СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке в 6 классе на тему "Могучее царство Шопена"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомиться с шедеврами фортепианной музыки Фридерика Шопена.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомство с творчеством Ф. Шопена, создателем гениальных произведений камерных жанров;
  • помочь осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения; 
  • узнать о жанрах этюда, ноктюрна, прелюдии.

 

Развивающие:

  • формировать музыкальный вкус, умение слушать и анализировать музыкальный образ, созданный композитором средствами музыкальной выразительности;
  • расширять кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром;
  • развивать внимание, музыкальную память; 
  • развивать познавательный интерес к музыке через показ презентации, видеофрагмента, внутренней мотивации ученика (проблемные вопросы, ситуации).

Воспитательные:

  • приобщать детей к сокровищам мировой музыкальной классики;
  • создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке;
  • воспитывать интерес к слушанию классической камерно-инструментальной музыки;
  • воспитывать понимание и уважение к музыке разных жанров;
  • воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к историческому и культурному наследию всех народов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке в 6 классе на тему "Могучее царство Шопена"»

Конспект открытого урока по музыке в 6 классе

Тема: Могучее царство Шопена.

Цель: познакомиться с шедеврами фортепианной музыки Фридерика Шопена.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомство с творчеством Ф. Шопена, создателем гениальных произведений камерных жанров;

  • помочь осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения;

  • узнать о жанрах этюда, ноктюрна, прелюдии.


Развивающие:

  • формировать музыкальный вкус, умение слушать и анализировать музыкальный образ, созданный композитором средствами музыкальной выразительности;

  • расширять кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром;

  • развивать внимание, музыкальную память;

  • развивать познавательный интерес к музыке через показ презентации, видеофрагмента, внутренней мотивации ученика (проблемные вопросы, ситуации).

Воспитательные:

  • приобщать детей к сокровищам мировой музыкальной классики;

  • создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке;

  • воспитывать интерес к слушанию классической камерно-инструментальной музыки;

  • воспитывать понимание и уважение к музыке разных жанров;

  • воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к историческому и культурному наследию всех народов.

Музыкальная драматургия урока:

  • Ф. Шопен. Этюд №12 «Революционный»;

  • Ф. Шопен. Ноктюрн фа-минор;

  • Ф. Шопен. Прелюдии №7 и №20.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Вид урока: урок-размышление с элементами презентации.

Форма урока: групповой урок.

Методы:

  • метод сравнения;

  • объяснительно-иллюстративный;

  • похвала;

  • метод размышления о музыке;

  • словесные методы: диалог, беседа, разъяснение.

Наглядность и оборудование:

  • звуковые колонки;

  • ноутбук;

  • портрет Фредерика Шопена;

ИКТ и изобразительный ряд:

  • авторская презентация;

  • авторские видеоролики;

  • видеофрагменты.


Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова:

  • Этюд, ноктюрн, прелюдия, камерная музыка.

Ресурсы урока: 

  • иллюстрации;

  • портрет Ф. Шопена;

  • тестовые задания.

План урока:

І. Организационный момент

II. Работа по теме урока

  1. Беседа по теме урока

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Проверка домашнего задания

  4. Мотивация учебной деятельности

  5. Рассказ учителя о прелюдии

  6. Слушание и анализ музыкальных произведений – «Прелюдии до-минор», «Прелюдия ля мажор»

  7. Слушание и анализ музыкального произведения «Этюд №12 до-минор»

  8. Рассказ учителя о ноктюрне

  9. Слушание и анализ музыкального произведения «Ноктюрн фа минор»

ІІІ. Закрепление изученного материала

  1. Исправь ошибки в данных утверждениях

  2. Рефлексия учебной деятельности

  3. Домашнее задание

Ход урока

І. Организационный момент.

Учитель: 

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Он пройдет в присутствии гостей.

II. Работа по теме урока

1. Беседа по теме урока

Учитель: Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной инструментальной музыки. Но для начала я хотела бы вас спросить, а что такое камерная музыка?

Ученики:

Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.

Учитель: 

А может быть, кто-нибудь из вас назовёт жанры, которые относятся к камерной музыке?

Ученики: Ноктюрн, этюд, прелюдия, соната, элегия, рапсодия.

Учитель: 

Молодцы! Ваши ответы практически подвели к определению камерной музыки.

Учитель: 

Камерная музыка – (итальянское camera, буквально – комната). Музыка, написанная для небольших вокальных и инструментальных ансамблей, или солирующих инструментов, предназначенная для исполнения в небольшом помещении.

Слайд 2

2.Актуализация опорных знаний

Учитель: 

Многие из известных нам композиторов, как русских, так и зарубежных сочиняли произведения камерных жанров. Может быть, кто-нибудь поможет мне вспомнить их имена?

Ученики: 

Пётр Ильич Чайковский – цикл для фортепиано «Детский альбом»; Антонио Вивальди – цикл концертов «Времена года»; Франц Шуберт «Баркарола».

