СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию 4 класс: "Великая Отечественная война и Великая Победа" Методист: Осипова Лариса Валентиновна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию 4 класс: "Великая Отечественная война и Великая Победа" Методист: Осипова Лариса Валентиновна»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»





Конспект урока по окружающему миру

Класс 4 «А» МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №37»

Тема: Великая Отечественная война и Великая Победа.

Выполнила студентка 3 «А» группы: Башиева София Набиевна







Допуск к проведению урока

Студентка:

Башиева С. Н.

Проверил учитель
Леницкая Е. А.

Методист АСПК:

Осипова Л.В.

Оценка за урок: __________________



Астрахань, 2021

Тема урока:

Великая Отечественная война и Великая Победа.

Цели:

формировать представление о Великой Отечественной войне и её героях; создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны.

Задачи:

  • - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,

  • - формирование эстетических потребностей,

  • - формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Личностные:

формировать положительное отношение к себе и окружающему миру.

Предметные:

научиться систематизировать знания, обобщать и делать выводы, работать с текстом, самостоятельно добывать информацию.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные УУД:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Коммуникативные УУД:

участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Тип урока:

Открытие новых знаний

ИКТ и средства обучения:

Экран, проектор, презентация, учебник.















Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организация начала урока







-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке, а проведу у вас его я, меня зовут София Башиева.

- Ребята, проверьте свою готовность к уроку. На столе должны быть: учебник, ручка, карандаш.

- Сегодняшний урок я считаю очень важным и нужным для нас всех.

«Народ, который не помнит свою историю, не имеет будущего».

- Эта знаменитая фраза принадлежит великому русскому филологу и историку 19 века, Василию Осиповичу Ключевскому, который всю свою жизнь посвятил изучению русской истории. Цитата имеет глубокий смысл, и становится особенно актуальной в настоящее время.

- Как вы понимаете эти слова?

Ученики приветствуют учителя.

Готовятся к уроку.



С этим утверждением нельзя не согласиться, потому что оно выражает историческую закономерность: люди, позабывшие о своем вчерашнем дне, не смогут учитывать его уроки и развиваться. В таком случае у них не будет прогресса, и день завтрашний ничем не будет отличаться от дня сегодняшнего. Об этом писали многие авторы, которые пытались представить возможное будущее для таких народов.

Ответы детей

Организация рабочего места.


Познавательные:


Умение воспринимать речь учителя.


2. Проверка домашнего задания.










- О чем мы говорили на прошлом уроке? 

Проверим ваши знания, проведём блиц-опрос. Вам нужно максимально быстро и коротко давать ответы на вопросы 

Блиц-опрос

1. Кто стоял у власти после в 1917 году?

2. Какое новое государство появилось на карте в 1922 году?

3. Сколько союзных республик вошло в состав СССР?

4. Какие изменения произошли в стране?


5. Что построили в 20–30-х годах?


6. Как назывались коллективные хозяйства, в которые объединялись крестьяне?

8. Каких успехов добилась страна к концу 30-х годов?


О жизни нашей страны в 20-х-30-х годах




- Партия большевиков

- Союз Советских Социалистических Республик, СССР

- 15

- (1) Уничтожены многие исторические памятники. 2) В Москве разрушен Храм Христа спасителя.)

- Новые города, заводы, электростанции; в Москве метро

- Колхозы


- Страна выпускала собственные самолёты, автомобили, тракторы

Регулятивные: волевая саморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

Личностные:  

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

3.Актуализация знаний (целеполагание)

- Сегодняшний урок необычный, мы отправимся с вами в путешествие во времени, чтобы своими глазами увидеть важнейшие события, происходившие в нашей стране. Для того, чтобы узнать, куда мы отправимся сначала, необходимо внимательно посмотреть фрагмент видео хроники и ответить на некоторые вопросы к нему.

- Кто узнал эту песню? Как она называется?

- Так о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

- Догадались ли вы, куда мы отправимся сейчас?

- Согласны ли вы со мной, что тема нашего урока важна для нас?

- Ребята, а как вы понимаете эти строчки из песни?

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!

- Как ярость может быть благородная? Объясните.







