СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс на тему "Правоохранительные органы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правохранительные органы и их полномочия. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс на тему "Правоохранительные органы"»

Тема: «Правоохранительные органы».

Цель:  Сформируют представление о понятии, видах и функциях правоохранительных органов.

Предполагаемые результаты:

1. Личностные:  Учащиеся   продолжат формировать  своё правовое сознание.

2. Метапредметные: продолжат развивать умение поиска и выделения информации;  продолжат  развивать умение строить логическую цепь рассуждения;  продолжат развивать умение планировать коллективную деятельность и принимать групповое решение.

3. Предметные:  ознакомятся  с понятиями «правоохранительные органы», «суд», «прокуратура», «адвокатура», «нотариат», с видами правоохранительных органов и их функциями.

Методы: объяснительно-иллюстративный,  учебно-поисковой, словесный.

Средства обучения:   Обществознание. 9  класс: учебник для общеобразоват. организаций /    [Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]  – 4-е изд. – М.: Просвещение , 2016. –  255 с.; презентация «Социальные статусы и роли»; наглядный материал; карточки-задания.

Основные термины: правоохранительные органы, полиция, прокуратура, суд, ФСБ, адвокатура, нотариат.

 Тип урока: комбинированный

План урока:

1. Правоохранительные  органы:  их виды и функции.

2. Суд.  Прокуратура.  Адвокатура. Полиция, нотариат.

Ход урока:

  1. Организационный момент  (1 мин)  Учитель: Добрый день!  Вижу, у нас сегодня все добрались до занятий, и это прекрасно. Ребята, проверьте, всё ли у вас готово для того, чтобы начать

 наше занятие: тетради, учебники, ручки, всё на месте? Если да, тогда мы смело можем начать наше занятие.

  1. Проверка домашнего задания (10 мин)

Учитель: Ребята, на прошлых уроках мы изучали тему «Правонарушения и юридическая  ответственность».   Я предлагаю вам ещё раз  закрепить  эту  тему. Только в этот раз вы получите за свои работы оценки. Сейчас вам будут выданы задания, на выполнение которых вам будет отведено 10 мин. После того, как вы выполните задания,  мы перейдем к изучению новой темы, которая является не менее интересной. А пока приступаем к решению заданий. Всем желаю удачи! ( Тест в приложении 1)

  1. Переход к изучению новой темы (2 мин)

Учитель: Все большие молодцы! Вы прекрасно справились с заданиями.  Нам же стоять на месте некогда, мы переходим к изучению новой темы. А именно, сегодня мы приступаем к изучению государственных  органов, основной задачей  которых является охрана и защита прав и интересов населения от посягательств третьих лиц. Как вы думаете, как звучит тема нашего урока?

Предполагаемый ответ учащихся: правоохранительные органы.

  1. Изучение нового материала (15 мин)

Учитель: Запишите, пожалуйста, себе в тетради тему нашего урока. И для начала нам нужно зафиксировать, что же такое правоохранительные органы.

Правоохранительные органы – это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми материальными ресурсами.

Учитель: Ребята, правоохранительные органы классифицируются на государственные и негосударственные.

Учитель:  Теперь нам предстоит выделить функции каждого вида правоохранительных органов.  Сделаем мы это в форме таблицы. Но я так подумала и решила, что  слушать рассказ учителя, достаточно скучное занятие. Поэтому я предлагаю вам поделиться на маленькие группки (по 2 человека)  и вытянуть себе один из правоохранительных органов. 

Ваша задача: опираясь на учебник и раздаточный материал выписать определение своего правоохранительного органа и его функции, и требования, предъявляемые к человеку, желавшему работать в том или ином правоохранительном органе. После того, как  выполните задание, нам необходимо презентовать свою работу. После этого вы продиктуете  одноклассникам особенности своего правоохранительного органа. Таким образом, мы заполним нашу табличку.

Оставшиеся правоохранительные органы мы разберем вместе.

Все получили задания. Преступаем к его выполнению. На выполнение задания  у вас  10 мин.

 

 

 

  1. Первичное закрепление материала(7 мин)

Учитель: Теперь давайте составим табличку с функциями правоохранительных  органов.

 

Суды

Полиция

Адвокатура

Нотариат

Прокуратура

Определение

Орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия, с целью защиты конституционного строя РФ, прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.

Полиция — орган государства, призванный обеспечивать охрану общественного порядка, собственности, прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений от преступных посягательств

 

Добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.

 

Система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других нотариальных действий.

 

Система органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, а также гражданами; обеспечивает законность и правопорядок.

 

Функции

Защита прав и свобод граждан, защита конституционного строя, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов.  

Криминальная полиция: предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, осуществление розыска лиц, скрывающихся от суда и следствия, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, безвести пропавших. Полиция общественной безопасности: обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.   

