СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке в 5 классе "Что роднит музыку с изобразительным искусством"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся со средствами музыкальной и художественной выразительности, чтобы глуже проникнуть в содержание произведения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке в 5 классе "Что роднит музыку с изобразительным искусством"»

Урок № 17 Класс 5


ТЕМА: «Что роднит музыку с изобразительным искусством».


ТИП УРОКА: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


ЦЕЛЬ: познакомить учащихся со средствами музыкальной и художественной выразительности, чтобы глубже проникнуть в содержание произведения.


ЗАДАЧИ:

1. Образовательная: познакомиться с анализом средств музыкальной выразительности Концерта № 3 С. Рахманинова и средств художественной выразительности пейзажа И. Остроухова «Сиверко».

2. Развивающая: учить исполнять плавные мелодические линии и скачкообразные, учить исполнять мелодию нотами (сольфеджио.), подбирать иллюстрации к прослушанной музыке, рассуждать о средствах выразительности осуществлять проектную деятельность;

3. Воспитательная: воспитывать художественный вкус и любовь к искусству.


УУД:

Понимать: возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.

Уметь: вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры


РЕСУРСЫ:

Уроки музыки с применением информационных технологий 1-8 классы. М.: Планета, 2010

http://www.playcast.ru/view/1639224/1f5c0072b2318fe8aee11b6010c824edb236fb53pl

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post235267674/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%E4%EA%EE_%28%EE%EF%E5%F0%E0%29


МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: изобразительное искусство




Ход учебного занятия.

I. Организационный этап. Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.


II. Объяснение нового материала.

Ребята, сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим видом искусства. Для этого мы послушаем «Песню о картинах» Геннадия Гладкова, стихи Ю. Энтина. (ученики слушают и определяют вид искусства).

Мы будем говорить о взаимоотношениях этих двух видов искусства всю четверть. Но тема нашего урока звучит с вопросом: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?» На этот вопрос мы постараемся в конце урока ответить.

Тема: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?» (учащиеся записывают тему в тетради).

Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.

И предлагаю я вам начать с самого простого – определить, существует ли переложение цвета в звуки.

Для этого возьмем листы с радугой. Под радугой пишем цвета, а напротив каждого подбираем слова из словаря эстетических эмоций и подбираем каждому цвету звук. Раскрашиваем радугу. (Учащиеся выполняют творческое задание)

Работая над «волшебной музыкальной радугой» вы заметили сходство изобразительного искусства и музыки? (цветовой спектр составляет 7 основных цветов, музыкальная грамота построена на 7 нотах).

- Какого цвета получились ваши ноты? (обучающиеся озвучивают результаты своей работы в таблице)

Давайте сравним результаты вашей работы, вашего художественного видения со «Стихотворением о нотах»:

Какого цвета нота до?

Ей больше всех идет бордо.

В бордовом платьице она

Всем больше во сто крат слышна.


У нотки Ре наряд речной,

Он синевато-голубой.

Журчит она как ручеек,

То низок тон, а то высок.


У ноты ми вуаль полей,

Зеленый цвет сверкает в ней.

Ми как волшебная волна,

Несет всем людям мир она.


Фа обожает фиолет,

Заката солнечного цвет.

Жаль только, Фа слегка грустна,

Но любит погрустить она.


Соль, словно солнца яркий луч,

Который светит из-за туч.

В наряде желто-золотом

Приносит нотка радость в дом.

А нотка ласковая Ля,

Как разноцветная земля.

В ней красочный букет полей,

Нет нотки этой красивей.


Си – неба синего краса,

В ее наряде небеса,

В ее звучании полет,

В высь нотка эта нас зовет.


Все нотки – жители страны,

Где звуки с красками дружны.

В стране неповторимой этой

Любого встретит море света.

ВЫВОД: существует переложение цвета в звуки.


Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину.

Слушание Концерта № 3 С. Рахманинова

Задание:

– Подберите к звучащей музыке иллюстрацию.

– Обоснуйте свой выбор.


Учащиеся слушают Концерт, подбирают к звучащей музыке нужную иллюстрацию (на экране.)

Пейзаж И. Остроухова «Сиверко» (холодный северный ветер, сивер). На картине изображён изгиб полноводной реки в хмурый летний день. На горизонте небо затянуто дождевыми тучами. С одной стороны, берег реки пологий, а с другой — обрывистый. Вдали видна тёмно-зелёная полоса густого леса. Под порывами холодного ветра поверхность реки покрывается волнами.

В музыке волнение создает ветер, который гонит низкие тучи.


Анализ живописи.

И есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими или музыкальными.

Учащиеся рассматривают и анализируют картину Я.Брейгеля «Чувство звука». Называют известные муз. инструменты, которые изобразил художник.

Все пространство на полу вокруг Музыки также занято самыми различными музыкальными инструментами и нотами. Их список весьма внушителен: орган-позитив, клавесин, тромбон, большой барабан, виолоне, ребек, сопрановая лютня, басовая виола, набор поперечных флейт в футляре, теноровая виола, скрипка, корнет, шалмей, лира да браччо, ручной колокол, еще одна теноровая виола, блок-флейта, прямой корнет, колокол, арфа, маленькие колокольчики и всевозможные охотничьи рожки, французский рожок, другие шумовые инструменты.

Кроме инструментов, большой интерес представляет и музыка, записанная в нотах, расставленных на пюпитрах и разбросанных на полу.


III. Вокально-хоровая работа

Распевание.

Разучивание песни А. Ермолова «Я рисую этот мир». Определение характера, отличительных особенностей песни.


IV. Подведение итогов

Музыка и изобразительное искусство. Эти два искусства взаимосвязаны. Многие понятия из области живописи вошли в музыку и наоборот. Назовите, какое понятие из музыки – в живопись, а какое из живописи - в музыку?


Звуковая палитра

Цветовая гамма

Музыкальная живопись

Живописная музыка

Холодные и теплые тембры

Ритмический рисунок

Мелодическая линия

Светлые и сумрачные тона

Музыкальный портрет


Музыку и картины объединяют зрительные образы, возникающие у художников и композиторов, которые воплощают их в свои произведения.


Домашнее задание.

Найти стихотворение, в котором упоминается цвет радуги.


Я благодарю вас за урок и вы, выходя из класса на палитре, оставите своё впечатление и настроение, прикрепив цветовое пятно на палитру. Тёплый цвет – настроение хорошее, холодный – не всё понравилось.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!