- «Священная война».

- О великой войне. Великой победе.

- Во время начала Великой Отечественной войны.

- Да.


- Ярость благородная, потому что мы обрушили свой гнев ради защиты родины.

Регулятивные:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Высказывать свои предположения.

Коммуникативные:

Умение высказывать своё мнение и формулировать ответ;

Слушать и понимать речь других;

Строить сотрудничество с одноклассниками и учителем.

4.Открытие нового знания.

- Итак, на панели управления нашей машины времени мы вбиваем дату 22 июня 1941 года. Воскресение, ранее утро. 4 утра. Без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз.  Германия обрушила свой удар на нашу страну с помощью сухопутных дивизий, самолетов и военных кораблей.

- Мы перенеслись в 41, вы слышите, сейчас объявят очень важное сообщение.

(Сообщение Левитана о начале Великой Отечественной войны)

- Вспомните, в сообщении Левитана, какая была названа дата и год нападения?

- В некоторых странах, жители без боя впускали армию Гитлера в города. Гитлер планировал, что захватит СССР за полгода. Но, жители СССР не сдавались, в первые дни войны все мужчины от 18 до 45 отправились на фронт. Со всех уголков нашей страны потянулись колонны солдат, которые хотели сражаться за Родину.

- Как вы думаете, почему эту войну называют Великой войной?



-Почему Отечественная война? 











- 22 июня 1941 года








- Самая кровопролитная и разрушительная война, в ней погибли миллионы человек. Эта война была за свободу и независимость, освободительная война советского народа против фашистской Германии

- Весь советский народ участвовал в этой войне: на линии фронта, в тылу на заводах работали женщины и подростки, даже дети

Познавательные:

Осуществлять актуализацию жизненного опыта;

Умение ориентироваться в своей системе знаний;

Отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания;

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Осуществлять анализ и синтез;


Регулятивные:

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

5. Физкультминутка

Перед работой по рядам

Встали ровненько, ребята,

Пошагали, как солдаты.

Влево, вправо наклонись.

На носочках потянись.

Помаши кистями дружно

Нам работать сейчас нужно!


Дети встают из-за своих парт и повторяют движения за учителем

Регулятивные:

Умение соотносить свои действия с действиями учителя;

Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.

Коммуникативные:

Умение слушать.

  1. Знакомство с новым материалом (продолжение)

- Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание. Но планам фашистов не суждено было сбыться. Красная Армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров ценой собственных жизней старались сдерживать натиск фашистов. Но силы были неравны. В первые дни войны гитлеровцам удалось уничтожить много наших самолетов. Многие командиры и политработники совсем недавно начали командовать полками, батальонами и дивизиями.

В Красной Армии на вооружении не хватало новых видов техники: танков, самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский Союз только приступил к перевооружению нашей армии и флота. По этим и другим причинам советские войска несли огромные потери.

Враг был жестокий и сильный. Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино.

- А сейчас внимательно прослушайте стихотворение Роберта Рождественского.

Разве погибнуть ты нам завещала,

Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала,

Родина.

Разве для смерти рождаются дети,

Родина?

Разве хотела ты нашей смерти,

Родина?

Пламя ударило в небо! — ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь...»

Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал,

Родина.

Просто был выбор у каждого: я или Родина.

Самое лучшее и дорогое —

Родина.

Горе твое — это наше горе,

Родина.


- Как вы думаете, почему весь народ встал на защиту страны?







- У каждой войны есть свои герои, даты крупных сражений. Кто знает крупные сражения ВОВ?

- Молодцы. В нашей стране есть 8 городов героев: Ленинград (Санкт-Петербург), Сталинград (Волгоград), Москва, Новороссийск, Мурманск.  Смоленск, Тула и с недавнего времени Севастополь. Как вы думаете, почему эти города носят названия города-герои?

- Ребята, сегодня мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой страшной войне. Сейчас я раздам вам тексты. Прочитайте их.

- Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.

