Конспект урока по обществознанию по теме : "Правовое регулирование занятости и трудоустройства" (10 класс)
Цели урока:
Расширение и обогащение имеющихся знаний по вопросам, связанных с правовым регулирование общественных отношений, возникающих по поводу применения труда.
Задачи:
Представить сущностные характеристики трудовых правоотношений, порядок приёма на работу, особенности трудовой деятельности несовершеннолетних
Систематизировать знания учащихся о социальной защите граждан РФ
Конкретизировать знания старшеклассников о системе профессионального образования в РФ
Планируемые результаты:
- предметные: владение понятиями «трудовое право», «трудовые правоотношения», «занятость», «трудоустройство», «безработица», «социальное обеспечение». Владение умениями применять полученные знания о правах и обязанностях работника и работодателя в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.
- метапредметные: умение самостоятельно искать методы решения практических задач. Умение обобщать, дифференцировать информацию, полученную из нормативных документов. Умение применять правила общения в деловом профессиональном взаимодействии.
- личностные: осознание значимости выбора будущей профессии и возможностей реализации жизненных планов.
Формы и методы обучения:
Методы: поисковый, объяснительно - иллюстративный
Формы: индивидуальная, работа в парах.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Основные термины и понятия: трудоустройство, трудовой договор, резюме, работник, работодатель, трудовые правоотношения, занятость, безработица, социальное обеспечение
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | | Готовятся к уроку |
Актуализация опорных знаний | Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами урок обществознания, и для того чтобы определить тему урока я вам предлагаю посмотреть видеоролик. Определим тему нашего урока ВИДЕОРОЛИК Итак, как вы думаете, о чем сегодня пойдёт речь на уроке?( о трудоустройстве и занятости) Тема : Правовое регулирование трудовых отношений Учитель: Верно, молодцы! Учитель: -Ребята, попробуйте определить цель урока, исходя из темы. Ученики: цель урока узнать, уметь. Эпиграф к уроку: «Труд в наше время – это великое право и великая обязанность.» Виктор Гюго Центральным понятием нашего разговора сегодня будет труд 1)Давайте попытаемся объяснить, что такое труд. 2)А теперь на основе составленного давайте сформулирует предложения, по смыслу определяющие понятие труд 3) А теперь давайте обратимся к источнику и сравним наши описания с понятием в словарях 4) Соотносим понятие труд с понятием работа (пример про ужин – учебник) | Записывают тему в тетрадь, эпиграф Учащиеся составляют ассоциативный ряд Поиск понятия в сети интернет Делают вывод: Труд и работа – синонимы, но применение наемного труда позволяет говорить о работе с точки зрения права. |
Формирование ориентировочных основ знаний | 1)Раз мы говорим о правоотношениях, то давайте охарактеризуем труд с точки зрения Российского законодательства 2) Фронтальная беседа с классом -А кто из вас уже имеет опыт трудовой деятельности? - С какого возраста по российскому законодательству разрешено работать? - Как различаются условия труда взрослых и несовершеннолетних? - Какие документы необходимы для поступления на работу? 3) Учитель объясняет и делает схему на доске: «В процессе трудовой деятельности человек не одинок, его трудовая задача требует взаимодействия с другими людьми - какими? (работник, коллеги, начальники, заказчики и т.д.) С точки зрения науки логики такие отношения называют S --- S (участник трудовой деятельности) Работник Работодатель Система взаимодействия работника и работодателя по поводу трудовой деятельности носит характер правоотношений и с точки зрения права работники рассматриваются как физические лица, а работодатели могут быть как физические, так и юридические лица» Взаимоотношения работников и работодателей строятся на основе прав и обязанностей обоих сторон, которые четко зафиксированы в отраслевом федеральном сборнике законов Трудовом кодексе 4) А теперь я вам предлагаю выполнить ряд практических заданий, в ходе выполнения, которого вы сможете поближе познакомиться с правами и обязанностями работников и работодателей, прописанных в Трудовом Кодексе РФ. | -По Конституции учащиеся с места дают характеристики: свободен, безопасен, доброволен, оплачиваем, предусматривает право на отдых и на разрешение споров - Учащиеся отвечают на вопросы на основе собственного социального опыта и знаний, полученных ранее Участвуют в обсуждении, заносят информацию в тетрадь. Работа с приложением 1 |
