СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию: «Наша Родина-Россия» (6 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: коллективное решение главных вопросов, связанных с устройством Российской Федерации, субъектами РФ, на основе системно-деятельностного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию: «Наша Родина-Россия» (6 класс)»

Тема урока «Наша Родина-Россия»

Цель урока: коллективное решение главных вопросов, связанных с устройством Российской Федерации, субъектами РФ, на основе системно-деятельностного подхода.


Задачи урока:

  • направить деятельность учащихся на работу с понятиями «федерация», «субъект федерации», «патриот»

  • используя различные источники: карта РФ, учебник, словарь уметь находить нужную информацию

  • способствовать формированию гражданской самоидентичности, включая историко-географический образ страны, образ социально-политического устройства

  • способствовать формированию коммуникативных умений


Ожидаемые результаты:

  • давать определение понятиям: «федерация», «субъект федерации»

  • характеризовать устройство Российской Федерации

  • называть виды субъектов федерации, права субъектов федерации

  • объяснять, кого называют «патриотом»


Тип урока: комбинированный урок


Формы работы учащихся: работа с учебником, с картой, заполнение схемы (коллективная), записи в тетрадях, разгадывание кроссворда, зарядка для глаз (применение ИКТ)


Необходимое техническое оборудование: ноутбуки, листы со схемами-заданиями, карта РФ.


Ход урока:

I. Организационный этап (1 мин.):

Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.


II. Мотивационно – целевой этап:

- Ребята, послушайте стихотворения и ответьте на вопросы

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой – надел халат

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним – милее осень,

Другим - милей весна.

А Родина – Россия –

У нас у всех одна. (В.Степанов)


Летит вперед за датой дата:

То зной, то град, то суховей.

Примите мой поклон, ребята,

Ребята родины моей.

Живете вы в степном Заволжье,

Среди хлебов, среди ветров,

Где жил и я легко и сложно,

Где и поныне отчий кров…

Желаю дружбы вам, ребята!

Удачи в жизни непростой!

Куда ни ринетесь, но свято

Любить и помнить край родной.

И выплеск зорь над шишкой синей,

И помнить хлебные поля,

Где началась для вас Россия,

Отцов и прадедов земля. (Ф.Востриков)


- В чем смысл стихотворений? Какие картины возникли перед вами при их прослушивании? (ответы детей – все это о России, родине)

Общий вывод: общим домом для россиян, является Россия, надо помнить и любить свою родину.

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России)

- Давайте определим тему сегодняшнего урока, как она будет звучать и

каковы будут цели урока?

Значит, тема нашего сегодняшнего урока? (Россия)

- Но такое название темы не совсем полное. Россия – это не просто государство, это наша Родина. Давайте уточним тему (Наша Родина - Россия) (учитель записывает на доске продолжение названия темы)

- Предположите, о чем пойдет речь на уроке.

- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

- Откройте свои тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока.

План урока:

1. Российская Федерация

2. Русский язык – государственный

3. Что значит быть патриотом

- Ребята, у вас на столах лежат листочки с проблемным вопросом, на который мы постараемся ответить в конце урока. Прочитайте его.

«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»


III. Основной этап

- Что же такое для человека Родина?

- Что для вас значит Родина?(ответы детей страну, в которой живет; дом, где

родился; место, где жили его предки)

- Правильно, все это и есть родина, то есть родное место.


Этап практического исследования

- Понятие «Родина», от какого слова оно произошло?

- Вспомните из истории Древнего мира, что означает это слово.

(ответы детей - слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством)


- Поиграем в игру «Ассоциации», вам предстоит отобрать слова, которые, как вы считаете, относятся к понятию Родина, а для нас родина – это? Россия, в одну колонку, а слова, относящиеся к чужбине – в другую колонку. (на столе лежат карточки, дети выбирают и приклеивают на доске в две колонки) ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.


Запись в тетрадях - Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.


1) Из уроков окружающего мира в начальных классах, вспомните, как называлась наша страна в прошлом?(ответы детей - Восточные славяне, Русь, Российская империя, Российская республика, РСФСР, СССР)


- Как называется наше государство сейчас - с 1991 года – Российская Федерация


Работа с учебником – с. 92. Что такое федерация– найдите определение в словаре: Федерация - происходит от латинского, и означает союз, объединение, запишите в тетрадь.

А теперь найдите определение в словаре: федерация – это союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (области, округа, республики).

Работа с картой с. 94-95

- Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о России по карте? Что вы видите на карте?

- Разными цветами на карте обозначены республики, области, федеральные округа, автономные округа и области, края. Это субъекты Российской Федерации.

Работа со словарем – найдите определение «субъект»

Работа в тетради: субъект РФ – это государственное образование в составе федерации – коррекция – повтор определения, запоминание


- Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты Российской

Федерации?(стр. 92 учебник, ответы детей)

-Несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют

равные права. А теперь давайте с вами найдем в учебнике (стр.92) права

субъектов РФ и зачитаем их:

1.Право иметь свою территорию.

2.Право иметь свои органы власти и управления.

3.Право иметь свой герб и флаг.

4.Право обучать детей на родном языке.

- Итак, делаем вывод, что все субъекты равны в правах.

- Ребята, мы много читали, писали, пора и отдохнуть (физкультминутка)

(включить фонограмму –Звуки природы -соловей) ПРИЛОЖЕНИЕ № 2


- Итак, продолжим урок. Рассмотрите карту Российской Федерации на стр. 94-95 учебника и карту на доске:

  1. Укажите границы Российской Федерации.

