СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке 8 класс Тему рока: «Звуки вальса тихонько коснулись души»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: провести параллель между музыкой сегодняшнего дня и музыкой ХІХ века на примерах творчества И.Штрауса, Ф. Шопена, П. Чайковского, Г. Свиридова.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке 8 класс Тему рока: «Звуки вальса тихонько коснулись души»»

Конспект урока по музыке

8 класс

Тему рока: «Звуки вальса тихонько коснулись души»


Цель: провести параллель между музыкой сегодняшнего дня и музыкой ХІХ века на примерах творчества И.Штрауса, Ф. Шопена, П. Чайковского, Г. Свиридова.

Задачи урока:

1. Закрепить определение понятия «музыкальный образ», познакомить с понятием «вальс», историей возникновения вальса. Развивать вокально – хоровые навыки, умение работать над текстом, находить в нем главные мысли и опорные слова, логически мыслить

2. Развитие дыхания перед началом, процессе исполнения песни

3. Воспитывать эстетический вкус

Тип урока: урок- концерт.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический;

объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Музыкальный материал: А. Розенбаума «Вальс – бостон», Ф. Шуберт «Вальс си минор», И. Кальман вальс из оперетты «Сильва», И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае», Ф. Шопен «Вальс си минор», Ф. Шопен «Вальс до диез минор», П. Чайковский «Сентиментальный вальс», Г. Струве «Школьный корабль»

Структура урока:

Организация начала урока

1. Вход в класс

2. Эмоционально – психологический настрой на урок

3. Музыкальное приветствие

Основная часть

4. Беседа

5. Работа в группах

6. Знакомство с рассказом Нарсисо Серрадора «Раз, два, три»

7. Обсуждение рассказа

8. Знакомство с песней Г. Струве «Школьный корабль» (Слушание. Беседа о содержании песни. Разучивание. Исполнение.)

9. Исполнение вальса

Итог урока

10. Подведение итогов

11. Пятистишие

12. Выход из класса


Ход урока

Вход в класс под звучание песни А. Розенбаума «Вальс – бостон».

Эмоционально – психологический настрой на урок.

Учитель: Я рада видеть вас на уроке, рада вашим улыбкам и надеюсь, время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным.

Приветствие звучит в ритме вальса.

Учитель: Прозвенел звонок, начался урок. Здравствуйте, ребята!

Ученики: Здравствуйте!

Беседа

· Ребята, что необычного вы заметили сегодня в нашем приветствии?

· Действительно, оно прозвучало в ритме вальса потому, что главным действующим лицом нашего урока станет ВАЛЬС.

· Вы, наверное, обратили внимание на музыку, звучавшую при входе в класс, может, кто-то её узнал? (“Вальс-бостон” А.Розенбаум)

· Кто из вас знает, что такое вальс-бостон? А что вы знаете просто о вальсе?

Вальс – парный трёхдольный танец.

Вальс-бостон – разновидность медленного вальса. Возник в США (название происходит от города Бостон). Для этого танца характерна пауза в аккомпанементе на 3 доле каждого такта.

Учитель: История этого танца до сих пор остается предметом для дискуссий. Вальс появился как танец простого люда. Уже в начале XVII столетия на юге Германии и в альпийском регионе, чему есть документальные свидетельства, существовал популярный народный танец с тактом в три четверти, как и у вальса. Он назывался «лендлер». А в 1754 году в одном из словарей впервые появляется слово «walzen», что означает «крутиться в такт». Вскоре он обрел популярность в аристократических кругах, став альтернативой придворному менуэту, а затем и вовсе его вытеснив. Вполне естественно, что Вена - музыкальная метрополия той эпохи - стала и столицей вальса. Уже императрица Мария-Терезия разрешала между менуэтами время от времени играть «лендлеры» на придворных балах. Вскоре венское новшество было уже обязательным признаком аристократического воспитания.

Ф. Шуберт. «Вальс си минор»

Учитель: В начале XIX века не было, пожалуй, танца популярней, чем вальс. Его танцевали везде: на улицах и площадях, в домах бедняков и в особняках богачей. Особенно любили вальс в Вене и в ее предместьях. В каждом, даже совсем маленьком венском кабачке обязательно были музыканты, которые долгими часами играли и импровизировали вальсы. Вальсировали и в специальных роскошных танцевальных залах с блестящими паркетными полами и восковыми свечами, развешанными на стенах. А чтобы летом привлечь побольше танцующих, разводили прекрасные тенистые сады, для которых даже приобретали впервые привезенных в Европу жирафов.

И. Кальман. Вальс из оперетты "Сильва"

Учитель: На новую форму танца обратили внимание и крупнейшие композиторы этой эпохи. Шуберт в своих произведениях для фортепиано часто включал элементы вальса. Композитор Карл Мария Вебер придал вальсу виртуозную огранку. Но подлинный триумф вальса произошел, когда им всерьез занялся Иоганн Штраус.

