СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Музыке в 3 классе по теме: «Музыкальные инструменты. Скрипка и Флейта»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-знакомство с двумя основными музыкальными инструментами симфонического оркестра. В разработке урока элементарная история происхождения скрипки и флейты, особенности звучания, знакомство с их образными характеристиками и возможностями эмоционального воздействия на слушателя.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Музыке в 3 классе по теме: «Музыкальные инструменты. Скрипка и Флейта»»

5.Конспект урока по Музыке в 3 классе по теме: «Музыкальные инструменты. Скрипка и Флейта» с использованием игровой, информационно-коммуникационной многоуровневой, здоровьесберегающей сказкотерапевтической технологий


Цель урока - знакомство учащихся с музыкальными инструментами: флейтой и скрипкой.

Задачи урока:

  1. Воспитание у детей любви к музыкальному искусству

  2. Формирование у учащихся представлений о музыкальных инструментах истории их создания и особенностях звучания раскрытии индивидуальных познавательных интересов.

Оборудование и средства обучения:

  1. учебник Г.П. Сергеевой «Музыка». 3 класс

  2. иллюстрации картин

  3. мультимедийная доска, колонки

  4. Художественный материал:

  5. Презентация.

  6. Музыкальные произведения:

нар. Мелодия «Сырба», « И.С.Баха «Шутка», Н.Паганини «Каприс» (аудиозапись),

А. Вивальди Времена года «Осень» (видеофрагмент),

С. Прокофьев фрагменты симфонической сказки «Петя и Волк» (тема Пети и

Птички, мультфрагмент)


Проблема урока: можно ли услышать музыку в живописи и литературном жанре сказки?

Ход урока

I.Организационный момент

Здравствуйте, ребята я сейчас вас расскажу сказку

Музыка народной молдавской мелодии «Сырба».

На её фоне учитель читает молдавскую народную сказку «Виноградарь, флейта и скрипка»

- У одного виноградаря было два сына. Старший, Иван, играл на флейте, а младший, Василий - на скрипке. Однажды хозяин озера взял, да и прикрыл канаву, по которой текла вода на поле виноградаря. И виноградник начал сохнуть. Тогда сыновья виноградаря, прихватив флейту и скрипку, отправились к хозяину, А тот навстречу идёт и еле свой толстый живот тащит, охает.

  • Хочешь, помогу избавиться от живота? - спросил Иван, - Только уговор: пустишь воду на наш виноградник.

  • Будь по-твоему, - буркнул хозяин. Как только Иван заиграл на флейте, хозяин пустился в пляс. Долго плясал, и, в конце концов, растряс свой живот - и следа от него не осталось.

  • Хозяин, — сказал Иван, - теперь твоя очередь выполнить обещание.

  • Некогда мне! - отмахнулся хозяин. Обманул, усомнился в оздоровительной силе музыки и движения танца. Господь увидел несправедливость и обман – и послал хозяину испытание и шанс осознать свою вину за невыполненное обещание.

Марица, дочка хозяина, подавилась вишнёвой косточкой.

  • Люди добрые! — завопил хозяин, — Помогите!

  • Выполни своё обещание - тогда и поможем, — сказали братья.

Пришлось хозяину уступить: пустил он воду на виноградник. Тогда Василий заиграл на скрипке, да так, что струны запели соловьями. А Марица не выдержала, открыла рот и запела. И косточка пулей вылетела из горла...

Когда собирали урожай на винограднике, всё село пело и плясало под звуки задорной Флейты и певучей Скрипки. И по сей день ни один праздник на селе не обходится без этих музыкальных инструментов.

- Ребята, мы послушали замечательную народную молдавскую сказку.
О чём эта сказка? С помощью чего помогли в сказке два брата от живота богачу и Марице? Как помогает музыка? О каких музыкальных инструментах шла речь в сказке? Вы хотите узнать о них подробнее?
Итак, тема нашего урока «Музыкальные инструменты: флейта и скрипка».

II. Основная тема урока.

Сегодня мы познакомимся с этими инструментами, узнаем, как они появились, как устроены и как они звучат. И увидим, и услышим флейту и скрипку. Посмотрите на музыкальный инструмент — скрипка (Слайд 1)

Родина скрипки — Италия

Изготовить такой инструмент — дело непростое. Дерево нужно срубить весной, когда оно оживает и листья вытягивают влагу из ствола. Для верхней поверхности - еловое, для нижней – белоствольный клён. Очень затейливая форма у скрипки. Посмотрите, какие капризно изогнутые линии! На верхней деке — фигурные прорези для выхода звука наружу.
Это - гриф, на который натянуты 4 струны через всю скрипку. Звук извлекается с помощью смычка — это деревянная трость с натянутой лентой из конского волоса. Говорят, что скрипка умеет плакать и смеяться, горевать и радоваться, будто у скрипки есть душа, а голос её близок человеческому голосу, человеческой речи.