Работа по рядам с текстом

1 текст

Хоть наши войска и оказывали стойкое сопротивление фашистским врагам, врагу удалось все же продвинуться в глубь страны. В сентябре фашисты окружили Ленинград. 900 дней длилась блокада Ленинграда. Все, железнодорожные пути были разбиты, людям не могли доставлять продукты и воды, начался голод. Зимой по Ладожскому озеру была проложена дорога жизни, ее прикрывали наши войска, но иногда, снаряды врагов долетали, и тогда тонул ценный груз. Основное наступление советских войск началось 14 января 1944 г. Несмотря на сильно укреплённые позиции, немцы не выдержали натиска наших танковых и пехотных соединений, горевших желанием освободить Ленинград от блокады. За семь дней боев враг был отброшен от Ленинграда на 220-280 км. Наступил конец блокады легендарного города.

27 января 1944 г. считается днем снятия блокады. Именно в этот день в честь славной победы небо Ленинграда озарили огни салюта.

Подвиг защитников и жителей Ленинграда, отстоявших свой город, их мужество и самоотверженность вызвали восхищение во всем мире. Наша страна увековечила подвиг ленинградцев: 1 мая 1945 г. Ленинграду было присвоено звание города-героя.   

Учитель вызывает ученика для рассказа у доски.

- Ребята, что же помогло городу выстоять?

- Сегодня мы не задумываемся над тем, что мы будем есть. А в осажденном Ленинграде трудно было с продовольствием. В городе были введены продовольственные карточки, чтобы навести порядок в снабжении города продуктами. Но продуктов не хватало. Начался голод. Были введены нормы на выдачу хлеба. Но город выстоял.




2 текст

- Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в нее и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока. Было создано многотысячное народное ополчение. Москвичи, в основном женщины и дети, копали противотанковые рвы, траншеи, окопы, сооружали заграждения. В холод, в голод, нередко под огнем противника были прорыты сотни километров противотанковых рвов. Несмотря на тяжелейшее положение, сложившееся в Москве, 7 ноября 1941года было решено провести парад на Красной площади. Парад воодушевил воинов и весь советский народ. Это было колоссальной силы удар по престижу гитлеровцев. Если Москва торжественно отмечает праздник, когда в нескольких десятках километров стоят вражеские войска – значит, страна непоколебима, оборона столицы крепка. Прямо с Красной площади солдаты шли на передовую, они стояли насмерть, но не пропустили врага к сердцу Родины.

Знаменитыми стали слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва», которые произнёс один из героев панфиловцев. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Георгий Константинович Жуков.

Учитель вызывает ученика для рассказа у доски.

- Почему вражеским войскам был необходим захват Москвы?

- Заслуживает ли Москва звания город- герой?


3 текст

СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА

- В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще далеко. В середине лета 1942 года началась масштабная битва на Волге, которая вошла в историю как Сталинградская, и продолжалась она более полугода.

К Сталинграду была стянута огромная армия фашистов, было сброшено около миллиона бомб. Израненный, обугленный город продолжал сражаться. В уличных боях и в небе Сталинграда советские войны проявили солдатскую доблесть и самопожертвование во имя Родины. Город был превращен в груду развалин, погибли сотни тысяч людей, но враг был остановлен.   Сталинградская битва переломила ход всей войны. В  ноябре 1942 года началось контрнаступление наших войск, в результате чего 22 дивизии фашистов к февралю 1943 года были уничтожены.

200 дней длилась Сталинградская битва. От города остались одни руины.

- Как называется город Сталинград теперь?

- А городу Волгограду присвоено звание город - герой? Заслужено?

4 текст

Курская битва

- Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

Учитель вызывает ученика для рассказа у доски.

-Какое значение в ходе войны имело сражение на Курской дуге?

- Верно

- В 1944 году территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков.

Советские войска вышли к германской границе. Освободив Родину, советские войска пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным оккупантами странам.

В апреле 1945 года начался штурм Берлина – столицы Германии. Через две недели Красное знамя Победы развевалось над зданием рейхстага (парламента). Представители германского командования подписали документ, в котором признали своё поражение. 9 мая – стал Днем Победы над фашизмом. Послушаем, как Левитан оповестил об этом народ.