И. Штраус. «На прекрасном голубом Дунае»

Учитель: Слушая вальсы Шопена, в гостиных и салонах Парижа, думали о том, что это совсем не танцы, что музыкальное содержание их было гораздо шире традиционных танцевальных образов – через грустную, полную неизбывной печали мелодию обнажали до предела чувства боли, горечи, смятения, тоски по родине, которые переполняли Шопена.

Учитель: В России тоже любили вальс. В ХІХ веке на домашних балах, наряду с вальсами иностранных композиторов, постоянно звучали русские вальсы, полные какого-то особого неизъяснимого очарования. И разве не оно, это поэтическое очарование, так впечатляет нас в вальсах Глинки, Чайковского, Грибоедова? Нередко, когда Чайковский задумывал передать в музыке нечто возвышенное, прекрасное, идеальное, он обращался к вальсу.

П. Чайковский. «Сентиментальный вальс» в исполнении Ленар Анастасии.

Работа в группах, составление кластера (паутинки)

Сегодня мне хотелось бы помочь вам узнать о вальсе как можно больше. И предлагаю следующее задание: “Прочтите текст, и выделите в нём главные мысли или опорные слова, а затем мы вместе построим схему-ответ на вопрос – что такое вальс?”

Чтение рассказа Нарсисо Серрадора “Раз, два, три” (в сокращении)

А теперь садитесь поудобнее, я хочу рассказать вам одну удивительную фантастическую историю.

…На борту космического корабля, в конференц зале, вновь собрались трипиты. В который раз возобновили они спор о том, как можно цивилизовать отсталых существ, населяющих планету Земля. Таким способом передать землянам чувство троичности, положенное в основу всей трипитской цивилизации. Наконец они решили, что один из них спустится на планету и телепатически внушит молодой, ещё не сложившейся особи основы троичности.

Миссия была возложена на молодого и отважного трипита Триля. Спустившись на землю, он обходил дом за домом, и, наконец, нашёл. “Прекрасно, - подумал Триль, - над ним-то я и поработаю”. И он надолго обосновался в жилище молодого землянина. Днём он прятался в футляре старинных стенных часов, а ночью, устроившись на подушке рядом с головой землянина, Триль телепатически передавал.

Если хочешь в мире преуспеть,

Раз и навсегда ты для себя заметь:

Раз, два, три! Раз, два, три!

Просто и ясно яснее нельзя,

Если запомнишь – прославишь себя!

И в конце концов Триль своего добился. В одно прекрасное утро, молодая особь проснулась, и её мозг пронзила мысль, новая и гениально простая: “Раз, два, три!”

“Изумительно! – сказал он себе, - подумать только 1, 2, 3. Да это весь мир перевернёт. Это важнее чем изобретение колеса! И как просто! Этой формуле я посвящу свою жизнь!” Так он и сделал.

Триль, вернувшись на борт корабля, сообщил о результатах миссии.

- Неудача, полнейшая неудача!

- Так тебе удалось внушить землянину нашу троичную систему!

- Да, он стал распространять её по всему миру, и прославился на всей Земле!

- Почему же ты говоришь, что наш план потерпел неудачу!

- Увы, земляне безумны, они не использовали троичность для обновления архитектуры, создания новой математики, или вообще чего-нибудь дельного.

- Так для чего же?

- Просмотрите сами.

На экране трипиты увидели площадь и толпы землян на ней.

- Смотрите, они становятся в пары, причём с особями другого пола. Сейчас они начнут практически применять нашу систему, это единственное до чего они додумались! Смотрите, они начали кружиться! Они безумны, поверьте мне. Понурив голову, трипиты решили, что им лучше покинуть эту нелепую планету.

А между тем, в столице одной из самых больших земных империй, на площади перед дворцом, толпа распалась на сотни пар, которые кружились и кружились. Никогда ещё Вена так не веселилась, никогда вальс не танцевали так хорошо, и оркестр никогда не играл с большим блеском, чем тогда, когда им дирижировал Иоганн Штраус.

Обсуждение рассказа

· Вам понравился рассказ? Чем он вас заинтересовал?

· В каком городе жила молодая особь, которой Триль внушал троичную систему? ВЕНА

· О каком композиторе шла речь в рассказе?

Знакомство с песней Г. Струве «Школьный корабль»

· И. Штраус вознёс в своём творчестве вальс на вершину муз. искусства в 19 веке. А сегодня люди вспоминают вальс или он забыт навсегда?

· Можно о вальсе сказать, что он стар и молод одновременно? Почему?

Ответ нам подскажет песня Г. Струве «Школьный корабль», давайте её послушаем.

Слушание

Беседа о содержании песни

· Поделитесь вашими впечатлениями о прослушанной музыке

· Какие образы и картины возникали у вас перед глазами

Разучивание

Исполнение

Подведение итогов

Вот и заканчивается наш урок. Что нового вы сегодня узнали о вальсе?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!