Самоопределение к деятельности (орг. момент, мотивация) | -Здравствуйте, ребята, сегодня урок музыки у Вас проведу я. -Садитесь -Наш урок я хотела бы начать с пословицы, послушайте её внимательно и скажите, как Вы её понимаете. «Мир без музыки, что птица без крыльев» -Верно, музыка для человека важна, она выражает чувства, эмоции. Без музыки человек не проживёт. | Садятся -Музыка важна для людей также как и для птиц крылья. | Формирование представления о роли музыки в жизни человека; | Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения (Л); |
Актуализация знаний, необходимых для открытия новых знаний | -Ребята, сегодня на уроке мы с вами начинаем новый раздел «День, полный событий». -Но вначале, давайте вспомним, что вы уже знаете. Внимательно послушайте загадку. Очень музыку любили Две сестры, Наташа с Ниной, И поэтому купили Им большое…Пианино -Молодцы -А при помощи каких знаков мы можем играть на пианино? -Сколько всего нот? -Давайте их назовём -Какой знак открывает нотоносец? -Молодцы | -Пианино -При помощи нот -Их семь -До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до -Скрипичный ключ | Умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке, понимать содержание и интонационно-образный смысл произведений | Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкального произведения (К); |
Постановка учебной задачи | НА ДОСКЕ КАРТОЧКИ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ (слайд 1) -Ребята, посмотрите на доску, что Вы видите? -Значит, какая тема нашего урока? -Правильно, а точнее, мы сегодня поговорим о фортепиано. -Какую цель мы перед собой поставим? (Слайд 2) -Давайте составим план нашей работы на уроке. (слайд 3) -Исходя из плана нашей работы, какие задачи мы перед собой поставим? (слайд 4) | -Музыкальные инструменты -Музыкальные инструменты -Познакомиться с музыкальным инструментом – фортепиано 1. Познакомиться с историей возникновения фортепиано; 2. Объяснить значение терминов «форте», «пиано», «рояль»; 3. Познакомить со внутренним строением фортепиано. 4. Познакомиться с детской музыкой Петра Ильича Чайковского. Узнать историю возникновения фортепиано; Знать значение терминов «форте», «пиано», «рояль»; Уметь объяснять значение терминов «форте», «пиано», «рояль»; Узнать внутреннее строение фортепиано; Познакомиться с детской музыкой Петра Ильича Чайковского. | | 1. Овладение способностями принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в различных видах и формах музыкальной деятельности (Р); 2.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р); |
Открытие «новых» знаний | -Молодцы -Итак, давайте сейчас познакомимся с историей возникновения фортепиано. -В 1709 году появился необычный музыкальный инструмент. Его изобрёл итальянский мастер Бартоломео Кристофори и назвал фортепиано, что означало «форте» - громко, «пиано» - тихо. -Что же означает «форте»? «Пиано»? -Перед тем как мы узнаем, что такое фортепиано, нам нужно вспомнить что такое пианино? -Как вы думаете, что такое рояль? -Да, вы близки к правильному ответу. На самом деле, рояль – это музыкальный инструмент, превосходящий по размеру пианино, созданный для концертной игры. Разница между пианино и роялем не только в звучании, чувствительности и форме, но и размере. -Сейчас я Вам предлагаю заглянуть под крышку фортепиано и познакомиться со внутренним строением. (слайд 5) -Первое, что видите у фортепиано – это клавиши, семейство белых и чёрных клавиш. Всего у фортепиано 88 клавиш. Клавиши соединены с молоточками. Нажатие на клавишу заставляет молоточек ударить по струнам. -Мы с Вами уже познакомились с историей фортепиано, узнали, что такое «форте», «пиано» и «рояль», даже заглянули под крышку фортепиано, что же у нас осталось? Какой пункт плана мы ещё с Вами не выполнили? -Верно -Сейчас я Вам предлагаю вспомнить биографию Петра Ильича Чайковского. -Вначале октября 1878 года выходит «Детский альбом», который Чайковский посвятил своему племяннику. -С ним мы сейчас и познакомимся. Послушайте внимательно эту пьесу и скажите какие эмоции и чувства вы испытали. -Посмотрите на доску, я подготовила для вас слова, которые помогут вам описать свои чувства и эмоции. -Молодцы -Давайте послушаем вторую пьесу и после прослушивания обменяемся эмоциями. Слайд 8 -Какие чувства и эмоции вы испытали? -Мы с вами прослушали две пьесы, скажите, пожалуйста, они похожи или чем-то отличаются? -Ваше настроение поменялось после прослушивания первой и второй пьесы? -Хорошо -Сейчас давайте проанализируем эти две композиции. На доске два столбика, нужно соотнести карточку. -Что под эту музыку можно делать? -Верно, это песенная – мелодия -Какие эмоции и чувства вы испытали? -Во время прослушивания первой пьесы, что вы себе представили? -А после прослушивания второй? -Как музыка звучала? -Почему композитор именно так решил написать музыку? За счёт чего у него это получилось? -Какой темп у этих пьес? -Ребята, что Вам первое пришло в голову при прослушивании первой и второй пьесы? -Молодцы. | Слушают историю возникновения фортепиано -Форте – громко; пиано – тихо. -Пианино – это музыкальный инструмент, созданный для домашней игры. -Рояль – это большое пианино. Слушают -Нам осталось познакомиться с детской музыкой Петра Ильича Чайковского Обучающийся читает (сообщение) Слайд 6 Слушают «Болезнь куклы» -Грусть, тоска Делятся эмоциями и чувствами Слайд 7 Слушают «Новая Кукла» -Радость, веселье. -Первая была грустная, тоскливая, а вторая радостная, оживлённая. Первая звучала пиано – тихо, а вторая наоборот форте – громко. -После первой было грустно и тоскливо, а после второй сразу стало весело. -Петь, напевать -Первая – грусть, тоска, печаль; вторая – радость, веселье -Кто-то болеет и ему очень плохо -Кто-то веселится, радуется. -Первая – тихо, вторая – громко -В первой пьесе музыка звучала грустно, тоскливо, именно за счёт звучания фортепиано получилось передать чувства и эмоции. Во второй пьесе музыка была радостной, весёлой, так же за счёт звучания фортепиано получилось передать это настроение. -Первая – медленно; вторая – быстро Отвечают на вопрос | 1. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям; | Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкального произведения (К); Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности (П); |
Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону | -Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат карточки с заданием. -Прочитайте, что Вам нужно сделать? -Все верно, приступайте к заданию. -Давайте проверим, все ли справились с заданием. Обменяйтесь карточками с соседом по парте и сверьте ответы с доской. Слайд 10 -Молодцы | -Написать определение слов «форте», «пиано», «рояль», «пианино» и «пианист». -Выполняют задание Проверяют | 1. Умение воплощать музыкальные образы при создании музыкальных композиций. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе исполнения музыкального произведения (П). |
Подведение итогов по теме урока | -Какая тема нашего урока? -Какую цель мы перед собой поставим? -Мы выполнили план нашей работы на урок? -С каким композитором мы сегодня познакомились? -Какие композиции мы слушали? | -Музыкальные инструменты – фортепиано -Познакомиться с музыкальными инструментами – фортепиано -Да, мы всё выполнили -Пётр Ильич Чайковский -«Болезнь куклы» и «Новая кукла» из «Детского альбома» П.И. Чайковского | | Овладение способностями принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в различных видах и формах музыкальной деятельности (Р); Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р); |