Итогом этой войны, стали руины городов и поселков, разоренные хозяйства, колоссальные человеческие потери – 27 миллионов человек. Как вы думаете, может ли быть, что жертв больше? Почему?

- Почему победу в этой войне называют великой?



- Когда началась Великая Отечественная война?

- Когда закончилась?

- Сколько лет длилась?

- Сколько жизней оборвалось в ходе этой страшной войны, нет ни одной семьи, которую бы она обошла стороной.

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту Родины поднялась вся страна. В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа полководцев: Георгия Константиновича Жукова, Константина Константиновича Рокоссовского, Александра Михайловича Василевского, Ивана Степановича Конева и других. Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героев Советского Союза.

В июне месяце состоялся парад победы на Красной площади, где флаг фашистских войск был брошен к ногам войнам победителям.

Цена победы

Великая Отечественная война – 4 года

1418 дней

27 000 000 погибших советских людей

Это значит - 25 человек на каждые 2 м земли. Это значит – 14 человек в каждую минуту. Если бы каждому погибшему в этой войне посвятить минуту молчания, то население Земли замолчало бы на 51 год.

- Наше путешествие подходит к концу. Проверим ваши знания, ответив на вопросы викторины.

1. Когда началась Вторая Мировая война? (в 1939 году.)

2. Когда Германия напала на Советский Союз? (22 июня 1945 года.)

3. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней и ночей.)

4. В каком году Советская армия перешла в наступление? (В 1942 году.)

5. После какой битвы началось массовое изгнание фашистов? (Курской.)

6. Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от фашистов? (В 1944 году.)

7. Какой день стал Днём Победы? (9 Мая 1945 года.)

















































- Люди встают на защиту своей родины, потому что благодарны ей за всё и хотят помочь ей, также они живут на ней и если у них не останется дома то где им жить? Гибель за Отечество- это подвиг, потому что этот человек нашел в себе силы пожертвовать собой ради всех и это почетно.

- Курская битва, блокада Ленинграда, Сталинградская битва.





- В них происходили крупные сражения во время ВОВ




































Выходит 1 ученик с 1 ряда.


Страна не бросила город и как могла - помогала: когда Ладожское озеро покрылось льдом –сотни грузовиков груженые продовольствием под постоянным обстрелом врага двинулись в осажденный город. Эта дорога получила название - дорога жизни. Также вывозили из города людей на большую землю, весной жители города разбивали огороды и сажали овощи. Огромное мужество, стойкость помогло городу выжить


































Выходит 1 ученик со 2 ряда.


- Потому что Москва – столица, сердце страны.

- Да, заслуживает. За огромный вклад трудящихся Москвы в дело обороны столиц и разгром немцев под Москвой.























- Волгоград

- Да, город остановил тогда немецких захватчиков.
















Выходит 1 ученик с 3 ряда


- Победа под Курском стала началом массового изгнания фашистов, началом крупного наступления Советской Армии.


















- Шла война и возможно кто-то пропадал без вести, каждый день погибали люди и не было точного учета каждого погибшего.

- Несмотря на все трудности советский народ выстоял в этой страшной войне и победил

- 22 июня 1941

- 9 мая 1945

- 4 долгих, страшных года


Познавательные:

Осуществлять актуализацию жизненного опыта;

Умение ориентироваться в своей системе знаний;

Отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания;

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Осуществлять анализ и синтез;


Регулятивные:

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

7. Подведение итогов. Рефлексия


- Какой была та война? Опишите ее.

- Скажите, а надо ли помнить о ней, если столько горя и разрушений она оставила после себя? Почему?

- Я надеюсь, что вы будете всегда помнить об этом и с уважением и благодарностью относиться к людям старшего поколения. Это история не только нашего государства, но и каждого из нас, наших семей.

- Теперь возьмите 3 цветных карандаша: красного, зелёного, жёлтого цвета.

Если вам всё понравилось и было всё понятно - поднимите зелёный карандаш.

Если у вас были затруднения и что-то было не понятно – поднимите жёлтый карандаш.

Если ничего не понравилось и урок не был интересным – поднимите красный карандаш.

-Урок окончен, всем спасибо, до скорых встреч.


Ответы детей















Учащиеся прощаются с учителем.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!