СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Органы чувств"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Органы чувств"»

Класс:3 Урок № 26 Дата:08.12.2022

Тема: « Органы чувств»

Тип урока: комбинированный, урок «открытия» новых знаний.

Вид урока: урок – исследование.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1.Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;

2.Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых природоведческих отношениях.

Регулятивные УУД:

1.Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

2.Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

Личностные УУД:

1.положительное отношение к изучению математики; уважение к мыслям и настроениям другого человека.

2.Первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

1.Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;

2.Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Материалы и оборудование:ПК, дидактический материал, материалы для экспериментов (3 стакана с водой,соль,сахар; 4 коробкипластмассовый кубик, железная вилка, деревянная ложка и т.п);

материал для проведения опытов и наблюдений (мячик, духи, чеснок, мандарины, «волшебный» мешочек с набором предметов.


Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок - начался урок. Наши ушки на макушке.

Слушаем, запоминаем, организм свой изучаем.

Дыхательная гимнастика: глубокий вдох и выдох (3 раза)

2. Проверка домашнего задания.

А) Индивидуальное задание.

Распределите слова на 2 группы:

лёгкие, кишечник, желудок, трахея, пищевод, бронхи.

Органы дыхания: Органы пищеварения:

легкие кишечник

бронхи желудок

трахея пищевод

Б) Актуализация знаний (фронтальный опрос):

-Какой раздел начали изучать? ( Мы и наше здоровье)

-С какой темой мы знакомились на прошлом уроке? (Организм человека.)

-Для чего нам нужно изучать свой организм? (Чтобы правильно ухаживать за ним, чтобы мыслить, трудиться, правильно использовать свои силы).

- Какие органы человека вы знаете?

( Сердце, печень, почки, желудок, легкие, мозг, кишечник и т.д.).

-Что такое системы органов? (Органы, выполняющие общую работу).

Приведите примеры.

-Назовите известные вам системы органов! ( Нервная система, кровеносная, пищеварительная, дыхательная, выделительная, опорно - двигательная).

-Какая система управляет деятельностью организма? (Нервная система)

-Какие науки нам помогают изучить наш организм? (Физиология, анатомия, гигиена).

-Что изучают анатомия? (строение тела человека),

-Физиология (работу его органов),

-Гигиена (сохранение и укрепление здоровья человека)?

-Зачем нам нужно знать, как заботиться о здоровье? ( Чтобы правильно использовать свой организм и, не причиняя ему вред выполнять различную работу, вовремя предотвращать болезни.)


3.Самоопределение к деятельности, постановка учебных задач.


-Как вы думаете, есть ли у человека другие органы? (Варианты ответов).

-Чтобы ответить на этот вопрос и узнать тему урока, мы с вами разгадаем кроссворд:

1. С помощью какого органа мы узнаем о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел звонок на урок? (ухо)
2. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов? (нос)
3. С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от соленой? (язык)

4. С помощью какого органа мы узнаем что написано или нарисовано в этой книге? (глаза)
5. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у яблони? (кожа)


- Молодцы, работа выполнена.

Прочитайте ключевое слово. (Органы).


-Как называются эти органы? (Органы чувств).

-О чем сегодня на уроке мы будем говорить? Кто догадался?

-Что сегодня на уроке мы будем изучать? (“Органы чувств”)

-Правильно. “Органы чувств” - тема нашего урока.

4. Работа над темой урока.

Учитель: Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств.

К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык. Познакомимся с ними подробнее.

Орган зрения – глаза.

Учитель: Я загадаю вам загадку, ответив на нее, узнаете, с какого органа мы начинаем разговор:

Брат с братом через дорогу живут
А один другого не видит (глаза).

-Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол кубик)

- Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос? (не видели)

-Что у меня сейчас в руке? (кубик)

- Какой он формы?

- Какого размера?

- Какого цвета?

- Какой орган вам помог в этом? (глаза)

-Верно, глаза. Большую часть (до 80%) информации об окружающем мире мы получаем через глаза.

– Рассмотрите глаза друг у друга. Чем защищены глаза? (веками.)

– Проследите за движением моей руки. У глаз есть мускулы, благодаря которым они могут двигаться вверх и вниз, влево и вправо.

Зрачок – это чёрный кружок в центре нашего глаза. Он-то и принимает свет. Позади него расположены хрусталик, сетчатка и нервы.

Врачи-окулисты наблюдают за состоянием глаз людей и проводят необходимое лечение. У некоторых людей слабое зрение. Чтобы улучшить зрение, им нужна помощь. Поэтому многие люди носят улучшающие зрение очки или контактные линзы. Зрение нужно беречь! Нельзя утомлять глаза. Чаще давайте им отдых. Вот и мы сейчас проведём гимнастику для глаз:

– Встаньте.

1) Быстро поморгайте, закройте глаза, постойте спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 4–5 раз.

2) В среднем темпе проделайте 3–4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

– Садитесь.

