Актуализация знаний (5 мин) | - Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел «Эта удивительная природа». - Что такое природа? - На какие две группы можно разделить природу? - Назовите признаки живой природы. - Давайте поиграем. Я называю представителей живой и неживой природы, а вы, если это представитель живой природы, поднимаете руки вверх, а если неживой - сидите ровно. Бабочка, камень, медведь, песок, лягушка, вода, птица, воздух, гранит, человек, грибы, снег, микробы - Молодцы! - А что вы видите вокруг себя сейчас? - Как назвать это все одним словом? - Ученые называют предметы телами. Странно, верно? Ведь, мы считаем, что тело есть у человека и животных. Оказывается, в науке телами называют все предметы, которые нас окружают. - Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? - Верно. А что мы должны будем узнать про тела? - Исходя из ваших предположений, получился вот такой план урока. (на доске) 1) Что такое тело? 2) Какие бывают тела? 3) Из чего они состоят? - А с помощью чего мы сможем ответить на эти вопросы на уроке? | - Природа – это то что нас окружает. - Живая, неживая. - Питаются, растут, приносят потомство, умирают. Выполняют правила игры. - Парта, цветок, окно… - Объекты, предметы… Делают предположение - О телах. - Что такое тело? - Какие бывают тела? - Из чего они состоят? Читают получившийся план урока. - Учителя, учебника, атласа-определителя. | П – умение выдвигать гипотезы; Р – умение ставить учебную задачу; П – умение выделять познавательной цель; Р – умение составлять план и последовательность действий; |
Усвоение нового материала (15 мин) | - Откройте свои учебники на с.44. Узнаем, что такое тело. - Что же такое тело? - На какой пункт плана мы с вами ответили? - Если вас попросят изобразить тела на бумаге, легко ли вы справитесь с этим заданием? - Почему? - Хорошо. У вас на столах лежит карточка № 1. На ней записаны слова. Прочитайте их и разделите на группы: Камень, стул, штаны, автомобиль, Солнце, водопад, книга, облако. - По какому принципу вы разделили эти слова? - Верно. - Как можно назвать данные группы? - Чтобы ответить на этот вопрос, вернёмся к учебнику. Рассмотрите схему. Как эти группы называются? - в какую группу отнесём Солнце? - Приведите свои примеры тел каждой группы. - На какой пункт плана мы ответили? - Прочитайте третий пункт нашего плана - Откройте учебник на с.45. Давайте прочитаем, из чего же состоят тела. - Так из чего состоят тела? - Что же называют веществом? - Веществ существует бесчисленное множество. Есть природные вещества. Есть вещества, придуманные человеком: пластмасса, резина, стекло. И каждый год человек придумывает новые вещества. - Из одного вещества можно сделать разные тела. Возьмем целлюлозу (древесина), какие тела можно из нее сделать? - Есть тела, которые образованы одним веществом: линейка, проволока, пластмассовый стаканчик - какое это вещество? - Есть тела, которые образованы несколькими веществами: ножницы, карандаш. - Есть тела, которые образованы многими веществами: растения (вода, сахар, соль, крахмал…), еще более сложный состав у животных. - Как вы думаете, все ли вещества одинаковы? - Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем последний абзац - А теперь вы можете ответить на предыдущий вопрос? - Какие различают вещества? - Верно. - Вещества имеют свои признаки. На столах у вас лежит карточка № 2. Задание: распределить в 3 группы следующие вещества: молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло. - Итак, подведём мини-итог. Все предметы вокруг – это тела, тела состоят из веществ. - Проверим, как вы поняли. Поиграем в игру. Я показываю картинку, а вы назовите тело и вещество, из которого оно состоит - Молодцы! - Как вы думаете, а почему вещества разные? - В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию. А сегодня мы попробуем провести химический опыт, чтобы ответить на этот вопрос. Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. В этом мы можем убедиться, проведя опыт. - В каждой группе на столе стоит стакан с водой и кусочек сахара. Капитаны команд, положите сахар в стакан с водой. Размешайте. - Почему мы перестали видеть сахар? - Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез? - Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте воду на вкус. Какая она? Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы. - Мы ответили на 3 пункт плана? - Что мы узнали? - Частицы эти очень разные, и они по- разному дружат между собой. Давайте с ними познакомимся. - Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете! Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар! Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными. - Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки! - Давайте встанем и разомнемся. Физминутка | Один учащийся читает текст. - Это любой предмет, любое живое существо. - На первый. - Легко - Тело – это предмет, который можно представить, потому что он имеет форму, очертания. Читают предложенные слова. Распределяют их на группы. Заслушиваем группы - В первой группе тела природы, а во второй – тела, созданные руками человека. Затрудняются ответить - Естественные, искусственные и небесные тела. Приводят примеры. - На второй. - Из чего состоят тела? 1 учащихся читает первый абзац текста про вещества. - Из веществ. - Вещество – это то, из чего состоит тело Приводят примеры - Пластмасса Затрудняются Читает 1 ученик - Да - Твердые, жидкие и газообразные. Работают в группах Проверка Проходит игра Затрудняются ответить - Да - Что вещества состоят из мельчайших, не видимых глазом частиц. Показ картинки | П – умение искать и выделять необходимую информацию; П – умение выбирать основание для классификации; К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; К – умение управлять поведением партнера; П – умение искать и выделять необходимую информацию; П – умение выдвигать гипотезы; К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
Закрепление нового материала (3 мин) | - А теперь мы поиграем в игру «Да/нет». У вас на партах лежат кружочки красного и зеленого цвета. Я вам буду читать предложения, если вы согласны с тем, о чем там говорится, вы поднимаете зелёный кружок, если не согласны – красный. Кто не понял задания? 1. Верно ли, что телом называют любой объект живой и неживой природы, любые предметы, сделанные руками человека?(да) 2. Полярная звезда – это тело неживой природы? (да) 3. Солнце является искусственным телом. (нет) 4. Все тела имеют форму, цвет, размер.(да) 5. Сахар не растворяется в воде.(нет) 6. Естественные тела – это тела, созданные руками человека(нет) 7. Все вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом?(да) 8. Пластмасса – это тело, а пуговица – это вещество. (нет) 9. Все тела состоят из веществ.(да) | Слушают учителя. Поднимают кружки | П – умение систематизировать знаний; К – умение управлять поведением партнера; |