СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию в 7 классе "Труд основа жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию в 7 классе "Труд основа жизни"»

Конспект урока по теме: Труд - основа жизни


Тип урока: УКИЗ (урок комплексного использования знаний)

Содержание образования: Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд- условие благополучия человека.

Понятия и персоналии: Труд, профессия, товары, услуги, заработная плата.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

  • Предметные: Обучающиеся смогут характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.

  • Метапредметные:

регулятивные: обучающиеся смогут определять основные проблемы темы; планировать учебную деятельность для решения проблем.

коммуникативные: обучающиеся смогут уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; излагать свое мнение по проблеме: «Труд – источник всех богатств или основное условие человеческой жизни?», аргументируя его.

познавательные: обучающиеся смогут объяснять значение трудовой деятельности для личности и для общества; различать материальную и моральную оценку труда; точно выражать свои знания о том, что создается трудом человека.

  • Личностные: обучающиеся смогут определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде; содействовать развитию способностей к выбору будущей профессии.

Ход урока:

1 Организационный момент.

Учитель:-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Улыбнитесь, передайте друг другу только положительные эмоции , чтобы настроиться на успешную работу. На прошлом уроке мы завершили изучение темы «Дружба». О чем мы говорили?

Учащиеся :Мы говорили о важности дружбы, о том, кто такой друг, определяли, могут ли быть друзьями одноклассники, сверстники.

Учитель :Прежде, чем мы начнем изучать новую тему, мне хотелось бы подвести некий итог и поиграть с вами в игру «Снежный ком».

Сейчас каждый из вас будет называть одно слово ,определяющее качество, которым обладает настоящий друг. Вы слушайте очень внимательно, потому что каждый последующий участник повторяет предыдущие слова и добавляет свое. Начну я. Преданность…


2,Введение в тему урока. Определение целей и задач урока.

Учитель: - Итак, у нас с вами получился огромный снежный ком с качествами, присущими настоящему другу, и я от всей души каждому из вас желаю, чтобы у вас были именно такие друзья.

Учитель: Наш народ богат талантами, мастерами своего дела. Таким человеком был замечательный поэт, творивший в начале прошлого века, Валерий Яковлевич Брюсов. Сейчас мы познакомимся с одним из его стихотворений. Оно находится у вас на партах. Но вот беда – одно слово в нём за давностью лет утеряно. Давайте восстановим его!

Учащиеся самостоятельно читают стихотворение, затем идет обсуждение.

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут, —

Золотых, стальных, алмазных, —

Нет священней слова: («Труд!»)

Все, что пьем мы полной чашей,

В прошлом создано (трудом):

Все довольство жизни нашей,

Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,

Бег моторов, поездов,

Монопланов лет бесследный,

Все — наследие (трудов)! ….

- Какое слово вы вставили в стихотворение?

Ответ обучающихся: Труд

-Учитель: Как вы догадались, что это слово «труд»?

Ответ обучающихся: Весь текст является подсказкой для определения основной мысли стихотворения.

Учитель: Давайте обобщим нашу беседу, подведем её итог, составив только одно предложение, которое содержало бы основную мысль нашего разговора.

Обучающиеся высказывают разные варианты ответа.

Учитель: Труд-основа жизни. Такова тема нашего урока . Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы? Давайте наметим план:

1. Каким бывает труд.

2.Что создается трудом.

3.Как оценивается труд.

3,Изучение новой темы.

  1. Каким бывает труд.

- Итак, ребята, что же такое труд?

- Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете)

- Используя эти способы, три ученика постараются найти нужную нам информацию.

Остальным ребятам я предлагаю поработать с таким заданием: используя разные источники информации, я выписала много определений труда. Они перед вами на карточках. Прочитайте внимательно все определения и запишите в свою тетрадь то, которые вы считаете наиболее полным.

Труд- это…

  1. Работа, занятие.

  2. Результат деятельности, работы, произведение.

  3. Целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.

  4. Усилие, направленное на достижение чего-либо.


Проверка: Что выписали ребята? Какие определения получили три ученика?

2,Что создается трудом.

- Ребята, а зачем человеку трудиться? Что создается трудом?

Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю выполнить вам небольшое задание. У вас есть конверты, в которых лежат карточки.

Задание: вы должны выбрать те карточки, которые, на ваш взгляд, являлись бы ответом на поставленный вопрос: что даёт человеку труд? Карточки нужно приклеить к основе и провести стрелки так, чтобы получилась схема. Работать будем по группам (по 2 человека) Время- 5 минут.

Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, жилище, богатство

Представление каждой группой своей схемы.

-Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище.

Учитель: Сыграем в игру «Угадайка». (На слайде логические цепочки.)

— Угадайте, кому для выполнения своих профессиональных обязанностей нужны указанные предметы.

Шампунь, ножницы, фен, расческа; (Ответ обучающихся: парикмахер)

градусник, скальпель, бинт, зеленка; (Ответ обучающихся: врач)

мел, указка, журнал, глобус; (Ответ обучающихся: учитель)

диск, дисплей, мышь, модем; (Ответ обучающихся: программист)

краски, холст, кисти, мольберт; (Ответ обучающихся: художник)

трактор, комбайн, плуг, семена. (Ответ обучающихся: комбайнер)

(Проверка выполнения задания.)

Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным. Согласны ли вы с этим?

Давайте проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем с таблицей:

На первой карточке у вас таблица с профессиями, на второй- характеристики- антонимы. Задание: подберите подходящую характеристику для каждой предложенной профессии и запишите в таблицу ,т.е установите соответствие между профессиями и характеристиками труда

Профессия

Характеристика труда

Шахтёр


Учитель


Художник


Домашняя хозяйка


Дворник


Программист


космонавт


Продавец


Полицейский


художник



Постоянный- временный, простой- сложный, умственный- физический, оплачиваемый- безвозмездный, добровольный- принудительный, ручной- автоматизированный, творческий- традиционный, коллективный- индивидуальный.

Проверка:

«Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики……..»

Великий английский экономист Адам Смит считал, что «Не на золото и серебро, а именно трудом были изначально приобретены все богатства мира».

- Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства?

Ответ обучающихся: Если человек трудится .значит он имеет деньги.

Если у человека много денег,значит он богатый.

Учитель:Деньги — это еще не богатство. Их количество не может служить мерой богатства (вернее, может, но лишь косвенно). На самом деле сами по себе деньги вообще не имеют никакой ценности, это всего лишь кусочки бумаги с цифрами. Ценность деньгам придают люди, согласные обменять эти бумажки на что-то нужное именно вам. Известно такое выражение: «В пустыне кружка воды стоит миллионы». В чем смысл этого выражения?

Действительно, при отсутствии возможности покупать что-либо деньги становятся абсолютно ненужными.

Проблемный вопрос: Как можно оценить богатство руководителя компании, который зарабатывает очень много денег, но у которого нет времени побыть со своей семьей?

Ответ обучающихся: Семья-это богатство. Если руководитель компании не уделяет время семье, то для кого он зарабатывает деньги?

Учитель: Кто богаче — миллионер, умирающий от тяжелой болезни, или человек без средств, но с отличным здоровьем?

Ответ обучающихся: Я считаю, что здоровье ценнее денег. Если нет здоровья, то за деньги его не купишь.

Учитель: Конечно, богатство каждый понимает по своему ,Для кого то это семья, для кого то здоровье

Мы знаем, что независимо от богатства человек должен творить добро

Издавна на Руси известен девиз купцов: «Богатство обязывает».

Итак.«Богатство обязывает» — в этих двух словах заключена основа благотворительности.

Благотворительность в России уходит корнями в историю. Кому и что должны богатые? Разве не свободны они в своих поступках, хотя бы потому, что богаты?

— Как вы понимаете смысл данного высказывания?

(Ответы учеников.)

— Запишите в тетрадях слово благотворительность и объясните, из каких двух слов оно состоит.

(Проверка выполнения задания.)

В будущем ,когда вы станете взрослыми . самостоятельными, я уверена , что вы тоже будете творить благие дела. Давайте вместе подумаем, какую помощь своему селу вы бы оказали?

(Ответы учеников.)

Трудом создаются различные продукты. Среди них- вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой.

(Работа с учебником)Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд.

Рассмотрите рисунки, скажите, что является материальным изделием, а что- услугой ( стр. 71 из учебника)

-Давайте запишем в тетрадь определения:

Услуги- это бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь (С.И.Ожегов)

Товар- это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.

А какие услуги можно получить у нас в селе?

Физминутка. Игра «Товары и услуги»

Я называю слова, если это товар- нужно присесть, если услуга- встать, руки поднять вверх.

Стрижка в парикмахерской (у), татрадь в клетку (т), фотоальбом (т), велосипед (т), поездка в метро (у), книга (т), удаление зуба(у), ремонт сломанного замка на куртке (у), ремонт сломанного телевизора (у), мороженое (т)

3.Как оценивается труд.