– Итак, назовите орган зрения и как человек воспринимает мир с его помощью.

Вывод: помогают воспринимать явления и предметы – различать их размеры, формы, цвета. Узнавать расстояния: движения и действия предметов. Читать, рассматривать картинки. Смотреть телевизор. Любоваться красотой природы. Глаза – окна в мир. Берегите зрение!

Работа с учебником (с. 126, читать советы).

Учащиеся читают, что нужно делать, чтобы сберечь зрение:

1. Читать, писать только при хорошем освещении, но яркий свет не должен попадать в глаза.

2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30–35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.

3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.

4. Не читай лежа.

5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.

6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20–30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2–3 метрах.

8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.

9. Пользуйся чистым носовым платком.

10. Не стесняйся носить очки.

(Учитель раздает детям памятки с правилами бережного отношения к зрению).

Орган слуха – уши.

-О каком органе следующая загадка

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше…(ушки)

Что помогает нам слышать и различать речь, звуки, голоса? (уши)

- Правильно, с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.

- Ребята, представьте, какой был бы мир без звуков? Как вы думаете? / Он был бы пустым, тихим, серым, неинтересным/.

- Значит, ушиэто орган…… слуха.

Слух способность организма воспринимать звуковые волны. Звуки заставляют барабанную перепонку вибрировать. Это вызывает вибрацию слуховых косточек. Нервы передают сигнал мозгу, и там идет обработка.

Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и потерять слух. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт посторонний предмет, обратись к врачу.

Вывод: с помощью какого органа человек слышит все звуки, которыми наполнен мир? (с помощью органа слуха – ушей.)

– Как надо ухаживать за ушами?

– Какие меры предосторжности следует предпринимать, чтобы не потерять слух?

физкультминутка
(выполняется стоя на одной ноге)

Цапля

Очень трудно так стоять: И не падать, не качаться,

Ножку на пол не спускать За соседа не держаться.

– Какой орган помог нам удержать равновесие и не упасть? (предположения учащихся.)

– Я помогу вам. орган равновесия расположен во внутреннем ухе. Если закрыть глаза, то все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе.

– Сделаем вывод, господа ученые, что же такое ухо? Ухо – орган слуха и равновесия.

– Какую роль выполняет орган слуха? (Помогает воспринимать речь, слышать звуки и ориентироваться в окружающем мире.)

– Какое значение имеет орган слуха?

– Как вы думаете, как нужно беречь орган слуха?

1. Уши надо содержать в чистоте – мыть и чистить.

2. Не ковырять в ушах разными острыми предметами.

3. Не включать громко музыку, не кричать – сильный шум, громкие резкие звуки портят слух, плохо влияют на весь организм.

4. Если почувствовал боль в ушах или попала соринка в ухо, или плохо ты стал слышать, обратись к врачу.

Памятка « Береги слух» и постараемся этих правил придерживаться.

Вывод Ухо – очень тонкий, сложный и важный орган слуха, который нужно беречь.

-О чем дальше пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадки:

Запах, хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
различать поможет … (нос)

- Определите предмет по запаху.

( Учитель по очереди подходит к каждой паре детей, они с закрытыми глазами определяют предмет по запаху).

- Какому предмету принадлежит этот запах?

1пара. лимон 2пара. лук 3пара. мыло

- Помогли ли вам почувствовать запах изученные нами органы зрения, слуха? (нет)

- При помощи какого органа вы почувствовали этот запах? (Носа)

-Умение человека определять запахи получило название “обоняние”.

- Значит, носэто орган…… ОБОНЯНИЕ.

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Мы вдыхаем носом воздух, в котором содержатся запахи, исходящие от различных предметов. Запах достигает задней стенки носа, нервы, реагируя на него, сообщают об этом мозгу. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. Многие запахи доставляют удовольствие, другие предупреждают об опасности (запах газа, дыма). Когда нос заложен, то человеку трудно различать запахи. Это мешает ощущать вкус еды. Обоняние ухудшается у курящих людей. Надо оберегать себя от простуды, закалять свой организм, вести здоровый образ жизни. Это поможет сохранить хорошее обоняние.

Вывод.

– Итак, какое значение имеет орган обоняния – нос? (помогает нам узнавать запахи окружающего мира.)

– Как нужно оберегать органы обоняния?

Памятка «Как сохранить обоняние».

-Не ходите с мокрыми ногами и в сырой одежде

-Старайтесь не общаться с людьми, которые чихают и кашляют

-Чаще ешьте овощи и фрукты – в них содержатся вещества, которые помогут побороть простуду. Особенно полезны лук, чеснок, малина и смородина.

-Надо закаляться, беречь организм от простуды.

-Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.

-Найдите в учебнике на стр. 127 определение, что такое обоняние.

Вывод Нос- орган обоняния, очень важен и его надо беречь.

Язык – орган вкуса.

Отгадайте следующие загадки:

Всегда он в работе

Когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим. (Язык)

-Мы проведём опыты: на столе стоят 3 стакана с водой.