Консультируют и разъясняют по юридическим вопросам;

составляют заявления, жалобы и др. документы прав. характера;

осуществляют представительство в судах по гражданским и  административным правонарушениях;

участвуют в уголовном судопроизводстве в качестве защитника потерпевшего, участвуют в качестве представителей сторон в Конституционном Суде РФ;

осуществляют защиту прав граждан при оказании им психиатрической помощи и др.

Защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Охранять права и законные интересы граждан путем совершения предусмотренных законом нотариальных действий. 

Имеют право вести консультационную работу, готовить проекты нотариальных документов, посылать запросы, вести делопроизводство.

Осуществление государственного надзора за исполнением законов на территории РФ. Выявив нарушение законности, органы прокуратуры принимают меры к устранению таких нарушений, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных лиц к ответственности.  

 

Кто может быть

Граждане РФ, в возрасте 25 лет,  высшее юридическое образование, стаж в юрид. профессии не менее 5 лет. Кандидат  обязан сдать квалификационный экзамен, получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Заключение квалиф. коллегии судей Председателю суда, который передает кандидатуру Президенту РФ.  

Президент РФ в месячный срок назначает указом на должность судьи. Судьи районных судов впервые назначаются сроком на 3 года, затем без ограничения срока.

Граждане РФ не моложе 18 лет и не старше 35 лет, образование среднего (полного) общего образования, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудников полиции обязанности. Не могут быть приняты имеющие либо имевшие судимость.  

Для поступающего устанавливается испытательный срок от 3-х до 6-ти месяцев.

 

Граждане РФ, высшее юридическое образование; стаж работы по специальности юриста не менее 2-х лет, сдан квалификационный экзамен. Без стажа  могут быть приняты в коллегию адвокатов только после прохождения стажировки в коллегии сроком от6-ти месяцев до 1 года. По результатам стажировки зачисление стажера в члены коллегии адвокатов.

 

 

Граждане РФ, ВЮО, сдать квалификационный экзамен, пройти стажировку (учебу) у нотариуса. Срок кто не имеют стажа работы по юридической специальности, составляет 1 год, а для тех, кто имеет - до 6 месяцев.  

Стажеры не вправе самостоятельно совершать нотариальные действия.

По результатам стажировки наделение стажера полномочиями нотариуса.  

Граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами.  

На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов в искл. случаях лица, после третьего курса юридического ВУЗа и продолжающие обучаться по юр.специальности.  

На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы в органах прокуратуры не менее 3-х лет.  

На должности прокуроров субъектов РФ, назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5-ти лет.





Таблица «Правоохранительные органы»

  1. Систематизация и обобщение знаний (7 мин)

Учитель:  Ребята, сейчас я предлагаю вам  реализовать свои теоретические знания на практике.  Для этого вам необходимо соотнести жизненные ситуации с правоохранительными  органами, которые эти вопросы разрешает. Здесь вам необходимо вспомнить и те правоохранительные органы, с которыми вы знакомились ранее.

Задание: Куда вы обратитесь?

  1. Для передачи в наследство сыну квартиры, оставленной бабушкой? (Нотариус)

  2. Поздно вечером, возвращаясь с работы домой,  на вас напали хулиганы и отобрали ваши личные вещи? (Полиция)

  3. Если вас подозревают в каком либо правонарушении куда вам следует обратиться за помощью? (Адвокатура)

  4. Если вам не производят своевременную выплату зарплаты? (Прокуратура)

  5. Супруги желают расторгнуть брак и разделить совместно нажитое имущество?  (Суд)

Теперь соотнесите  функции с  видом  правоохранительных органов.

  • «Осуществляет правосудие» - СУД

  • «Удостоверяет сделки»- НОТАРИАТ

  • «Борется с терроризмом»- ФСБ

  • «Следит за общественным порядком»- ПОЛИЦИЯ

  • «Осуществляет надзор за соблюдением законов»- ПРОКУРАТУРА

  • «Оказание квалифицированной юридической помощи» -АДВОКАТУРА

  • «Выступает от имени государства в судебном процессе»-ПРОКУРАТУРА

  • «Борется со  шпионажем»- ФСБ

  • «Борется с правонарушениями»- ПОЛИЦИЯ

  • «Оформление наследственных прав»- НОТАРИАТ

  1. Организация Домашнего задания (1 мин)

Учитель: Ребята, на следующей неделе вам предстоит выполнить контрольную работу за первое полугодие. Ваше домашнее задание заключается в подготовке к контрольной работе, в повторении ранее изученного.

  1. Подведение итогов (2 мин)

Учитель: Ребята, сегодня мы познакомились с одной из самых интересных, а самое главное практико-ориентированных тем. Думаю, теперь вы без труда можете разобраться,  куда обращаться, если с вами происходят разные жизненные ситуации, связанные с посягательством на ваши права. Надеюсь, что вы с легкостью будете применять полученные знания на практике. Всем спасибо за урок. До свидания!

Выставление оценок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!