- Ребята, а как оценивается труд работника?

Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество.

Вывод: Все в этой жизни имеет свою цену .А труд учителя оценивают по качеству или по количеству? Обоснуйте ответ. Приведите примеры оценивания труда по количеству.

Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.

- Для того, чтобы вопрос с оцениванием был у нас с вами полным, предлагаю вам следующее задание.

Вы должны закончить предложения:

Папа за работу на заводе получил __________________________ .

Маша учится в строительном институте и получает __________________ .

Бабушка каждый месяц получает _____________________ .

На младших детей в семье мама получает __________________ .

Вся названное выше составляет ________________________ семьи.

Проверка. 1 ребенок читают получившийся текст.

Учитель: Любой труд на благо людей должен быть оценён по достоинству, потому что он должен приносить «вкусные плоды», съев которые всем будет хорошо. Я не зря так образно выразилась, потому что мы с вами сейчас проанализируем басню

Л. Н.Толстого «Старик и яблони», текст которой находится на ваших столах. Давайте сначала мы её прочитаем.

(Обучающиеся читают басню)

Содержание басни: Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Учитель: Как вы понимаете смысл этой басни?

Ответ обучающихся: Старик старался ради людей, которые благодарили его за то, что он посадил дерево, дающее вкусные плоды (яблоки). Результатом его благородного труда пользуются люди, понимающие, что этим творением рук человеческих он обогатил род людской, оставил о себе добрую память, живущую в веках.

Учитель: Можно ли труд старика - садовода назвать бескорыстным?

Ответ обучающихся: Да, этот труд можно назвать бескорыстным, потому что он был на благо людей и старика не требовал никакой похвалы, вознаграждения, благодарности.

4. Подведение итогов урока. ( 3 мин.)

Учитель: Подумайте, от чего зависит достаток в вашем доме?

Ответ обучающихся: Достаток в доме зависит от нашего труда, от усилий, которые в него вложены и от его оплаты.

Учитель: Как оценивается учеба — ваш главный труд? А как я оцениваю ваш труд?

Ответ обучающихся: Учеба оценивается уровнем и качеством знаний. Которые мы получаем.

Учитель: Прочитайте стихотворение Агнии Барто, которое посвящено труду.

Выступал докладчик юный,

Говорил он о труде.

Он доказывал с трибуны:

— Нужен труд всегда, везде!

Нам велит трудиться школа,

Учит этому отряд...

— Подними бумажки с пола!

Крикнул кто-то из ребят.

Но тут докладчик морщится:

— На это есть уборщица!

Учитель: Как вы понимаете это стихотворение? Какое отношение мы видим к людям рабочих профессий?

Ответ обучающихся: Мы видим пренебрежительное отношение к людям рабочих профессий . Несмотря на то, что нас учат трудиться, мы относимся с неуважением к людям рабочих профессий. Мы должны помнить, что нужно относиться с уважением к любому труду.

4. Рефлексия (5 мин.)

— Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы ставили перед собой в начале урока. Ответили мы на них?

— Нарисуйте лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где вы находитесь:

если вы все поняли, то на верхней ступеньке;

если у вас остались вопросы, то на средней;

если вам ничего не понятно, то на нижней.

(Ученики выполняют задание.)

— Поднимите руки те, кто отметил себя на нижней ступеньке. Кто на средней? А на верхней?

Домашнее задание :

1.Прочитать § 9, с. 74-81 учебника.

2.Написать рассказ на основе предложенной притчи.

Планета круглая

Репортер как-то раз спросил у фермера, может ли тот поделиться секретом выращивания своей кукурузы, которая из года в год выигрывала все конкурсы по качеству. Фермер ответил, что весь секрет состоит в том, что он раздает лучшие початки для засева всем своим соседям.

— Зачем же раздавать лучшие зерна соседям, если они постоянно наряду с вами участвуют во всех конкурсах и являются конкурентами?

— Видите ли, — улыбнулся фермер. — Ветер переносит пыльцу с моих полей на поля соседей, и наоборот. Если у соседей будут сорта хуже, чем у меня, то вскоре и мои посевы станут ухудшаться. А как уж каждый из нас будет ухаживать за своими посевами — это другой вопрос. Подобное происходит и в жизни людей. Тот, кто хочет быть успешным, должен заботиться о ближних и помогать им добиваться успеха, потому что чем лучше живется людям вокруг, тем лучше тебе самому. Мы все взаимосвязаны в этом мире.

3.Разработать анкету «Популярная профессия»( 4-5 вопросов)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!