II.Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности. | 15-20 | -О каком народе вы говорили на прошлом уроке? -Опираясь на карту назовите названия славянских племен. Каким цветом они обозначены? -Почему славянские семьи жили общинами? (с.6) -Откройте рабочую тетрадь на с. 3 и найдите номер 4. -Расскажите с помощью схемы, какой уклад жизни был у восточных славян. Проверка работ в паре по снежинкам. -Найдите номер 5. Укажите стрелками значения слов. -Давайте проверим по слайду. -Найдите номер 6. -Укажите цифрами части поселения славян и опишите их назначение. -Ребята, для чего славяне возводили частокол, земельные волы? -Славяне миролюбивый народ, они предпочитали торговать, а не воевать. -Ребята, как называется важнейший торговый путь? -Откройте учебник на странице 7, обратите внимание на условные обозначения. -Как обозначен важнейший торговый путь? «Из Варяг в греки»? Давайте вместе проследим данный путь, я показываю на карт е у доски, а вы следите за мной по карте в учебнике. Важнейший торговый путь начинается у берегов Швеции, проходит через Балтийское море в реку Нева, затем в реку Волхов, далее в реку ЛОвоть, потом через Смоленск по Днепру в Киев и далее по Днепру к Черному морю. Корабли шли вдоль Черного моря до города Константинополь (Царьград) Показ по карте -Ребята, давайте проверим домашнее задание, которые вы должны были выполнить в ТПО. Задание 7. -Назовите реку на берегах которого, стоит город Углич? Проходит ли через него путь «из варяг в греки»? Задание 8. -Описать пути балтов в Черное море. -Как по-другому называли балтов? -А в византийской империи называли Греки, потому что говорили по-гречески и путь назывался «из варяг в греки». (с.6) -Опишите путь ильменских словен в каспийское море -Молодцы. А теперь проверим как вы знаете города. Задание 9. - Столица Византии Царьград - Столица хазар, построенная в устье Волги, Итиль- - Названия каких древнейших российских городов сохранились до наших дней Резерв -Ребята, еще одним домашним заданием у вас было № 6 в информационных листах. Было необходимо расположить важнейшие пункты торгового пути в правильной последовательности. 4.Черное море 5. Византия 1.Балтийское море 2. Новгород 3. Днепр (Проверка в ТПО) | -Славяне -Красным цветом. -Легче было выжить в суровых природных условиях и защищаться от врагов. -Семьи славян объединялись в родовые общины, а несколько родовых общин составляло племя. Род – родственники Община – несколько семей Дружина – войско князя Князь – предводитель племени Старейшина – уважаемый член рода -Для защиты. -Торговый путь из «Варяг в Греки». -Обозначен красным пунктиром. -На реке Волга -Нет, не проходит. -Варяги -Дорога шла с севера на юг, с побережья Балтийского моря, от варягов по рекам Неве, Волхову, Ловати, Днепру к Черному морю. -Из Белоозера корабли шли в верховье Волги и по ней спускались в Каспийское море. -Стамбул -Астрахань - Новгород, Псков, Ярославль, Рязань, Тверь, Муром, Суздаль, Смоленск, Вятка, Новгород, Киев. 1.Балтийское море 2. Новгород 3. Днепр 4.Черное море 5. Византия |
IV. Организация учебной деятельности по решению цели и задач урока. 4.1. Вступительное слово | | -Ребята, как вы думаете, почему образовалось государство? -Я хочу рассказать вам притчу о венике. Послушайте внимательно. У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому. Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось. Тогда отец сказал: — Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
-В чем смысл данный притчи? Показ по карте. К 8 веку на Восточно – Европейской равнине образовалось более десяти славянских племенных княжеств – древлян, полян, словен и др. На племена часто совершали набеги воинские варяги (древнерусское название выходцев из Скандинавии, наемных дружинников, купцов и других) с берегов Балтийского моря, степные кочевники с юга. Вместе со славянами страдали от них и другие племена. Постепенно племенные союзы стали объединяться. -Так, какова главная причина объединения племен? К 9 веку сложилось два крупных восточно – славянских объединения. Одно – на севере, с центром в Новгороде, другое на юге, с центром в Киеве. Сообщение. По летописному преданию, в 862 году ильменские словене, кривичи, чудь и весь пригласили княжить в новгородские земли