Слайд 3



Учитель: 

Все ответы абсолютно правильные, но у нас сегодня встреча, с новыми прекрасными произведениями камерных жанров. А вот о каком композиторе сегодня пойдёт речь, ответите вы после того, как угадаете загадку:

  • Мечтатель пылкий, благородный,
    Властитель фортепьянных сцен,
    Поэт мелодии народной –
    Все это …

Ученики: Фредерик Шопен.

Слайд 4

3. Проверка домашнего задания.

Краткая биография с участием учеников

Учитель: Ребята, кто изображён на портрете?

Ученики: Фредерик Шопен.

Учитель: Назовите годы жизни композитора.

Ученики: 1810-1849 гг.

Учитель: В каком местечке родился композитор?

Ученики: Родился в местечке Желязова Воля – под Варшавой.

Слайд 5

Учитель: Что ещё вы можете рассказать об этом композиторе?

Ответы учеников.

Учитель: Давайте разгадаем кроссворд «Фредерик Шопен».

Использование игровой технологии. Кроссворд «Ф. Шопен»

Слайд 6

4. Мотивация учебной деятельности

Учитель

Сегодня мы познакомимся с жанрами камерно-инструментальной музыки на примере музыкальных произведений Фредерика Шопена.

5. Рассказ учителя о прелюдии.

Всю свою жизнь Шопен посвятил любимо­му инструменту. И творчество его ограничено рамками только фортепиано. За исключением нескольких произведений для других инстру­ментов и нескольких песен, все сочинения композитора связаны с фортепиано. Но, даже рабо­тая только для фортепиано, Шопен сумел до­биться такого разнообразия, какого другие композиторы добивались, работая над разными жанрами музыкального искусства.

Одним из излюбленных жанров композитора стали прелюдии - небольшие инструментальные произведения, посвящённые одному образу. В прелюдиях Ф. Шопен мог выразить всю гамму эмоций: волнение и трепет, страдания и страх, нежность и радость.

Слово «прелюдия» в переводе с латинского означает «вступление». Прелюдия – жанр камерно-инструментальной музыки; пьеса вольного, импровизационного характера.

Слайд 7

Во времена Баха прелюдия могла предшествовать сюите, фуге. В XIX веке так стали называть маленькую самостоятельную пьесу, в которой воплощается настроение.

Давайте посмотрим видеоурок о камерно-инструментальном жанре «Прелюдии». Обратите внимание при просмотре, чем отличаются прелюдии Баха и Шопена.

Видео урок Ф. Шопен. Прелюдии.


Учитель:

  1. Дайте определение прелюдии?

  2. Что нового ввёл в развитие этого жанра Ф. Шопен?

  3. Кто первый создал цикл из 24 самостоятельных прелюдий?

Слайд 8

6. Слушание и анализ музыкальных произведений – «Прелюдия до-минор», «Прелюдия ля мажор»

Учитель:

Ребята, внимательно послушайте две прелюдии Фредерика Шопена: До-минор и Ля мажор и дайте сравнительную характеристику.

Звучат прелюдии До-минор и Ля мажор

Учитель:

  1. В каком темпе и характере звучит прелюдия До-минор?

  2. Какой темп и характер в прелюдии Ля мажор?

  3. Чем ещё отличаются эти произведения друг от друга?

Слайд 9

7. Слушание и анализ музыкального произведения «Этюд № 12 до-минор»

Ребята, послушайте ещё одно произведение Ф. Шопена и подумайте: какое название вы бы ему дали?

Звучит этюд №12 «Революционный».

Ученики: 

«Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»; «В борьбе рождается истина».

Учитель: Уже в тех названиях, которые вы предложили, раскрывается тот образ, который композитор стремился передать средствами музыкальной выразительности.

А какие особенности музыкального языка вы хотели бы подчеркнуть особенно?

Ученики: 

Быстрый, стремительный темп, как сметающий всё на своём пути. Лавина звуков сверху вниз, как будто сердце оборвалось. Призывные интонации в верхнем регистре, как боевой клич: «Не сдаваться»!

Учитель: 

Молодцы! И, несмотря на то, что музыка сама говорит за себя, Шопен счёл нужным пояснить свои намерения выразительными ремарками: «Быстро, с огнём», и далее «страстно», «с силой», «сжато».

Ну, а теперь пришло время сказать вам, как называется это произведение: Это этюд №12 «Революционный» Фридерика Шопена.

Слайд 10

Учитель: 

Я хочу поблагодарить вас за творчество и задать ещё один вопрос: а что же такое этюд?

Ученики: 

Этюд – это пьеса, предназначенная для развития техники на музыкальном инструменте.

Чтобы играть этюды, надо обладать беглостью пальцев, в совершенстве владеть игрой на фортепиано.

