Конспект урока окружающего мира
УМК «Школа России» руководитель Плешаков А.А. Раздел: Природа
Тема: Про кошек и собак.
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: обобщение представление детей о домашних животных.
Задачи:
систематизировать знания о домашних животных;
познакомить с некоторыми породами кошек и собак их особенностями и роль в жизни человека;
выяснить, как ухаживать за кошками и собаками;
Продолжать развивать мышление: умение сравнивать, анализировать, делать выводы ( логические познавательные УУД);
способствовать развитию устной (монологической) речи и обогащению словарного запаса, совершенствовать общеучебные умения;
Умение оценивать свою деятельность и других (регулятивныеУУД)
воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним (личностные УУД).
Планируемый результат:
Должны узнать, отличительные особенности некоторых кошек и собак;
Особенности ухода за кошками и собаками и их роль в жизни людей;
Должны научиться различать несколько видов кошек и собак и пользоваться атласами-определителями, ухаживать за домашними питомцами;
работать в парах, осуществлять самооценку и взаимооценку.
Современные образовательные технологии: ИКТ-технологи, здоровьесберегающие, игровые.
Ресурсное обеспечение: А.А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс, первая часть. Презентация, атлас - определитель «От земли до неба» А. А. Плешаков.
Ход урока.
1.Организационный момент.
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно садиться!
2. Повторение изученного материала.
Скажите, пожалуйста, о ком вы говорили на предыдущих занятиях? (О животных.)
- О каких? (Свинки, попугаи…) Мы продолжим изучать домашних животных, но прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока, хочу предложить вам отгадать загадки, а отгадки будем записывать в кроссворд по вертикале.
Введение в тему урока
Загадки:
1) У меня есть к вам вопрос -
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая и жиром заплывая,
Подскажите мне друзья -
Как зовут её – ... (Свинья.)
2) Голодна - мычит,
Сыта – жует,
Малым ребяткам
Молочка дает. (Корова.)
3) Он кудрявый очень, очень,
Стать шашлыком совсем не хочет,
Среди ярок - великан,
Как зовут его? (Баран.)
4) На окошке пруд,
В нём рыбёшки живут
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков. (Аквариум.)
5) С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, но не корова,
С пухом, а не птица,
Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза.)
6) Надутый, баловень двора,
Он выступает важно.
О красоте его пера
Петух мечтает каждый. (Индюк.)
7)Важно по двору ходил
с острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
никакой не крокодил,
а индюшек лучший друг.
Удивительный ... (Индюк.)
Учитель. Про кого были все загадки? (Про животных.) А теперь посмотрите на нашу запись. Какое слово мы можем прочитать по горизонтали? (Собаки.)
- Скажите, с кем собаки часто ссорятся? (Скошками.)
- Так, кто может нам сказать, про кого мы сегодня будем говорить? (Про кошек и собак.)
- Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами.
Итак, какова тема нашего урока?
(Слайд 1-2)
Похлопайте в ладоши те, у кого эти животные есть дома?
3. Работа по теме урока
Общаясь каждый день со своими питомцами, вы, наверно, много знаете о них. Подумайте и обсудите то, что вам известно.
Стадия Осмысление содержания
Какие это животные? (Домашние.) А все ли кошки и собаки являются домашними животными? (…) Поможете решить эту проблему?
Учитель. У нас сегодня будет необыкновенный урок. Я предлагаю совершить небольшое путешествие в страну кошек и собак. Скажите, у кого дома есть кошки? А что вы знаете о кошках? (Это домашние животные, бывают разного окраса, разных пород.)
Поговорим о кошках.
(Фотографии кошек различных пород) (Слайд 3)
Посмотрите, какие из этих пород вам знакомы?
(По клику появляются названия пород: сиамская, персидская, домашняя)
Откройте учебники. Найдите второй абзац, прочитает вслух…остальные следят по своим учебникам.
Рассказ учителя.
На свете около 60 пород кошек.
В разные времена в разных странах по-разному относились к кошкам.
В Древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей всяческие почести. Случайное убийство каралось большим штрафом. Если кошка умирала сама, то её оплакивали, осыпали высушенными мышами.
А вот в Европе к кошкам было противоположное обращение, её преследовали, особенно не везло чёрным котам: полагали, что они приносят в дом несчастье.
На Древней Руси хозяйственные качества кошки впервые оценили церковнослужители. И поставили под защиту церковного закона.
К кошкам относились по-разному, кто-то любил, кто-то боялся и прогонял. Конечно же кошка не богиня, но и не ведьма, а обыкновенный зверь, но с необыкновенными качествами.
Все кошки хорошие охотники. Они одинаково хорошо видят днём и ночью. У домашней кошки долгая и славная история. Когда люди начали заниматься земледелием, зерно свозили в хранилища, тут-то и набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавиться от них человек приручил кошку. У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох, который производят мыши, и тотчас настораживается. Кошка очень чистоплотна и часто умывается. А знаете, почему? Кошки вылизывают не столько грязь, сколько… собственный запах. Иначе добыча по запаху может почувствовать опасность и скрыться. Кошка - свободолюбивое животное. Её не стоит принуждать делать то, чего она не хочет.
Рассказ учителя
У кошки есть свой «язык», состоящий более чем из 15 слов и множества интонаций. Есть звуки выражающие жалобу, просьбу, зов, удовольствие, вопрос.
Кошке важно как можно больше двигаться и играть.
Есть обычай, когда переезжают в новый дом, то первой пускают кошку.
А знаете ли вы, чем кормят кошек.
Основная пища для кошки – мясо, рыба, кисломолочные продукты, каши. Кошкам надо давать яблоки, цветную капусту и другие овощи и фрукты. Кормить кошку надо в одно и то же время, из одной и той же посуды.
4.Физкультминутка
А теперь давайте полаем на разных языках:
Английский: уау-уау
Греческий: гав-гав
Испанский: гуау-гуау
Немецкий: аву-аву
Польский: хау-хау
Русский: гав-гав
Французский: ау-ау
Шведский: вув-вув
Японский: ван-ван.
Гимнастика для глаз.
Кошки – хорошие охотники на мышей. Сейчас вам предстоит попробовать себя в роли кошек. Нужно проследить за мышкой одними глазами, не поворачивая головы.
(Учитель водит указкой, на кончике которой находится мышка)
Глазки отдохнули, теперь отдохнём сами.
Наш Барбос встаёт на зорьке
И к реке сбегает с горки.
Он весёлую зарядку
Любит делать по порядку.
Для начала: бег на месте,
Лапы врозь и лапы вместе.
Тренировка для хвоста,
А потом бегом с моста.
5. Продолжение темы
7) Поговорим о собаках (Слайд 5-21)
Собака – наш верный друг, прирученный человеком ещё в каменном веке. Считается, что предок домашней собаки – волк. Он был первым животным, которого человек принял в свой дом около 20 тысяч лет назад. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху. Собака же слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи. Постепенно человек приручил собак пасти и охранять стада овец и коров, помогать охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стеречь государственную границу, водить по улицам людей, потерявших зрение, служить биологам, спасателям и космонавтам, играть с детьми – всего не перечислишь.
- С течением времени человек вывел различные породы собак. В настоящее время их насчитывается около тысячи.
Все породы собак можно разделить на 3 группы.
(Служебные, охотничьи, декоративные)
Все охотничьи собаки выведены для охоты на зверей. Среди охотничьих собак есть крупные, а есть и совсем маленькие, такие как таксы. Коротенькие лапы и длинное туловище помогает им залезать в норы и выгонять лис.
Служебных собак специально обучают в «собачьих» школах специалисты кинологи.
Декоративные собаки для дома.
Розыскные и караульные.
6. Закрепление.
Правила ухода за кошками и собаками. (слайд 18-20)
Четвероногие друзья живут вместе с нами и нуждаются в нашей заботе, ласке, внимании. Если вы заводите домашнее животное, то вы должны знать правила содержания и ухода за животными. Вспомним их. (Парная работа).
А для этого возьмите карточки на ваших столах и выберите верные утверждения.
Необходимо помнить всегда
- Постарайтесь никогда не забывать слова писателя Антуана Сент-Экзюпери: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».
- Животных надо любить. Но при этом надо помнить, что домашние животные произошли от диких зверей, и могут быть опасны. Поэтому надо знать правила общения с домашними животными.
• Нельзя трогать кошек и собак, когда они едят. А так же если с ними находятся их детеныши.
• Нельзя гладить незнакомых собак, подходить к собаке, сидящей на привязи.
• Нельзя убегать от собаки. Этим вы приглашаете собаку поохотиться за убегающей дичью.
Собаки и кошки могут быть опасны для человека.
• Они могут вас сильно поцарапать и искусать. Известны даже случаи, когда кошка лишала человека глаза.
• От кошек и собак людям предаются болезни – лишай, чесотка, бешенство.
Бешенство – очень опасная болезнь, которая может возникнуть от укуса животного. От нее можно даже умереть.
Поэтому, после того, как вы погладили кошку или собаку. Обязательно надо помыть руки с мылом. Если же вас укусила кошка или собака, надо обязательно сказать взрослым.
- А что делать, если собака все-таки собирается напасть, может помочь твердо сказанное «Фу!», «Стоять!» или «Сидеть!»
Самое чувствительное место у собаки – нос. Иногда достаточно попасть в него, чтобы собака убежала.
7. Итог урока
- Что узнали интересного о кошках и собаках?
- Что нужно сделать, если вам хочется погладить чужую собаку?
- Можно ли убегать от собаки?
- Какие вы помните правила общения с животными?
- Что нужно сделать, если собака напала на вас? - Что вы узнали о кошках? Опасны ли они?
8. Домашнее задание.
1.Подготовить красивые рисунки кошек и собак.
2. Найти в дополнительной литературе интересные факты о жизни кошек и собак. Написать сочинение-повествование.
План
Порода.
Кличка
Внешний вид.
Особенности характера.
Твоё отношение к животным.
Викторина «Угадайте, о каких котах идет речь»
Как называется "общежитие" для собак? (Псарня.)
Эти шалунишки играют в кошки-мышки? (Том и Джерри)
Какая собака чаще всего мелькает на экране телевизора? (Филя из передачи "Спокойной ночи, малыши!")
Когда кот может выйти с четырьмя ногами, а вернуться с восемью? (Несет мышку в зубах.)
Как звали собачку, которая помогла вытянуть из земли очень большой овощ? (Жучка в сказке "Репка".)
Как-то однажды он стал главным в лесу. Взял в жены лису. (Котофеевич.)
Как называют дикую собаку? (Динго.)
Какой континент является родиной кошек? (Африка.)
Назовите ближайших родственников собак? (Волк и лиса.)
Какой кот носит постоянно черные очки? (Кот Базилио.)
Как звали собачку, которая сопровождала Элли в Изумрудный город? (Тотошка.)
В какой стране кошка является священным животным? (В Египте.)