СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказать детям о правлении Ивана Грозного.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру»

КОНСПЕКТ УРОКА №42

Дата: 18.02.2019

Предмет: окружающий мир

Класс: 4 «Б»
Тема:
Россия в XVI веке. Правление Ивана Грозного. Обобщающий урок по теме «Важнейшие события в истории Руси».

Тип урока: УОНЗ, УОУР

Цель урока:

сформировать представление о времени царствования Ивана Грозного

обобщить знания детей

Задачи урока: 
- образовательные: 
продолжить развитие умений работать с научным текстом и со схемами; 
- развивающие: развивать эмоциональную сферу, логическое и критическое мышление;

- воспитательные: воспитывать отрицательное отношение к жестокости и чувство патриотизма.


ПРЕДМЕТНЫЕ: сформировать представление о времени царствования Ивана Грозного

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – построение речевых высказываний в устной и письменной формы, анализ и синтез, сравнение, установления причинно-следственных связей.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – принятие и сохранение цели и задач учебной деятельности, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

КОММУНИКАТИВНЫЕ - учет различных мнений и стремление к сотрудничеству, использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

ЛИЧНОСТНЫЕ - мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, формирование гражданской идентичности.

Основные понятия, изучаемые на уроке: царь, скипетр, держава, собор

Средства обучения (в том числе и интернет – ресурсы): учебник «Окружающий мир» 4 класс 2 часть О.Т.Поглазова УМК «Гармония», тетрадь на печатной основе «Окружающий мир» 4 класс 2 часть УМК «Гармония», презентация.

ХОД УРОКА:

- Здравствуйте, дети. Тихо садитесь.

-Послушайте отрывок из стихотворения и объясните, как вы понимаете эти строки:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не чадо рая,

Дайте родину мою».



-Верно. Эти строки принадлежат перу великого русского поэта Сергея Есенина, который славился своей любовью к родным просторам. Сегодня на уроке мы, так же бережно и любя, продолжим изучать историю нашем великой Родины.
- Нет ничего прекрасней и важнее своей родины. Даже в раю мы не будем счастливы, потому что будем вспоминать родной дом.

2. Актуализация знаний.

-В каком году Крестили Русь? 988 г.

- в каком веке произошло нашествие монголов на Русь? 13 в.

-в каком году состоялось ледовое побоище? 1242г.

-Кто был полководцем? Александр Невский

-Кто одержал победу? Русь

- В каком году начал княжит Иван Калита? 1328 г.

-В каком году была Куликовская битва? 1380 г.

- Какой полководец был во главе? Дмитрий Донской

-В каком году Русь освободилась от орды? 1480 г.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

- Монголо-татарское иго раздробило русскую землю, но пришло время восстать единой Руси. Следуя из этого, какова же тема урока?

- О чем мы поговорим сегодня на уроке?

- Какие задачи урока вы поставите?

- Хорошо. Теперь переверните листки, которые я вам раздала перед уроком. Выполните работу в парах. Прочитайте текст, подчеркните в тексте ответы на вопросы.

Текст 1
Иван III - великий князь Московский, внук Дмитрия Донского. Правил с 1462 по 1505 год. При его правлении в 1480 году Русь освободилась от Орды. Москва и Тверь сражались за право стать столицей Руси. В ходе противостояния победила Москва и началось присоединение земель к Московскому княжеству. Ивана Великого народ прозвал "собирателем земель русских". Он объединил вокруг Москвы Новрогод, Тверь, Смоленск и Чернигов, позже присоединяется Ярославское княжество и Ростовское княжество. Москва отныне являлась столицей русского государства, а Ивана III нарекли государем. Государь выпустил свод законов. Появились новые монеты с изображением великого князя. Изменился вид московского Кремля. Белокаменные стены заменили красными кирпичными, а внутри построены Успенский и Благовещенский соборы.
Подчеркни в тексте ответы:
1. Кто такой Иван III?
2. Какие земли он присоединил к Московскому княжеству?
3. Как изменился Кремль при царствовании Ивана Великого?


