситуации что-нибудь хорошее

    • Поговори с кем - нибудь (другом, родителями)

    • Найди, кому еще хуже и попробуй помочь

    • Создай атмосферу не соответствующую настроению (поешь, включи музыку, переставь вещи в квартире)

    • Похвали себя и найди хорошие стороны

    • Поплачь, поругайся

    • Заведи дневник, попробуй вести записи

    • Утро вечера мудренее ложись спать

    • Займись чем-нибудь


Побороть отрицательные эмоции может музыка.

Можно ли сказать что, музыка влияет на наше настроение, на наши эмоции? Конечно (если грустно можно включить веселую музыку, если в гневе - спокойную, медленную).

Можно использовать различные естественные приёмы саморегуляции: смех, улыбку, юмор; размышления о хорошем, приятном; расслабление мышц; общение с природой; музыку, танцы; мысленное обращение к высшим силам.     

                        Кто – нибудь использует эти способы?

 

- Секрет успеха в жизни - быть всегда в хорошем настроении. Самый главный шаг к неудаче - быть заложником своего настроения.

«Пессимист видит трудности в каждой возможности;

Оптимист в каждой трудности видит возможности»

У. Черчиль

Необходимо определить выход из сложившихся трудностей и быть оптимистом.

Конкурс знатоков (работа в группах)

13. Составьте синквейны: « Улыбка», « Эмоции», « Настроение».

« Улыбка» «Эмоции»

1. Смех, усмешка, ухмылка. 1. Переживание, аффект, азарт,

2. Яркая, многоликая, удивляющая. 2. Чувственные, волнующие.

3. Настраивает, ласкает, удивляет. 3. Создают, одухотворяют.

4. Улыбка- залог успеха. 4. Душевное переживание.

5. Мимика. 5. Настрой.

« Настроение»

1. Гармония, расположение, жизнеощущение.

2. Устойчивое, волнующее, радостное.

3. Создаёт, облагораживает.

4. Равновесие и гармония чувств.

5. Эмоциональное состояние.


   14. Тест .

Важно научится вовремя и правильно справляться со своими эмоциями и переживаниями.

Часто мы ничего не делаем не потому, что нам так уж лень, а потому, что показатели жизненной энергии на нуле. Как разобраться в себе, стоит ли сейчас приниматься за какую-то очень важную работу или немного повременить, скажет следующий графологический тест.

Я предлагаю пройти эту методику. Тест прост, на листе бумаги нарисованы часы — будильник. Но, как вы видите, отсутствуют некоторые элементы. Вам нужно преобразовать этот будильник. Как рисовать ваше дело, можно сухо — схематично, а можно и со всеми подробностями, включая фон. (3-4 мин)

Интерпретация:

  • Обратите внимание на ту деталь, с которой Вы начали свой рисунок. Если в первую очередь Вы нарисовали СТРЕЛКИ ЧАСОВ, то это означает, что вопрос об энергии для Вас сейчас чрезвычайно важен. Если первым делом Вы проставили ЦИФРЫ НА ЦИФЕРБЛАТЕ, то это значит, что Вы в настоящее время ведете суматошную жизнь и Вам хочется покоя, упорядоченности и размеренности, Вам остро не хватает этого. Если в первую очередь Вы ОБВЕЛИ ЧАСЫ ИЛИ ПОДСТАВКУ, то это говорит о Вашем желании сменить обстановку, что-то изменить в своей жизни.

  • Остановимся подробнее на СТРЕЛКАХ БУДИЛЬНИКА. Не важно, сколько времени на Ваших часах, важно, куда смотрят стрелки, вверх или вниз. Если СТРЕЛКИ ЧАСОВ НАПРАВЛЕНЫ ВВЕРХ, то это значит, что с Вашей жизненной энергией все в порядке, Вы полны сил и бодры. Если же СТРЕЛКИ СМОТРЯТ ВНИЗ, то это говорит о том, что Ваши жизненные силы на исходе. Хуже всего, когда на часах ПОЛОВИНА ШЕСТОГО ИЛИ СЕДЬМОГО, это говорит о крайнем упадке сил.

  • Чем ЯРЧЕ ВЫДЕЛЯЕТЕ СТРЕЛКИ, тем больше энергии Вам требуется для нормального существования. Для того чтобы понять, каким образом Вы можете «подзарядиться», обратите внимание на остальные детали Вашего рисунка.

  • Если Вы ЧЕТКО ОБОЗНАЧИЛИ ЦИФРЫ, ЯРКО ВЫДЕЛИВ ИХ НА ЦИФЕРБЛАТЕ, то это говорит о том, что для «подзарядки» Вам просто нужно как следует отдохнуть, куда-нибудь съездить, переменить обстановку, получить новые впечатления.

