СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке для 5 класса по теме "Полифонический и гомофонно-гармонический склад музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по музыке для 5 класса по теме "Полифонический и гомофонно-гармонический склад музыки"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке для 5 класса по теме "Полифонический и гомофонно-гармонический склад музыки"»

Урок музыки

Тема: «Гомофонно – гармонический и полифонический склад музыки».


Учитель: Серебрякова Марина Анатольевна, учитель музыки МБОУ «Школа №15» г. Ачинска

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цель урока:

1)формирование представлений о полифоническом и гомофонно – гармоническом складе музыки, об особенностях их построения;

2)развитие умения распознавать (различать) на примерах вокальной и инструментальной музыки два вида многоголосия, познавательные и мыслительные способности детей; вокально – хоровые навыки;

3)воспитание коммуникабельности.

Ожидаемый результат: каждый ученик

Знает и проговаривает: средства муз. выразительности – лад, темп, динамику, звуковысотность, звуковедение, ритм, тембр; два склада многоголосной музыки (полифонический и гомофонно – гармонический).

Умеет: умеет различать полифонический и гомофонно – гармонический склад музыки; графически изображать схему движения голосов полифонического склада; делать вывод, анализировать.


Ход урока


Эпиграф к уроку:

«О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух!

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг!»

А.С.Пушкин


I. Актуализация знаний

1.ФОФ. Восприятие, осмысление.

Прочитайте эпиграф к нашему уроку и попытайтесь определить, что мы с вами будем делать сегодня на уроке (делать открытия, опираясь на опыт – ранее полученные знания).

2. ПОФ. Припоминание.

Для того, чтобы сделать открытия, нам необходимо припомнить средства музыкальной выразительности (на доске выписаны необходимые на уроке «средства музыкальной выразительности» - мелодия, ритм, звуковысотность, звуковедение, тембр, лад, темп, динамика).


Задание: Припомните и проговорите друг другу в паре, что такое мелодия, ритм, тембр, лад, звуковедение, звуковысотность.

Учащиеся в парах припоминают и проговаривают СМВ (средства музыкальной выразительности – карточки).


ФОФ. Запоминание, обобщение.

А теперь давайте проверим правильность ваших ответов (учитель контролирует знания).


II. Изучение нового материала

Тема нашего сегодняшнего урока «Полифонический и гомофонно – гармонический склад музыки».

Что такое «полифония» и «гомофония»? Словари музыкальных терминов дают такие определения этим понятиям:

Полифония – это вид многоголосной музыки (poli – много, phone – голос).

Гомофония – это тоже вид многоголосной музыки, однако переводится следующим образом: gomo – один, phone – голос.

В чем же различие между ними?

Задание: прослушав фрагмент муз.произведения, определить – одноголосная или многоголосная мелодия? (примеры играет учитель).

Сейчас вы прослушаете новое муз.произведение и определите, как звучали голоса в этом произведении: одновременно или последовательно?

Слушание. Бах. Прелюдия и фуга До мажор. 1:57

Анализ. ФОФ. Осмысление, осознание.

- Как звучали голоса – одновременно или последовательно?

- Сначала звучала мелодия одноголосная или сразу же звучало много голосов?

- Давайте еще раз прослушаем вместе и поработаем следующим образом: как только вы услышите, что появился новый голос, то поднимите руку. Таким образом, мы с вами определим количество голосов в музыкальном произведении.

ФОФ. Слушание, анализ. Осознание.

- Сколько было голосов?

- Голоса звучали одновременно или последовательно?

- Мелодия в каждом голосе повторялась или изменялась?

- В чем особенность звучания каждого голоса? (мелодия каждого голоса начинается с другого по высоте звука).

- При появлении нового голоса характер звучания изменяется? Почему? (изменяется тембровое звучание)

- Давайте графически изобразим, как звучали голоса в данном произведении (как звучал каждый голос относительно предыдущего – выше или ниже).

ФОФ. Графическая запись. (Бах. Фуга До мажор). – папка №1




ИОФ. Применение, запоминание.

Самостоятельное определение количества голосов, графическая запись схемы их движения.