- Давайте вспомним как выглядел Кремль при Иване Калите. Прочитайте и вспомните кто такой Иван Калита. (Слайд)
А так выглядел Кремль при Иване III. (Слайд)
-Переходим ко второму тексту

Текст 2
Иван IV – московский государь, взошедший на престол 1547 году. В Успенском соборе его крестили на правление и провозгласили «царем всея Руси»На протяжении царствования вел войны за присоединение новых земель. Царь завоевал торговый путь к Черному морю и пытался завоевать путь Балтийскому морю. Были присоединены Казанское и Астраханское ханства. В честь взятия Казани построен Покровский собор, сейчас он называется собором Василия Блаженного. Началось присоединение Сибири. На побережье Балтийского моря была война, которая длилась 25 лет. Война называлась Левонской. Закончилась она поражением Московского государства. Не желая признать свою ошибку, царь пытался найти виноватых. Началось время казней. Иван IV создал особое войско, в него входили доверенные люди царя. Войско называлось опричнина и отличалось жестоким нравом. Опричники грабили и убивали народ. За эти времена царя прозвали Иваном Грозным. При Иване Грозном была построена первая типография. Напечатана первая «Азбука».
Подчеркните в тексте ответы:
1. Когда и где Ивана IV крестили на царствование?
2. Почему царя прозвали Грозным?
3. Что построили при правлении Ивана Грозного?

- Первопечатником в типографии был Иван Федоров, прочитайте которую информацию о нем на доске. (Слайд)
- Обратимся к третьему тексту.
Текст 3
Ермак Тимофеевич – казак, 20 лет охраняющий границы Руси от набегов монголо-татар. По приказу царя Ивана IV начал войну с сибирским ханом Кучумом. На реке Иртыш произошло решающая битва за город Искер. В результате Сибирское ханство перестало существовать, а сибирские земли вошли в состав Русского государства. Происхождение Ермака в точности неизвестно, как неизвестно и его настоящее имя. В разных источниках называют по-разному: Ермак, Ермолай, Герман, Ермил, Василий, Тимофей, Еремей. «Родом неизвестный, душой знаменитый», он, по одному преданию был родом с берегов реки Чусовой. Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, пока не забрали служить – казачить. Согласно другой версии, являлся уроженцем села на Дону. Оценивают личность Ермака, как человека исключительной мужественности, предводительского таланта и железной силы воли.
Подчеркните в тексте ответы: 
1. Кто такой Ермак?
2. Какова личность Ермака?
3. Какие земли он завоевал?



- Посмотрите видеофрагмент, проанализируйте все, что вы узнали о правлении Ивана Грозного. Ответьте на вопрос: Иван Грозный – герой или злодей?
(Видеофрагмент из к\ф «Иван Грозный»)
- Каждый из вас прав. Иван Грозный – противоречивая личность. Для кого-то он герой, для кого-то злодей, а для других он не герой и не злодей, простой человек, как и мы с вами.



4. Первичное закрепление во внешней речи.

Самостоятельное чтение текста в учебнике. Стр.64-66

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Давайте проведем небольшую самостоятельную работу. Я раздам вам листочки, подпишите их. Ответьте на вопросы теста.

1.Первым русский царем был

а)Иван III

б)Дмитрий Донской

в)Иван Грозный

г)Князь Рюрик

2.Венчание на царство происходило в:

а)Успенском соборе

б)Покровском соборе

в)Троицком монастыре

г)Киево-Печерской Лавре

3.Символами государственной власти стали:

а)Скипетр, держава, трость

б)Держава, корона, скипетр

в)Шапка Мономаха, скипетр, держава

г)Шапка Мономаха, трость, скипетр

4. Во времена Ивана IV началось освоение Сибири под предводительством:

а)Александра Невского

б)Ермака Тимофеевича

в)Петра Тимофеева

г)Ивана Фёдорова

5.В честь взятия Казани в Москве был построен:

а)Успенский собор

б)Храм Василия Блаженного

в)Храм Христа Спасителя

г)Храм Казанской Божьей Матери



- А теперь обменяйтесь листочками со своим соседом по парте. Я вам буду называть правильный ответ, а вы ставьте плюс или минус. Если все правильно, отметка 5, если одна ошибка – отметка 4, если больше ошибок – 3. У кого совсем ни одного плюса, отметка 2. Но я, думаю, что таким товарищей не будет, потому что вы хорошо работали при изучении новой темы. 
- Хорошо. А теперь сдайте листочки, отметки за эту работу будут выставлены в журнал.

1-в) Иван Грозный

2- а) Успенском соборе

3-в) Шапка Мономаха, скипетр, держава

4-б) Ермака Тимофеевича

5- б) Храм Василия Блаженного

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Откройте тетради и поработаем с карточкой. Пользуясь текстом учебника на странице 64-66 в парах выполните задания.

- Вспомните, какую задачу мы ставили в начале урока?
- Удалось решить поставленную задачу?

-Первым царем на Руси был Иван Грозный.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Сделаем вывод по уроку.
- Что изучали?
- Где нам это пригодиться?
- Что вызвало затруднения?

Хорошо. Запишите домашнее задание: учебник стр.64-66 – прочитать, ответить на вопросы+ карточка. Встали все. Спасибо за урок, можете быть свободны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!