Первичное закрепление нового материала | 1)Озвучиваем результаты работы Чтобы правоотношения работника и работодателя сложились эффективно и устраивали обе стороны, необходим специализированный документ, оговаривающий правоотношения работника и работодателя Трудовой договор (контракт) | Дети рассказывает о выполнении заданий, дает комментарии с ссылкой на документ, зачитывает статью или позицию в статье Подводим итоги практической работе
Записывают понятие Трудового договора |
Домашнее задание и инструкции по его выполнению | Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Трудовой договор». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее пяти пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании). | Записывают ДЗ |
Подведение итогов Урока | Обратите внимание на наш эпиграф к уроку «Труд в наше время - это великое право и великая обязанность.» Виктор Гюго Вам предлагается задание ПОПС Позиция (Я считаю, что проблема данного текста актуальна (не актуальна) Объяснения (…потому, что…) Пример (Могу доказать это на примере….) Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…) | Учащиеся в группах формулируют положения мини-эссе, озвучивают, комментируя и дополняя друг друга, особый акцент делают на рассмотренные термины и понятия |
Рефлексия | А сейчас давайте вспомним, какие вопросы мы сегодня обсуждали? Какие понятия мы рассмотрели? Что было вам известно? Что узнали нового? Что осталось для вас не изученным ( не понятным)? С какими источниками права мы сегодня познакомились? Что на уроке было сложно? | Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке |
Задания для ученика№ 1
Задание А1. Согласно Трудовому кодексу РФ работник имеет право на
1) добросовестное исполнение своих трудовых обязанностей
2) выполнение установленных производственных норм
3) соблюдение трудовой дисциплины
4) полную достоверную информацию об условиях труда
Правильный ответ: _______
Задание А2. Верны ли следующие суждения о порядке вступления в трудовые отношения?
А. Стать участником трудовых правоотношений можно только по достижении 18-летнего возраста.
Б. Для оформления трудовых правоотношений необходимо заключение трудового договора.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Правильный ответ:________
Задание А3. Установите соответствие между действиями и элементами правового статуса работодателя в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЙСТВИЯ | ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА РАБОТОДАТЕЛЯ В РФ |
A) давать представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением Б) требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей B) обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда Г) возмещать вред, причинённый работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей Д) вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры | 1) обязанности 2) права |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задания для ученика№ 2
Задание Б 1 Согласно Трудовому кодексу РФ работодатель обязан
1) привлекать работников к дисциплинарной ответственности
2) обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности
3) участвовать в создании профсоюза
4) поощрять работников за добросовестный труд
Ответ ________
Задание Б2. Верны ли следующие суждения о трудовых правоотношениях?
А. Трудовые правоотношения возникают по решению одной из сторон.
Б. При приёме на любую работу обязательно устанавливается испытательный срок не менее трёх месяцев.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Правильный ответ ____
Задание Б3. Найдите в списке юридические (законные) основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В связи с падением спроса на продукцию предприятие было вынуждено сократить численность сотрудников на 15%.
2) В результате несчастного случая мастер-часовщик фирмы по производству часов частично потерял зрение, и, руководство фирмы расторгло с ним трудовой договор.
3) Работодатель узнал, что работник разгласил сведения, составляющие коммерческую тайну, которыми он располагал в силу должностных обязательств.
4) Проведённая аттестация сотрудников академического института показала, что уровень квалификации ряда научных сотрудников не соответствует требованиям квалификационной характеристики.
5) Женщина ушла в декретный отпуск, и, основываясь на том, что она не сможет длительное время исполнять свои функциональные обязанности на фирме, руководство приняло решение об ее увольнении.
Ответ: ___