варяга Рюрика с его дружиной. Он обязался защищать их земли, а жители стали платить ему за это дань. Дружина – отряд профессиональных воинов. Дань – налог, поборы (пОдать) с населения деньгами, продуктами, мехами, ремесленными изделиями. Князь – первоначально глава племенного союза восточных славян, позднее – глава государства, именуемый великим князем. Рюрик княжил с 862 - 879 -А что было дальше мы узнаем прочитав текст по цепочке на странице 11 со слов «После смерти Рюрика» -Что такое Русь? Работа по карте. – Найдите на своей карте город Киев, посмотрите на доску. Чем запись названия города Киев, отличается от названия других городов? -Попробуйте показать на карте на доске. -В каком году она образовалась? -Откройте рабочую тетрадь на странице 5. Найдите номер 10. -Прочитайте первый вопрос. -Ответили мы на него? -Прочитайте второй вопрос. -Можем ли мы ответить на него? -В тексте нет ответа, а что поможет нам ответить на вопрос? -На с. 7 учебника, откройте карту. Посмотрите условные обозначения. -Как обозначена территория Древнерусского государства? -Покажите друг другу данную территорию. -Выпишим название племен, которые объединялись в той последовательности как проходил маршрут Князя Олега. -В каком городе, он начал свой путь? -Столицей, какого племени был Новгород? -Какое славянское племя было присоединено следующим? -Прочитайте 3 вопрос. Ответим с помощью карты. Давайте вспомним, где расположены стороны горизонта на карте. С З В Ю -Работайте самостоятельно. -Проверка. –Вспомним, каким цветом обозначены соседние племена. -Прочитайте 4 вопрос. Посмотрите как в условных обозначениях, обозначались набеги на Русь. -Какой народ совершал набеги? -Ребята прочитайте про себя второй абзац. -Скажите, кто становится правителем государства? -От куда получал основные богатства князь? Полюдье – (ходить по людям) способ сбора дани, при котором князь объезжал территорию и собирал дань (налог). -Ребята, обратите внимание на картину внизу страницы. -Что там изображено? -Как выглядит князь и его дружина? -Как выглядят крестьяне? -Почему крестьяне платили дань? -Ребята, найдите на странице 12 рисунок. -Кто там изображен? Олег Рюрик Игорь Святослав (На доску) -Ребята, найдите в рабочих тетрадях на странице 5 номер 11. Вам необходимо составить предложения со словами Русь, великий князь, дружина, дань. -Обратите внимание во что они одеты, что у них находится в руках. -Почему изображение Олега помещено отдельно? Олег правил с 882 по 912 гг. Он совершал воинский поход на Византию, чем очень напугал жителей Царьграда и они запросили мира. Олег ставил и укреплял города, заботился о новом снаряжении дружины, пресекал споры, многое решал самостоятельно. За воинскую доблесть и ум народ прозвал его Вещим, т. е мудрым. -Ребята, давайте с вами составим план, который поможет нам в характеристики Олега. -У вас на столах лежат карточки со словами из них вам необходимо составить план. План характеристика князя: Имя Какой князь? Что сделал? Самый важнейший поступок. Историческое прозвище. После Олега стал править Игорь 912 – 945. Игоря сменил его сын Святослав. Расширил границы Древнерусского государства, подчинив племя уличей и способствовав основанию русских поселений на Таманском полуострове. Отразил набеги кочевников-печенегов. Организовал военные походы против Византии: 1) 941 г. - закончился неудачей; 2) 944 г. - заключение взаимовыгодного договора. Вот что летопись рассказывает об этих князьях. В 945 году князь Игорь с дружиной собрал дань с древлян. Отправив большую часть дружинников с добычей в Киев, он вновь пошел к древлянам. Они, узнав, что князь возвращается, решили так: «Если не убьем князя, то всех он нас погубит». Они перебили дружинников Игоря и его самого. | -Для защиты народа. -Смысл в том, что когда едино то сильно, а когда порознь то слабо. -Стремление защититься от набегов. Учащиеся читают по цепочке. -Русь – Древнерусское государство со столицей в городе Киеве. -Потому, что Киев столица государства. -Русь образовалась в 882 году. -Что послужило началом Древнерусского государства? -В каком веке это произошло? -Да, ответили. -Нет, не можем. -Нам поможет карта. -Обозначена зеленым цветом. -В Новгороде. -Словене - ильменские