(Слайд 2)

.(аудиозапись звука скрипки, Н.Паганини «Каприс»)

В ходе музыкальной эволюции было много различных версий смычковых инструментов. Виола появилась раньше, она была разных размеров, играли на ней стоя, держа на коленях, а позже – на плечах. Такой вид игры на виоле и привел к появлению скрипки.

Ну а теперь какой инструмент вы видите на картинке?( Слайд 3)

Перед вами поперечная флейта. Флейту изготовляли раньше из тростника и бамбука, из костей убитых животных и рогов, из дерева, даже из камня. Сначала возникли простейшие свистковые флейты, похожие на наши детские игрушки-свистульки. А потом появились более сложные - продольные и поперечные

III. Репродукция картины Д. Лейстер Мальчик-флейтист и музыкантши

Не только писатели, поэты, но и художники и композиторы старались передать свои впечатления об этом замечательном инструменте.

Посмотрите на репродукцию картины Д. Лейстер Мальчик-флейтист (учебник)

- Внимательно вглядитесь в эту картину.

- Что вы видите на картине?

- Если внимательно вслушаться в эту картину

- Эта картина звучит или она безмолвна?

- Что вы услышали?

(что мальчик исполняет красивую мелодичную музыку на флейте).

- Посмотрите внимательно на картины, изображающие исполнителей на флейте.

-Какая музыка звучит с этих картин?

А теперь послушаем, как по-другому может звучать флейта

(аудиозапись И.С.Баха «Шутка»).

IV. Слушание произведение « Шутка» И.С.Бах. (Слайд 4)


  • Какие же чувства вызывает в вашей душе эта «Мелодия»? (Музыка вызывает чувства веселья, радости жизни, передаёт чувства восторга и любви).

  • Как звучит флейта? Какой у неё голос? (Нежный, прозрачный, светлый, легкий, звенящий, летящий, воздушный, высокий тембр).

  • Кто помогал главной солистке флейте передать все эти чувства? Вы заметили, что звучал не один музыкальный инструмент флейта? Кто ей помогал в этом произведении? Какие группы инструментов существуют в симфоническом оркестре? (Деревянные духовые, струнные смычковые, медные духовые, ударные). К какой группе инструментов относится флейта? (К деревянным духовым).

Правильно, флейта возглавляет группу деревянных духовых инструментов, а группу струнных смычковых — скрипка.

А. Вивальди Времена года. (видеофрагмент «Весна»)

- О чем же рассказывает скрипка? Какую картину вы себе представили?
Какое настроение она нам передает? (Настроение оживления, волнения, пробуждения, поэтичности, мечтательности).

Именно благодаря теплому певучему задушевному голосу скрипки, близкому взволнованной человеческой речи, мы чувствуем настроение тепла, света, волнения и мечты о весне, о пробуждении природы и чувств.

Но не всегда скрипка звучит мягко и нежно. Скрипка может передавать разные чувства и состояния души и рисовать разные картины природы. Сейчас мы послушаем фрагмент ещё одного музыкального произведения. Послушаем, как его будут исполнять струнные смычковые инструменты. Подумайте, какое название можно ему придумать?

(А. Вивальди Времена года. «Осень»)

- О чем же рассказывает скрипка? Какую картину вы себе представили?
Какое настроение она нам передает? (Настроение тоски, грусти, воспоминания, щемящее душу чувства приближения зимы).

Но скрипка и флейта могут веселить, передавать бодрое настроение. Помните образ Пети из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и Волк? Давайте вспомним эти образы.

Смотрим мультфрагментфрагменты симфонической сказки «Петя и Волк»

(тема Пети и Птички).

- О чем же рассказывают скрипки об этом образе? Какой характер мальчика? (Веселый, бесстрашный, беззаботный, энергичный) А птичку какую вы себе представили?
Какое настроение она передает? (Настроение беспечности, порхания, легкости, полета, движения, жизнерадостности)

Я предлагаю закончить наш урок нашей песней о музыке. Музыка Е.Зарицкой, слова В.Орлова «Музыкант»

(Исполнение песни Музыка Е.Зарицкой, слова В.Орлова «Музыкант»).

VI. Итог урока.

- Молодцы, ребята, спасибо! Запомните, пожалуйста, домашнее задание

К следующему уроку в ваших тетрадях по музыке запишите названия музыкальных произведений, с которыми мы знакомились и фамилии композиторов. Наш урок закончен. Мне очень понравилось, как вы сегодня поработали. Я думаю, что со мной согласятся все гости - каждому за работу можно поставить «отлично»!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!