СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру»


Министерство науки и образования Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»


44.02.02 Преподавание в начальных классах






КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Класс: 4, Тема: «Русское искусство до XVIII века»








Студентка: Головина А.И.

Методист: Ванюшина Е.Е.











Астрахань, 2020

Тема урока: «Русское искусство до XVIII века»

Класс: 4

УМК: «Начальная школа 21 века»

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока: сформировать представления о русском искусстве до XVIII века.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с основными направлениями развития русского искусства до XVIII в., русскими иконами, с художественными ремёслами в Древней Руси

Развивающая: создавать условия для развития творческой активности, способности к художественному творчеству, развивать умение работать с разными источниками информации; расширение кругозора, словарного запаса, развитие связной речи, внимания, мышления, воображения

Воспитательная:  способствовать воспитанию у учащихся эстетического вкуса, чувства гордости и любви к наследию своего народа, уважения к культурному достоянию России, воспитывать уважение и бережное отношение к памятникам искусства и архитектуры, воспитывать любознательность; уважительно относится к людям и их труду, к своей стране, воспитывать самостоятельность и ответственность по отношению к выполняемому.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся высказывать предположения о том, что является ли искусство частью культуры общества, узнают о русских иконах

Личностные: проявляют интерес и уважение к произведениям древнего искусства.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД (действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор, самоопределение); демонстрируют регулятивные УУД (волевую саморегуляцию, целеполагание, контроль, коррекцию, оценку, оценивают свое отношение к произведениям архитектуры и искусства.); коммуникативные УУД (планирование способов взаимодействия с товарищами, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи); проявляют познавательные УУД (умение структурировать знания, формулировать познавательные цели, осуществляют поиск и выделение информации, выведение следствий, построение логических цепочек рассуждений, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, подводить под понятие) осуществляют высказывание предположения, установление причинно-следственных связей,  анализ, сравнение, «чтение» информации, представленной на иллюстрациях, обогащение словаря; составляют  рассказ-описание.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, проектор, технологическая карта



Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу я – Анастасия Ивановна. Садитесь!

Мы урок наш начинаем,

Всем удачи я желаю,

Вы друг друга поддержите,

Постарайтесь, не ленитесь

На отлично лишь трудитесь!

-Давайте проверим вашу готовность к уроку, наведите порядок на своих рабочих местах.

-Я хочу дать вам наставление:

На уроке будьте старательными,

Будьте спокойными и очень внимательными,

Говори все четко внятно,

Чтобы было всем понятно.

Приветствуют учителя

-Садятся на свои места.







-Проверяют готовность к уроку

-Садятся правильно


Создание условий для проявления интереса к новому материалу, готовность к обучению. (Личностные УУД)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. (Коммуникативные УУД)

Формулирование темы урока, постановка цели.

- Ребята, как вы понимаете выражение?

«Человек – творец культурных ценностей»

-Давайте с вами разберем это выражение по частям
-Как вы думаете, что означает слово «творец»?


-А что значит «культурные ценности».




-Так как же вы понимаете выражение «Человек – творец культурных ценностей»?
- Как вы думаете, необходимо ли сохранять культурные ценности?
- Если представить себе, что мы не сохраняем памятники культуры, то ты в будущем не узнаешь, что было раньше, и этот вопрос озадачит всех, тогда они начнут повторять ошибки прошлого
- Как вы думаете, является ли искусство частью культуры общества?
- сейчас я перечислю слова, а вы внимательно слушайте и постарайтесь назвать все одним словом:

музыка, литература, кино, архитектура, театр
-Бывает, английское искусство, американское, немецкое, а как вы думаете о каком искусстве сегодня будем говорить мы?
-Предположите тему урока

Верно, Тема нашего урока: «Русское искусство до XVIII века»
- Какую цель мы перед собой поставим?


- Почему люди всегда стремились украсить свое жилище? Себя? Свой город? Как они это делали?