  2. Найдите столицу России.

  3. Найдите и назовите 3 республик.

  4. Найдите и назовите 3 краев.

  5. Найдите и назовите 5 областей.

  6. Найдите и назовите 3автономных округа.

  7. Назовите субъект, в котором проживаем мы.


- И закрепим наше знание о субъектах. На доске вы видите табличку «Субъекты федерации», выберите карточки, которые относятся к этому понятию, и прикрепите на доске. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

Проверка – лишнее слово «район» - Небольшая административно-территориальная единица внутри области или внутри крупного города.


- Ребята, как вы думаете, только ли русские считают Россию своей Родиной? (нет)

- Не только русские люди считают Россию своей Родиной, ее просторы населяют более 100 народностей. Таким образом, Россия – государство не только федеративное, но и многонациональное, т.е. в его составе много различных национальностей.

Работа со словарем: Национальность – принадлежность человека к тому или иному народу. Нация – все население страны, народ.– коррекция – повтор определения, запоминание

- Итак, в России много разных национальностей (русские, украинцы, татары, марийцы, алтайцы, буряты и т.д.), но все они составляют одну нацию – россияне.

- Ребята, перед вами лежат карточки, работаем по заданию.(взаимопроверка)ПРИЛОЖЕНИЕ №4

2) Итак, Россия – многонациональное государство. У каждой национальности своя культура, обычаи и свой язык. Представьте на мгновенье, что люди каждой национальности, проживающие на территории нашей страны, будут разговаривать только на своем, национальном языке.

- Как вы думаете, сможет ли в таком случае существовать единое государство?(люди не смогут жить в едином государстве, т.к. они не будут понимать друг друга)


- Поэтому общим языком для всех россиян, независимо от их национальности является русский язык – он государственный язык РФ.


Работа с учеником: с. 93, прочитать

- Нашу Родину населяет множество народов, но среди них нет великих и малых, есть малочисленные и многочисленные, но все они имеют равные права и все достойны уважения. Любовь к своей Отчизне и уважение к другим народам - черта патриота.


3) Кто же такой патриот? Слово патриот греческого происхождения. Так древние греки именовали соотечественников, людей имевших одну Родину.


Работа в тетради: Патриот – человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу. Патриотизм – любовь к Родине, своему народу - коррекция – повтор определения, запоминание


Перед вами книги, буклеты, документы, посмотрите, и ответьте на вопрос: Что их связывает с понятиями «патриот» и «патриотизм»? (ответы детей)

А теперь давайте попробуем ответить на проблемный вопрос: «Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»


IV. Закрепление изученного материала:

- Надеюсь, теперь вы многое сможете рассказать о нашей Родине и о людях, живущих здесь. Поэтому, я думаю, вы справитесь с нашим последним заданием.

Откройте ноутбуки, перед вами кроссворд «Наша Родина», отгадываем, записываем и проверяем – работа в группах



V. Подведение итогов. Этап рефлексии

- О чем шла речь на уроке? (ответы детей - объясняли смысл понятия «субъект РФ», характеризовали особенности России как многонационального государства, объясняли значение русского языка как государственного)

- Что мы делали на уроке? (ответы детей - определили тему и цели урока; работали с документами; играли в игру «Ассоциации»; делали вывод; систематизировали изученный материал; разгадывали кроссворд, проводили взаимопроверку)

- Ребята, у вас на столе карточки, выберите для себя одну и продолжите

фразу:

Мне было скучно, потому что…

Мне не все понравилось на уроке….

Мне было интересно на уроке, потому что….


Домашнее задание: п. 11., с. 98. № 5. (письм.) Напиши письмо своему сверстнику, живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой Родине. Если захочешь, подбери фотографии твоих любимых родных мест.



Список литературы:

1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2011.

2. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. М.: «Просвещение», 2013.

3. Востриков Ф.С. Край степной Алексеевский. МУП «Редакция газеты «Трудовая жизнь», 2013.

4.Митькин А.С.Рабочая тетрадь по обществознанию. 5 класс: М.: «Экзамен», 2016.

5. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс: М.: «ВАКО», 2016.

Интернет ресурсы:

  1. Видео www.youtube.com/watch?v=EGIIqkpg3hk











Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Родина      

Чужбина (чужая сторона)

Лапти  

Футбольный мяч

Матрешка              

Эйфелева башня    

Хохлома                

 Цветок сакуры

Балалайка  

Слон

Березка

 Флаг Англии

Кремль                  

 Статуя Свободы

Каравай

Пирамида Хеопса



ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.Физкультминутка

Вверх, вниз 2 раза - это, мама, не каприз,

Вправо, влево 2 раза - посмотри, как королева,

Покивать по сторонам нужно нам, нужно нам.

Головою покрутить не забыть нам, не забыть.

И незнайками побыть

Плечи вверх и опустить.

И плечами повращать-

Нужно плечики размять

Вперед, назад 2 раза

И все дела пойдут на лад!
Я иду, и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.) 
Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.) 
Мы идем, и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.) 
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.) 


Зарядка для глаз








ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

Район

Область

Республика

Автономный округ

Автономная область

Субъекты федерации

Край

Город федерального значения



ПРИОЖЕНИЕ №4 . Выберите из перечня наименования народов, имеющих своё государство:

белорусы

карелы

русские

армяне

уральцы

казахи

казаки

буряты

сибиряки

узбеки

новгородцы

самарцы


«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»



«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»







«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»







«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!