-Можете ли вы, используя органы зрения, слуха, обоняния определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода? (нет)

- А что для этого нужно сделать?

(нужно попробовать)

- Какой орган вы подключите к выполнению задания? (язык)

(вызывается ученик от каждой группы и пробует воду языком)

- Какая вода находится в каждом из стаканов? (отвечают)

-На языке расположены вкусовые сосочки. В них собраны окончания нервов, благодаря им человек различает вкус пищи.

- Какие ещё качества пищи различает язык? (горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое и густое)

- Значит, язык это орган…вкуса

Язык человека покрыт множеством крохотных сосков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот, кислое или сладкое, соленное или горькое, вкусное или безвкусное. Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому и соленому. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое.

Таким образом, язык – один из наших сторожей. Если ты ненароком возьмешь в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесет об этом в мозг. Тот пошлет приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем вкуса пищи,

- Как беречь орган вкуса?

Памятка «Берегите орган вкуса – язык».

-Мойте овощи и фрукты, чтобы в рот не попали микробы.

Мойте руки перед едой!

-Регулярно чистите зубы и поласкайте рот после еды.

-Нельзя есть горячую пищу.


Вывод Язык это орган вкуса, он тоже очень важен и его надо беречь.

Кожа – орган осязания.

Мягкое и твердое, острое, тупое, горячее,
Холодное, мокрое, сухое.
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша… (кожа)

-С закрытыми глазами попробуйте узнать предметы и описать их:


(Учитель вызывает одного ученика от каждой пары, просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы).

1пара.Шишка. 2пара. Ложка. 3пара. Мех.


(Учитель выборочно предлагает детям потрогать эти предметы).

- Правильно ли определили?

- Какой орган чувств помог определить предметы? (кожа)

Способность человека чувствовать прикосновения

называется осязанием.

- Кожа – орган …осязания.

Кожа – орган осязания. Органом осязания служит вся кожа человека.

– Закройте глаза, проведите рукой по столу, по своей одежде, потрогайте лицо. Что вы чувствуете? Вы чувствовали гладкость стола, шероховатость одежды, тепло своего тела? Это чувство называется осязанием. Кожей мы чувствуем жару и холод, мягкое, и твёрдое, гладкое и пушистое, боль. Нервные окончания расположены прямо под поверхностью кожи. Они посылают сигналы мозгу о том, к чему мы прикасаемся. Лучше всего человек осязает подушечками пальцев, потому что в них сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний. Кожа сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость. Она покрывает всю поверхность тела человека, выполняет защитную функцию, предохраняет от инфекций. Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов и обморожений. Соблюдай гигиену.

- Слепые люди имеют возможность читать и писать по системе Брайля, пользуясь чувством осязания.

-Прочитайте самостоятельно статью про кожу в учебнике на стр. 128

Вывод. Кожа – орган осязания, он тоже очень важен и его надо беречь.

- На следующем уроке мы узнаем о работе нашей кожи. Научимся ухаживать за ней, оказывать первую помощь при повреждениях кожи.

-Учитель: сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. Мы воспринимаем окружающий нас мир сразу всеми органами чувств. Их сигналы дополняют друг друга.

И все же ученые говорят:

Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!”

-Как же это понять? (ответы детей)

Вывод: Всеми нашими органами чувств руководит ГОЛОВНОЙ МОЗГ.

-Учитель. У человека пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За них отвечают органы – глаза, уши, нос, язык, кожа. Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры. Органы чувств нужно беречь.

7. Рефлексия учебной деятельности.

- Продолжи предложение.

- На уроке я узнал...

- Меня удивило...

- Было трудно...

- Я понял что...

- Мне захотелось...

- Я желаю всем вам быть здоровыми и радоваться жизни. Берегите свое здоровье!


8. Итог урока.

-Посмотрите что у меня в руках? (мандарин).

-Какой орган включается? (Орган зрения)

-Потрогайте кожу на ощупь. (Орган осязания).

-Почистим мандарин. (Орган обоняния).

-Съедим. (Орган вкуса).

-Какой орган помог всё услышать? (Орган слуха).

9. Рекомендуемое Д/З.

Стр. 126-129 прочитать. -Подобрать интересные факты об одном из органов чувств.

-Иногда можно услышать такое выражение. «Шестое чувство».

-О каком чувстве идёт речь?

-Попробуйте узнать, спросить у родителей или в других источниках информации.

- На следующем уроке мы узнаем о работе нашей кожи. Научимся ухаживать за ней, оказывать первую помощь при повреждениях кожи.

-Ребята, у вас на столе лежат 3 картинки: солнце, солнце с тучкой и тучка. Поднимите, пожалуйста, такую картинку, какое у вас сейчас настроение после нашего урока. Посмотрите, ребята, как много в нашем классе солнышек, наш класс весь осветился солнечным сиянием. Значит, настроение после урока у вас хорошее, и наш урок удался.




























13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!