-Человек, который занимается творчеством. Который что-то создает

-Это объекты материальной и духовной деятельности человека, обладающие общественно – полезными свойствами и характеристиками

-Человек – создатель, сам постоянно что – то создает


-Да, необходимо






-Да, является. Ведь культура нас окружает везде




-Искусство



- О русском


-Русское искусство



- Познакомиться с Русским искусством до XVIII века.

- чтобы как то отличаться, сами наслаждались красотой,

Рисовали, вырезали, лепили…

Формировать умение извлекать информацию из загадки и делать выводы.

Самостоятельное формулирование темы и цели урока. (Познавательные УУД) Умение оформлять свои мысли в устной форме, развивать умения слушать и слышать, понимать других. (Коммуникативные УУД). Формировать умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. (Регулятивные УУД)

Изучение нового материала

Откройте учебник на странице 86

-Рассмотрите иллюстрацию, что на ней изображено?

- Верно, это Покровский собор или Храм Василия Блаженного.

На Красной площади недалеко от Спасских ворот величественно красуется один из самых главных символов России и Москвы – Храм Василия Блаженного. Полное его название - собор Покрова Божией Матери на Рву, а «Храм Василия Блаженного» название народное, разговорное, и связано с тем, что во храме этом хранятся мощи русского святого Василия Блаженного.

Построили этот волшебный собор в честь победы над Казанским ханством по приказу самого Ивана Грозного. Возводили здание 6 лет. Поговаривают, что сначала храм выглядел совсем не так, как сегодня, он был весь белый, а позже стены стали раскрашивать, и делали это каждый раз по-разному. В конце концов, получился тот уникальный яркий наряд собора, что сохраняется и по сей день.

-Ребята, Может кто-то из Вас был в Москве и видел собор? Расскажите свои впечатления



-Опишите его внешний вид










-Послушайте Легенду о великом соборе:

Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих – так называли тех, кто строил храмы, соборы Постника и Барму. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору

-Ребята, как вы думаете, почему Покровский собор носит имя Василия Блаженного?

Давайте послушаем сообщение и узнаем про его.

В 16 веке в Москве жил Василий, который просил милостыню у Покровского собора, он осуждал всех, кто был нечестен и зол. Поговаривали, что Василий творил чудеса и предсказывал будущее, прозвали Василия Блаженным. А когда он умер, его похоронили у стен Покровского собора

- «блаженный» значит — счастливый. Счастливый близостью к Богу, пониманием Его воли. Быть блаженным, значит — быть «благим», добрым и хорошим человеком.

- Ребята, я предлагаю Вам совершить небольшую экскурсию по нашему Кремлю. может быть кто-то знает какие сооружения архитектуры, соборы, старинные здания есть на территории Кремля?

- Внимание на слайд:

1.Астраханский кремль является замечательным памятником древнерусской архитектуры, выдающимся сооружением военно-инженерного искусства второй половины 16 века и основоположником русской Астрахани. Это уникальный историко-архитектурный комплекс, формировавшийся на протяжении четырех веков и насчитывающий 22 здания-памятника - военные, административные и церковные здания, в том числе один из самых красивых соборов России.

(Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы. Троицкий собор. Кирилловская часовня. Никольские ворота. Надвратный храм во имя Св. Николая Чудотворца. Пречистенские ворота и соборная колокольня Астраханского кремля)

-Как же называли тех, кто строил храмы?

-Верно

- Зодчество - искусство строить и проектировать здания. Запомните.

- Ребята, скажите, чем храмы украшены изнутри? Что можно увидеть на стенах храмов?

- А как вы думаете сами, что означает слово «икона»

-Ребята, слово «икона» заимствовано из старославянского - «образ» Икона - живописное изображение Бога, святых

-Ребята, произведениями искусства являются не только памятники архитектуры, но и иконы. Откройте учебник на странице 88 и прочитайте первые два абзаца статьи «Русская икона». Читайте внимательно

- Как с греческого языка переводится  слово «икона»?

- Что же такое иконопись?


-Что обычно изображали на иконах?