Учитель: 

Совершенно верно. Слово «этюд» нам хорошо знакомо. С пер­вых месяцев овладения инструментом ученик начи­нает играть этюды. Сначала совсем простые. Затем переходит к более сложным. Каждый этюд по­священ освоению какого-то технического при­ема, например, игра октавами, трели, терции.

Учитель: 

Этюд - (от фр. etude – упражнение) инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приема игры и предназначенная для развития исполнительской техники.

Слайд 11

Шопен отнесся к этому жанру по-другому. В творчестве Фридерика Шопена этюд стал не упражнением для тренировки беглости пальцев, а концертным произведением.

Из 27 этюдов Ф. Шопена особое место занимает Этюд до-минор ор.10 №12. Это произведение было написано композитором под впечатлением известия о трагическом поражении Варшавского восстания. В музыке этюда, известного под названием «Революционный», нашло отражение этого события. На фоне бурных пассажей звучит призывная, волевая мелодия. Всё произведение наполнено драматизмом.

Учитель: 

  1. Чем отличаются этюды Шопена от учебно-технических этюдов?

  2. Какие события нашли отражение в этюде Шопена № 12 до-минор?

Слайд 12

8. Рассказ учителя о ноктюрне.

Шопен был ещё и великим мастером ноктюрна. Его перу принадлежат 21 ноктюрн.

Ноктюрн в переводе с французского nocturne означает «ночной». Ноктюрном называется небольшая инструментальная пьеса мечтательного лирического характера.

Слайд 13

Термин этот появился в музыке XVIII века. В то дале­кое время этим словом называли пьесы, исполняемые на открытом воздухе, чаще всего духовыми или струнными инструментами. Они были близки инструментальным серенадам.

В XIX веке появился совсем другой нок­тюрн — мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образом ночи, ночной тиши­ной, ночными думами.

Впервые слово «ноктюрн» как название для небольшого фортепианного произведения использовал итальянец Феличе Бланджини. Для Шопена же источником вдохновения послужили сочинения ирландского композитора Джона Фильда, которого он называл «Отцом всех современных ноктюрнов».

У Шопена ноктюрны глубокие по содержанию. Они отличаются богатством музыкальных образов и силой твор­ческой фантазии. Большинство ноктюрнов Шо­пена строится на контрасте двух образов.

Слайд 14

9. Слушание и анализ музыкального произведения «Ноктюрн фа минор»

Учитель:

Внимательно прослушайте ноктюрн фа минор Фредерика Шопена. После прослушивания попробуйте охарактеризовать звучание музыки.

Звучит «Ноктюрн» фа минор.

Учитель: Какое настроение композитора запечатлено в этой музыке? Ученики: Лирическое настроение.

Учитель:

Несомненно, в музыке преобладает лирическое настроение. Это не случайно: образ произведения навеян воспоминаниями о Марии Водзинской, к которой юный Шопен испытывал возвышенные чувства.

Слайд 15

(показ портрета Водзинской на слайде)

Учитель: Какими средствами музыкальной выразительности это оказалось достигнутым?

Ученики: При помощи мелодии, ритма, темпа, динамики.

Учитель: Что означает слово «ноктюрн»?

Ученики: Слово «ноктюрн» в переводе с французского означает «ночной».

Учитель: Сколько ноктюрнов написал Фредерик Шопен?

Ученики: 21 ноктюрн.

Слайд 16

ІІІ. Закрепление изученного материала.


Учитель:

Сегодня мы вновь и вновь восхищаемся гениальными творениями Фредерика Шопена не как страницей прошлого, а как живым, современным и дорогим нам искусством!

Русский композитор Антон Рубинштейн отметил талант Фредерика словами: «Каждая нота у Шопена – чистое золото».

Слайд 17


  1. «Исправь ошибки в данных утверждениях»

Учитель: Ребята давайте закрепим наши знания, исправив ошибки в данных утверждениях:

  1. Слово «прелюдия» в переводе с латинского языка означает

«окончание».

  1. Мазурка – французский народный танец.

  2. Великий пианист Антон Рубинштейн назвал прелюдии Шопена

«алмазами».

  1. Слово «ноктюрн» в переводе с французского языка означает

«утренняя песня».

  1. Шопену принадлежит первенство в создании фортепианного цикла из 18 прелюдий.

  2. ­­­­­­­­­­­­­­­­­Шопен умер на родине.

Слайд 18

  1. Рефлексия учебной деятельности


  1. О каком композиторе мы с вами сегодня говорили на уроке?

  2. Какие его произведения мы сегодня услышали?

  3. Что помогло сегодня обогатить ваши музыкальные впечатления?

  4. Пробудила ли у вас музыка, звучавшая на уроке, еще большее желание наслаждаться ею, чувствовать и понимать её?

  5. Что вам больше всего понравилось на уроке?

Слайд 19

  1. Домашнее задание:

  • Напишите в тетрадях свои впечатления или нарисуйте иллюстрацию к любому прослушанному произведению. 


Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!