  • Если Вы ЯРКО ОБОЗНАЧИЛИ КНОПКУ ЗВОНКА НА БУДИЛЬНИКЕ, то это значит, что Вы нуждаетесь в смене деятельности, Вам просто неинтересно заниматься тем делом, которым Вы занимаетесь в настоящее время. Для «подзарядки» Вам достаточно найти работу по душе.

  • Если Вы РЕЗКО ВЫДЕЛИЛИ КОРПУС БУДИЛЬНИКА, то это говорит о том, что Вы обычно «подзаряжаетесь» в обществе, во время общения с другими людьми. Если при этом Вы тщательно вырисовали ФОН, то можно предположить, что Вы энергетический вампир.

  • Если Вы уделили особое внимание ПОДСТАВКЕ, то это значит, что Вы можете «подзарядиться» на природе, Вам стоит поехать в лес, на реку, на дачу и пару дней отдохнуть от городской суеты, это пойдет Вам на пользу.

Рассматривайте результаты теста лишь как информацию к размышлению, как отправные точки, на которые стоит обратить внимание при выборе дальнейшей стратегии.

Каждый человек должен научится управлять собой, своим психическим и физическим состоянием.

Лишь при этом условии можно выстоять в стрессовых ситуациях. Другими словами, необходимо каждому владеть теми возможностями, которые заложены в психической саморегуляции. Так как эмоциональные состояния вызывают определенные изменения в физическом состоянии организма, возможен и обратный процесс - изменяя степень напряжения мышц, регулируя ритм дыхания, можно добиться изменений в эмоциональной сфере. То есть человек может научиться целенаправленно воздействовать на свое эмоциональное состояние.

15. Подведем итог занятия

Древняя притча

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Вы можете лепить свою жизнь так, как желаете сами. Вы можете выбрать: жаловаться ли на проблемы, копить негатив или работать над собой, решать проблемы, чтобы Ваша жизнь стала гармоничнее, радостнее, успешнее и светлее.

Человек — существо эмоциональное, реагирующее. Мы радуемся, волнуемся, боимся, раздражаемся, удивляемся.

При отрицательных эмоциях и чувствах в кровь поступает адреналин, от которого сужаются сосуды, повышается кровяное давление, и активизируются все энергетические процессы в организме.

Если эмоции и чувства очень сильны (при потере близкого человека), то нужно дать организму разрядку -  не стоит сдерживать слезы, иначе печаль, не выраженная слезами, плохо отразится на здоровье.

 Как мы можем управлять своими эмоциями, с помощью каких средств?

Цвет одежды, комкать или рвать бумагу, с помощью музыки, с помощью счета про себя, зеркало (если плохое настроение нужно посмотреться в зеркало и улыбнуться даже если очень не хочется и настроение тоже изменится; если тебя обижают – нужно рассмеяться, или не обращать внимания, уйти).

Вы видите, что существует много приёмов, которые позволяют нам регулировать своё психоэмоциональное состояние.

Если вы оказались в трудной жизненной ситуации, всегда помните о том, чем вы владеете. У вас есть опыт, знания, чувства, желания, надежда, вера, способность любить и ещё много замечательных вещей. Помните об этом ! Привыкайте счастливыми быть!.



Ситуация №1

Ты поссорился со своим лучшим другом из-за пустяка. Он пообещал помочь сделать физику и не смог. Ты не сдержался, наговорил ему.. Друг не хочет с тобой разговаривать и мириться тоже . Ты об этом сожалеешь.



Ситуация №2

Ты не выучил домашнее задание, не хотелось, да и некогда было. Купил классную игру и весь вечер играл в компьютер. В школе вызвали к доске, получил двойку, еще и учитель накричал. Ты расстроился и боишься, что влетит от родителей.



Ситуация №3

Весь вечер сидел и зубрил эту теорему. Вышел отвечать к доске и все из головы вылетело. Решил неправильно, а все в классе засмеялись. Все время не везет мне

 



Бланки с вопросами для обсуждения:

1. В каком случае история могла быть безобидной?

2. Когда человеку стало плохо, сразу или после ситуации?

3. Можно ли было предотвратить историю?

4. В этом виноват сам или кто-то еще?

Бланки с вопросами для обсуждения:

1. В каком случае история могла быть безобидной?

2. Когда человеку стало плохо, сразу или после ситуации?

3. Можно ли было предотвратить историю?

4. В этом виноват сам или кто-то еще?

Бланки с вопросами для обсуждения:

1. В каком случае история могла быть безобидной?

2. Когда человеку стало плохо, сразу или после ситуации?

3. Можно ли было предотвратить историю?

4. В этом виноват сам или кто-то еще?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!