СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию 9 класс»

18.11.2020

Обществознание

9 класс

Урок № 9
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

Цель: 1. сформировать представление у учащихся о государстве как основном политическом институте и причинах возникновения, структуре и признаках гражданского общества.

  1. Продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах.

  2. Воспитывать у учащихся качества толерантности и гражданственности; уважения к государству, в котором живешь; ответственности за его будущее.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова раздаточный материал, схемы, презентация

Ход урока

План

  1. Государство как основной политический институт.

  2. Гражданское общество.

Перед изучением новой темы повторить:

  1. Признаки государства

  2. Функции государства

  3. Точки зрения по вопросу возникновения государства

Х о д у р о к а

I. Актуализация знаний

Теории происхождения государства:

Основная идея

Теория происхождения государства

1) государство возникло как объединение людей на добровольной основе в результате соглашения между правителем и подданными

А) патриархальная

2) государство возникает как результат завоевания одной части общества другой

Б) теологическая

3) государство подобно семье, поэтому государственная власть есть продолжение власти отца


В) договорная

4) государство образуется как результат социального неравенства для того, чтобы обеспечить политическое господство одного класса над другими

Г) теория завоевания

5) любая власть и любое государство имеют божественное происхождение

Д) классовая

Признаки государства:

1. Единство территории

2. Публичная власть.

3. Суверенитет.

4. Законодательная деятельность.

5. Налоговые сборы.

К основным внутренним функциям современных государств относят: поддержание и охрану общественного порядка, а также выработку стратегических целей развития общества, учет и согласование интересов различных социальных групп, поддержку незащищенных слоев населения, регулирование экономических процессов, установление правовых норм и контроль за их выполнением, создание условий для удовлетворения материальных и духовных запросов людей, поддержку и развитие таких социально значимых сфер, как образование, наука, здравоохранение и др.

Внешние функции государства включают развитие взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах с другими странами, а также обеспечение обороноспособности страны.

  1. Государство- политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории

Задание: вспомнить, какие существуют точки зрения по вопросу возникновения государства.

Ответ: выдвигались самые разнообразные причины возникновения и существования государства.

В теологической теории – это Божественная сила;

в договорной – сила разума, сознания;

в психологической – факторы психики человека;

в органической – биологические факторы;

в теории насилия – военно-политические факторы.

Затем на основе имеющихся у учащихся знаний определяются функции, признаки государства

Учащиеся дают определение понятиям «правовое государство; социальное государство».

Социальное государство – форма организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия.

2 Гражданствоэто устойчивая полити­ко-правовая связь человека с государством.

(Запись определения в тетрадь).

Быть гражданином, как вы знаете, значит пользоваться определенными правами и нести необходимые обязанности по отношению к своему государству.

Притча. Стадо дикобразов в один холодный день легло тесной кучей, чтобы согреться взаимной теплоты, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Отодвинувшись, они опять замерзли. Так они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. Так и люди, формируя свое общество, должны научиться найти ту «золотую середину», которая помогла бы им жить комфортно и не испытывать неудобств в общении друг с другом.

-В чем смысл притчи?

Вывод:

Народ как объединение всех граждан России не является некой сплошной массой, толпой, скоплением случайно оказавшихся рядом людей. Народ строит правовое государство и самоорганизуется в гражданское общество .

Представлена ситуация, с. 36-37. Как ситуации связаны с темой нашего урока.

В них показана взаимодействие государства и проявление самостоятельности и активности населения независимо от государства.

Гражданское общество- формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, социальных, духовных, религиозных и других.

Признаки гражданского общества

  • Полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина

  • Свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм

  • Осуществление права человека на информацию

  • Многоукладность экономики

  • Легитимность власти

  • Правовое государство

  • Сильная социальная политика государства

Функции гражданского общества

  • Полное удовлетворение материальных, духовных потребностей человека.

  • Защита частных сфер жизни людей.

  • Мощный рычаг сдерживания политической власти от абсолютного господства.

  • Стабилизация общественных отношений и процессов.

Запись в тетради:

Условия возникновения и развития гражданского общества

  • Социальная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политической дискуссии

  • Гласность и высокая информированность граждан

Обсудить с классом:

 Беседа по прочитанному тексту, с. 41-42

-     Как формируются органы местного самоуправления? (Орга­ны местного самоуправления формируются через систему всеобщих выборов.)

-     Почему государство передает часть своих функций органам местного самоуправления? (Центральным органам власти трудно решать вопросы местного значения, учитывать потребности каждого муниципального образования.)

-     Какие вопросы легче решить местным властям, а не феде­ральному правительству? (Например: ремонт дорог, осве­щение улиц, вывоз мусора и т.)

IV. Закрепление изученного на уроке

-     Почему люди стремятся объединить свои усилия в отстаи­вании своих прав и свобод?

-     Выполните задание 2 на с. 44 учебника .

-     Как связаны органы местного самоуправления и граждан­ское общество?

-     Какие органы самоуправления существуют в вашем муни­ципальном образовании?

V.  Подведение итогов урока

-     Почему становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства?

-     Может ли жизнь общества происходить без участия госу­дарства?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!