-Ребята, а теперь найдите на странице 89 иконы. Внимательно их рассмотрите и скажите, какие цвета встречаются?

-Как вы думаете, цвет на иконах имеет какое-то значение или художник выбрал их случайно?

-Прочитайте следующие абзацы, чтобы убедиться в правильности наших предположений.


-Итак, какое же значение имеет белый цвет?

-Какое значение имеет черный цвет?
-Что означало слово «красный» в древнерусском языке?
-Какие слова употребляли, когда говорили о красном цвете?

-Какое значение имеет этот цвет?


-Собор Покрова Пресвятой Богородицы

















- ответы учеников

- Ах, красив храм, праздничен! Он похож на нарядный расписной сказочный терем, а купола его напоминают яркие леденцы, и они все разные, не повторяются: один шишками золотыми усеян, как ночное небо звездами, другой купол напоминает очищенный апельсин с зелеными и желтыми дольками, третий опоясан зигзагами алыми, как поясами изысканными. Всего во храме 10 куполов. Выстроен храм из кирпича и украшен весь цветными узорами. Высота его 65 метров!




- слушают




- предположения детей















-слушают





Ответы учеников





- слушают










- Рассматривают фотографии



-зодчие





-иконы



- предположения детей










-«образ», «изображение»


- особое искусство изображения

-лики Христа, Богоматери, святых.



-Черный, белый, красный


-Цвет на иконах имеет какое-то значение.


-Читают


-Символ чистоты и святости

-Смерть, горе и страдание


-Не цвет, а красоту


-Червленый, багряный


-Символ огня и крови

Делятся полученными знаниями. Развивать способность к связной, логически целесообразной форме речи. (Коммуникативные УУД)

Физкультминутка


Потянуться, отдохнуть,

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, умыться, каши съесть,

Поскакать, за парту сесть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться,

Поклониться, распрямится,

И опять начать трудиться.





Выполняют упражнения

Восстановление физических и духовных сил обучающихся.

Работа над темой урока


































































































































Закрепление




Дом. задание:

- О каких мастерах мы узнали?

-Хотите узнать, кто и как еще украшал жизнь людей на Руси?

-Тогда я предлагаю вам сейчас поработать в парах, но тема у каждого ряда будет своя: 1 группа – первый ряд; 2 группа - второй ряд; 3 группа – третий.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРАХ

-Первое ваше задание – разгадать название ваших тем. Для этого вам нужно зачеркнуть на листочке все буквы, повторяющиеся более двух раз, а из тех, что останутся, получится название вашей темы. (каждая пара получает листок с буквами)

1 группа: а к г с у а з г а н е г с ц а ы г с (кузнецы)

2 группа: ю м у в с е м л у с и у р ы м с (ювелиры)

3 группа: ж к п а д м ж н п е д р е ж з п ы д (камнерезы)

-Молодцы! Верно! Теперь, когда вы знаете название своей группы, я предлагаю вам узнать больше о этих людях, которые носят названия ваших групп. Итак, сейчас вы будете работать в парах. У каждой пары на парте лежит листок к текстом и вопросами. Ваша задача – ознакомиться с текстом, внимательно его прочитать и найти ответы в тексте на вопросы, которые находятся ниже.

  • Текст и вопросы у 1 группы (кузнецы):

Кузнец – мастер, который занимается обработкой металла и изготовлением металлических изделий. Основным материалом для работы кузнеца являются чугун, железо, бронза, сталь и свинец. Профессия кузнеца известна с древнейших времен. Всегда высоко ценились мастера, способные работать с железом, создавать из него любые изделия. Они ковали подковы для лошадей, изготавливали оружие, доспехи для дружинников, разные предметы домашней утвари и др. Навыки кузнечного дела передавались из поколения в поколение.


Вопросы для кузнецов

(для каждой парты по 1 вопросу)

1.Чем занимаются кузнецы?

2.Какой материал кузнецы используют для изготовления своих изделий?

3. Рассмотрите рис. на стр. 90 Перечислите основные элементы вооружения русского дружинника.

4. Где еще можно увидеть изделия, сделанные руками кузнеца?

5. Предположите, какие качества были нужны кузнецу, чтобы изготовить такие изделия.

6. Согласны ли вы с утверждением, что кузнечное дело – это искусство. Почему?


  • Текст и вопросы у 2 группы (ювелиры): (для каждой парты вопрос)

Ювелир — мастер, изготавливающий из драгоценных металлов и камней ювелирные изделия.
Драгоценные металлы - золото, серебро, платина и камни — алмазы, рубины, сапфиры, изумруды и др.
Ювелирная работа требует вкуса, мастерства, терпения и умения работать и с металлами, и с камнями.
Из различных камней ювелиры создают великолепные по своей красоте вещи — браслеты, серьги, кольца, подвески. В старину золотых дел мастера создавали короны для царей и цариц, украшали драгоценностями их одежду.
Ответьте на вопросы:

1.Кто такие ювелиры?

2. С какими материалами работают ювелиры?
3.Рассмотрите рисунок на стр. 91. Перечислите украшения, выполненные ювелирами. Для каких целей служили эти украшения?

4. Каких качеств требует работа ювелира?

5. Согласны ли вы с утверждением, что ювелирное дело – это искусство. Почему?


 
Текст и вопросы у 3 группы (камнерезы):

Камнерез - мастер по обработке камня, резьбе по камню. Камнерезное искусство является одним из древнейших ремесел. Камень – древний строительный материал. Резьба - рисунок, вырезанный на твёрдом материале.
На стенах Дмитриевского собора можно встретить и Александра Великого, и царя Давида, изображённых резьбой, на фантастическое зверьё ведут охоту люди, преследующие своих жертв по бесконечным полям с роскошными цветами.


Ответьте на вопросы:

1. Чем занимается камнерез?
2. Какой материал используют камнерезы для украшения постройки?

3. Что такое резьба?
4. Что изображали камнерезы на стенах соборов? (стр. 87 + текст)

5. Согласны ли вы с утверждением, что камнерезное дело – это искусство. Почему?


Выступления групп.

-А теперь внимательно посмотрите на слайд. Ваша задача - отгадать ребус и соотнести ответ ребуса с изображением, которое оно обозначает.

Камнерезы

Зодчие

Иконописцы

Ювелиры

Кузнецы

Молодцы, мы с вами сегодня активно поработали.

Учебник стр. 86-91 читать, пересказывать

-Зодчие, иконописцы

-Хотим

















-Кузнецы

-Ювелиры

-Камнерезы































Отвечают на вопросы

































Отвечают на вопросы





































Отвечают на вопросы





































Отвечают на вопросы

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Итог урока.

Рефлексия

-Какая тема была на сегодняшнем уроке?

- С какими видами художественных ремесел мы сегодня познакомились?


- Какой собор был построен зодчими на Красной площади в Москве?

- Чем украшали храмы, соборы изнутри?

- Какое значение имеют цвета на иконах?

-Как внешне украшали каменные стены соборов?

- Почему всегда в почете был труд кузнеца?

- Почему люди всегда стремились создавать красоту вокруг себя?


- Я предлагаю окунуться в искусство и изобразить продукт творчества мастера той группы, к которой вы относились: 1 ряд – кузнецы; 2 ряд – ювелиры; 3 ряд – камнерезы. (если останется время)

-Ребята, закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

На уроке мне было легко…

На уроке мне было трудно…

Мне бы хотелось ещё узнать…

-Русское искусство до XVIII века

-Храм В. Блаженного

-Иконами

- Белый - символ чистоты и святости; Черный - смерть, горе и страдание; багряный -Символ огня и крови

-Резьбой; камнерезы




(Дополняют предложения).

Формировать способность обучающихся к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Делиться полученными знаниями. Развивать способность к связной, логически целесообразной форме речи. (Коммуникативные УУД)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!