племени. -Кривичи, полочане, дреговичи, радимичи, вятичи, северяне, древляне, поляне. -Какие племена соседствовали со славянами? -Обозначены синим цветом. -C севера – Ведь, Водь -С востока – Мурома, Марийцы, Мордва, Меря. -Какие племена совершали набеги на Русь с юга? -Синей стрелочкой. -Печенеги. -Правителем государства становится киевский великий князь. -Основные богатства князь получал от сбора дани – полюдья. -На картине изображено сбор дани. -Князь одет богато, а его дружина в военную экипировку. -Они одеты очень скромно. -Потому, что князь и дружина защищали русскую землю. -Там изображены Великие князья: Олег, Рюрик, Игорь, Святослав Учащиеся составляют предложения. (На Руси великий князь, вместе с дружиной собирали с народов дань). -Олег не относился к династии Рюриковичей. 1. Олег 2.Мудрый, доблестный 3. Объединил, защитил, победил 4. Объединил Русь в 882 году 5. Вещий Игорь Организатор! Расширял, подчинял, воевал Организовал воинские походы против Византии Старый (т.к. начал править уже взрослым человеком) |
| | После княжения Игоря, стала править его жена Ольга. Традиция представляе6т ее волевой и осмотрительной государыней, хотя самой Ольге не были чужды жестокость и коварство. Она первая из русских правителей приняла христианство еще до крещения Руси, первая русская святая. После Ольги, стал княжить ее сын Святослав. Основную часть своей жизни русский князь Святослав провёл в боевых походах. Его первое боевое крещение состоялось в возрасте четырех лет. Князь был настоящим воином, а его дружина была мобильной, так как Святослав не брал с собою ни шатров, ни каких-либо удобств. Кроме того, князь пользовался авторитетом даже у врагов, так как никогда не нападал исподтишка, а предупреждал противника об нападении. Сообщение. Святослав ходил легко, как барс, в походах спал на земле, не имел шатра. Покорил он вятичей, сокрушил Хазарское ханство, сражался с греческим войском, превосходящим его дружину в 10 раз. «Не посрамим же земли Русской, ляжем костьми – мертвые сраму не имут! Я пойду впереди!» - сказал Святослав. В битве той победила русская дружина -Ребята, а с помощью какого оружия воевали дружинники? -Давайте по цепочке прочитаем ответ на этот вопрос в учебнике на странице 13. -Из чего делали лук? -Что насаживали на стрелы? -Что надевали на голову? -Чем защищали тело? -Ребята, обратите внимание на рисунки на странице 15. Самостоятельно прочитайте название каждого оружия и перескажите это своему соседу по парте. -Откройте рабочую тетрадь на странице 5 и найдите номер 12. Вам необходимо разгадать ключевое слово. Работаем самостоятельно. Проверка -Какое ключевое слово у вас получилось? Кольчуга- длинная, почти до колен, рубаха, сплетенная из металлических колец. -Ребята, как вы думаете какие были древние города на Руси? -Давайте по-ценочке прочитаем описание древних городов. -Что такое кремль? -Что такое Посад? Посад – часть древнерусского города, населенная ремесленниками и торговцами. Стены кремлей имели высоту до 20 метров и толщину несколько метров. Их не могли разрешить стенобитные устройства и пушечные ядра. Со сторожевых башен нападавших обстреливали из луков, ружей, пушек, обливали кипятком и горячей смолой. -Ребята, обратите на иллюстрации на странице 17. -Что у них общего? -Из чего построены? -Прочитайте текст учебника на странице 18 про себя. -Рассмотрите на рисунках на странице 19, как были устроены города-крепости в Древней Руси. -Откройте ТПО на с.8 и найдите номер 16. Вам необходимо назвать части города. Работаем самостоятельно. Взаимопроверка. -Пристань, торг торговище, посад, посадские улицы, кремль. | Ольга Волевая, осмотрительная Отомстила, упорядочила Приняла христианство Святая Учащийся рассказывает сообщение. Святослав Воин, Сражался, покорял -
-Оружие было простое: лук со стрелами, палица, булава, боевой топор, копье. -Из твердой и гибкой древесины ясеня или вязя, тетеву лука – их жил животных. -С одного конца насаживали острые металлические наконечники, с другого приклеивали окрашенные перья птиц, чтобы легче было найти их. -На голову надевали округлой формы шлем. -Тело защищали деревянным щитом, который был обшит кожей. 1-Топор 2-Шлем 3-Меч 4-Лук 5-Булава -Главное слово - Кольчуга -Мощная крепость. -У них у всех треугольная крыша. -Построены из кирпича. |