Бах. Токката и фуга Ре минор. 2:27 – папка №1



Проверка выполненного задания.


Муз.разминка «ЭХО ДВИЖЕНИЙ» !!!


ФОФ. Припоминание, осмысление, осознание.

Итак, мы с вами научились разбираться в таком музыкальном складе, как полифония.

Но мы с вами не нашли ответ еще на один вопрос: А что же такое гомофонно – гармонический склад музыки?

Гомофония – это еще один вид многоголосной музыки. Но чем же гомофонно – гармонический склад отличается от полифонического?

Давайте припомним, из каких двух слов складывается слово «полифония»?

(poli – много, phone – голос)

Гомофония же переводится:

Gomo – один, phone – голос.

Почему вдруг в многоголосной музыке идет речь об одном голосе? Попытайтесь ответить на этот вопрос, прослушав фрагмент муз.произведения.





ФОФ. Слушание, анализ. Осмысление, осознание.

К.Глюк. № 23. Хор Фурий.


- Сколько было голосов в этом произведении?

- Как звучали голоса – последовательно или одновременно?

- Мелодия звучала в каждом голосе? (только в одном – в верхнем)

- Вот в этом их отличие. В полифоническом складе голоса звучат последовательно и мелодия проходит в каждом голосе.

- А в гомофонно – гармоническом складе все голоса звучат одновременно и мелодия звучит только в одном (верхнем) голосе.


ПОФ. Запоминание.

Проговорите еще раз друг другу, что такое полифонический и гомофонно – гармонический склад музыки. Воспользуйтесь речевым клише, записанным на доске.

Речевое клише (записано на доске):

Полифонический склад – это вид многоголосной музыки, в которой голоса звучат … и мелодия проходит в … голосе.

Гомофонно – гармонический склад – это вид многоголосной музыки, в которой голоса звучат … и мелодия проходит в … голосе.


ФОФ. Запоминание. Учитель проверяет формулировку понятий. Запишите эти определения в тетрадь.


ИОФ. Самостоятельная работа. Запоминание.Применение.

Задание для самостоятельной работы:

Прослушав фрагмент музыкального произведения, определить склад музыки – полифонический или гомофонно – гармонический (обозначаем: полифонический –П, гомофонно – гармонический – Гг).

1 – Гг

2 – П

3 – Гг

4 – Гг

5 – П

Проверка полученных результатов.

Рефлексия правильности – неправильности.


ФОФ. Осознание, запоминание.

- Давайте вспомним, какой голос в полифонии главный? (все равноправны)

- Сколько голосов может быть? (два и более)

- Мелодия в голосах была одинаковая или разная?

- Чем отличались голоса в полифонии? (тембровой окраской)

- Когда вступал каждый новый голос в полифонии менялся общий характер звучания фуги?

- Откуда появлялись дополнительные эмоции, отличные от тех, которые существуют в отдельных темах?

- Давайте еще раз посмотрим на графическое изображение схемы движения голосов. (обратить внимание на то, что каждый новый голос звучит на фоне предыдущего)

- Представьте, что наши голоса – это цветные ручьи …

- Сколько их?

- Давайте условно раскрасим каждый голос в цвет:

1- красный

2- желтый

3- зеленый

4- голубой

- Я правильно изобразила цветовую схему?

- Откуда появились дополнительные цвета?

Вывод: Оказывается, от переплетения, слияния нескольких голосов и настроение начинает меняться. Будто смешивается вода в цветных ручьях.

- Что же происходит в финале произведения? (разноцветный водопад звуков)

Д/з. Написать «синквейн» понятий: «полифония», «гомофония».

Исполнение песни Г.Струве «Музыка» (вокально – хоровая работа)

Рефлексия.

Вопросы для рефлексии:

1)О каких видах многоголосной музыки мы сегодня говорили?

2)Какие задания вы выполняли?

3)В чем вы встретили затруднения?

4)Удалось вам их преодолеть?

5)Вам понятно как выполнять Д/з?

6)Что – то мешало вам при работе в парах? (что бы вы изменили?)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя