Министерство образования и науки в Астраханской области ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Астрахань, 2022.
- обобщить знания учащихся, проверить усвоение материала по теме, систематизировать и обобщить представления учащихся по всемирной истории.
- развивать познавательную активность, умение рассуждать, делать выводы, развивать умение работать в группе.
- воспитывать уважение к историческому наследию, умение считаться с мнением товарищей.
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организационный момент. | -Здравствуйте ,ребята, меня зовут Елена Евгеньевна и сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! - Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке, присаживайтесь. | Приветствуют учителя , эмоционально настраиваются на урок. | Личностные: самоопределение Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | -Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, да не простое, а в путешествие воспоминаний. А отправимся мы на поездах по СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ РОССИИ. И так, мы с вами делимся на 3 команды, у каждой команды будет свой поезд. Наша поездка будет проходить в виде соревнования. На нашем пути будут станции, каждая из них прячет в себе несколько непростых заданий, которые нужно выполнить прежде чем достичь следующей. И так начнём наше путешествие. Станция с которой мы направляемся называется «Жизнь древних славян» и так первый вопрос от этой станции: 1)Кто является предками россиян, украинцев, белорусов? А)Западные славяне Б)Южные славяне В)Восточные славяне + 2)Одним из главных богов у восточных славян был: А)Посейдон Б)Зевс В)Перун + 3)Кто возглавлял племена восточных славян? А)Князья + Б)Вожди В)Цари 4)Каким образом была связана с природой жизнь славян? А)Они вырубали леса для строительства своих домов Б)Они охотились, ловили рыбу, занимались сбором мёда + В)Разводили диких животных 5)Какую местность выбирали славяне для строения жилья? А)В близи реки + Б)На полянах в лесах В)В поле | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. | |
| -Молодцы ребята, вот мы и прибыли на следующую станцию под названием «Во времена Древней Руси». Эта станция подготовила кроссворд. -Молодцы, какие вы все внимательные, вижу очень хорошо слушали учителя на уроках. | Отгадывают слова в кроссворде. | |
| -Вот мы и приехали на 3 станцию под названием «История Куликова поля» 1)Что произошло на Куликовом поле? 2)Кто с кем боролся? 3)Между какими реками проходила битва? 4)Что выплачивала Русь Орде? И с этим справились, молодцы. | Ответы детей: Битва. Дмитрий Донской против Ордынского правителя Мамая. Река Дон и его проток Непрядва. Дань. | |
| А вот мы приблизились к 4 станции, а чтобы узнать о чём или о ком эта станция нужно отгадать первую загадку. 1.Жил давно в России царь, Очень мудрый государь. Он на троне не сидел, Делал за день по 100 дел. Одержал побед не мало, Мореходом был бывалым: Он и плотник, и кузнец, Кто был царь тот удалец? (Пётр 1) -Теперь отгадайте город, в котором жил этот царь. 2.В болоте родился, Три раза крестился Я – город - герой Стою над Невой Триста лет тому назад Был построен этот град. В Невской дельте, средь болот. Здесь рождался первый флот. (Санкт – Петербург) -А теперь угадайте название реки, на которой стоит этот город. 3.На водах этой, вот реки Стоит известная «Аврора», Сумев в историю войти, Подав сигнал — сигнал террора. (Нева) -А теперь угадайте знаменитое сооружение. 4.И чего тут только нету Знаменитостей портреты Удивительные вазы Украшения в алмазах Раньше был он для царей, А теперь тут стал музей. Это наш, это наш Петербугрский………(Эрмитаж) -ребята, а скажите-ка мне под каким прозванием в истории остался царь Пётр 1? А)Грозный Б)Красное Солнышко В)Великий + Г)Мудрый | Отгадывают название станции в загадках | |
| Вот умнички, мы с вами преодолели уже 4 станции, на подходе 5 станция, она у нас не простая, она связана с научными знаниями, она ведь так и называется «Научный переполох». На этой станции побывал Незнайка и разбросал буквы имени учёного, которому принадлежит эта станция. Я предлагаю вам правильно расположить буквы, чтобы мы все-таки смогли узнать, что же это за учёный такой. МИХАИЛ – хаилМи Васильевич – льВаевичси Ломоносов – мосовЛоно 1)В какой город отправился Михаил Васильевич постигать науки? А)Киев Б)Москва + В)Санкт – Петербург Г)Новгород 2)Михаил Лермонтов был сыном: А)Дворянина Б) Князя В)Царя Г)Рыбака + Д)Кузнеца 3)По предложению Ломоносова Михаила Васильевича в Москве открыли: А)Парк Б)Музей В)Магазин Г)Университет + | Играют в игру «Собери имя учёного» Отвечают на вопросы. | |
| Какие же вы все молодцы, всё помните, значит хорошо слушали на уроках и на отлично выполняли домашние задания по этой теме. Мы проехали с вами половину пути, а сейчас мы остановимся на островке «Озорства» , и немного разомнёмся. «ВЕСЕЛО В ЛЕСУ» Зайцы утром рано встали Весело в лесу играли По дорожке прыг – прыг – прыг Кто к зарядке не привык (прыжки на месте) Вот лиса идёт по лесу Кто там скачет интересно (ходьба на месте) Чтоб ответить на вопрос Тянет лисонька свой нос (повороты головы в право - в лево) Но зайчата быстро скачут Как же может быть иначе (прыжки на месте) Тренировки помогают! И зайчата убегают (бег на месте) Вот голодная лиса (потягивание вверх руки) Грустно смотрит в небеса (наклоны головы вверх – вниз 2 раза) Тяжело вздыхает (вдох – выдох) Садиться, отдохнуть. Присаживайтесь на места. | Повторяют за учителем упражнения | |
| Продолжаем нашу поездку. Нас ожидает станция под №6, а называется она «Россия с 1920 по 1930 год) В 1922 году образовалось новое государство СССР. 1.Ребята, а как же расшифровывается СССР? А)Союз Советский Старых Республик Б)Совет Странных Сёл России В)Союз Советских Социалистических Республик + 2.Когда появилось новое государство? А)1914 Б)1907 В)1928 Г)1922 + 3.Сколько союзных республик вошло в состав СССР? А)25 Б)10 В)19 Г)30 Д)15 + 4.Что такое КОЛХОЗ? А)группы людей у которых общие интересы Б)группы людей, которых связывают родственные связи В)группа людей, работающих на всеобщее благо + Самые популярные фильмы, которые были выпущены в СССР: Москва слезам не верит; Кавказская Пленница или Новые приключения Шурика; Бриллиантовая рука; Иван Васильевич меняет профессию; Офицеры. Самые популярные мультфильмы, которые были выпущены в СССР: Дядя Стёпа; Мойдодыр; Ну погоди; Трое из Простоквашино; Винни – Пух; Бременские Музыканты. Кто из вас смотрел эти фильмы или мультфильмы поднимите руки, ага вижу. | Отвечают на вопросы станции | |
| Молодцы, мы с вами миновали ещё одну станцию, а сейчас мы прибыли к моей любимой станции №7, которая называется «…………», ой что-то я забыла. Давайте прочитаем пословицы и поговорки, может тогда я вспомню название. 1.1.Если хочешь мира, будь готов к войне. 1.2.Войной да огнём не шутят. 1.3.Кому война, а кому мать родная. 1.4.Война – это большое болото: легко влезть, но трудно выбраться. 1.5.Один в поле не воин. 1.6.Мир строит, война разрушает. 1.7.Миром дорожить – людям долго жить. 1.8.Друзья познаются в бою. 1.9.Худой мир лучше доброй брани. 2.0.Без смелости, не возьмёшь крепость. 2.1.Где смелость там и победа. 2.2.Для смелого солдата и рукавица граната. Как вы понимаете каждую из пословиц? -Молодцы ребята. Любит, уважать, защищать и беречь свою Родину и свой родной дом, это самое важное. 1)Ребята, а сколько дней длилась блокада Ленинграда? А-900 дней + Б-350 дней В-120 дней 2)За какой город начались ожесточённые бои в 1942 году? А-Ленинград Б-Москва В-Сталинград + 3)В какие годы происходила Великая Отечественная Война? А)1812-1814 Б)1941-1945 + В)1914-1918 4)Какой знак одевают в память об этом событии? А-знак отличия Б-Георгиевскую ленту + В-золотую медаль 5)В какой день стали отмечать День победы в Великой Отечественной Войне? А-9 мая + Б-7 ноября В-1 мая Какие молодцы, сразу видно патриоты страны в которой родились и живёте. | Читают пословицы и поговорки, и рассказывают как они их понимают. | |
| Вот пройдя трудные задания, вопросы и испытания мы прибыли на финальную 8 станцию нашего путешествия, но она не простая. Давайте отгадаем загадки и узнаем как-же называется эта станция. 1.1)В небе виден жёлтый круг И лучи, как нити, Вертится Земля вокруг, Словно на магните. Хоть пока я и не стар, Но уже учёный- Знаю, по – не круг, а шар Сильно раскалённый 1.2.)Ночью с Солнцем я меняюсь И на небе зажигаюсь. Сыплю мягкими лучами, Словно серебром. Полной быть могу ночами, А могу ведь и серпом. 1.3.)Я лечу вокруг Земли Отражаю вниз сигнал Чтобы зрители могли Принимать телеканал 1.4.)стремительно мчится Учёная жар-птица. Тело-броня Хвост-из огня Команду с Земли Услышит в дали И чётко приказ Исполнит в то же час. Как смерч, налетит И цель поразит. Жар-птицы повадки Развить без оглядки 1.5.)Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, тёмный странный, В нём живут Вселенные, звёзды и кометы, Есть и обитаемые, может быть планеты (КОСМОС) -Ребята, а как звали первого в СССР космонавта? -А как назывался космический корабль? -А когда-же произошло это событие? Правильно, теперь каждый год 12 апреля отмечается праздник, который называется…… -Молодцы, нок сожалению ровно через 30 лет после этого грандиознийшего события Советский Союз прекратил своё существование, а кто мне скажет, что случилось с теми республиками, которые входили в состав СССР? | Отгадывают загадки, чтобы узнать как называется станция, на которую мы прибыли. (СОЛНЦЕ) (ЛУНА) (СПУТНИК) (РАКЕТА) Юрий Алексеевич Гагарин. Восток 12 апреля 1961 года День Космонавтики Эти республики стали независимыми государствами. | |
| Вот мы с вами и достигли финальной станции нашего путешествия. А сейчас я предлагаю вам подвести итоги нашего путешествия-соревнования по Страницам Истории России. Каждая команда подсчитывает количество фишек набранных за всё наше большое путешествие. Молодцы, сегодня внимательной и быстрой была команда под № . А остальные не расстраивайтесь, в следующий раз не будите допускать ошибок, и будите немного по внимательнее, и тогда у вас все получиться. | | |
РЕФЛЕКСИЯ | Поднимите руки те кому понравился урок и кто без каких-либо трудностей справился со всеми испытаниями. Ага, теперь поднимите руки те, кому понравился урок, но были некоторые трудности при прохождении и выполнении заданий. Тааак, а сейчас поднимите руки те, кому совсем не понравился урок, кому было скучно и не интересно на уроке. -Хорошо таких нет, я очень рада. Вы сегодня все большие молодцы, все старались показать свои знания. Спасибо вам за такой необычный, интересный урок и за ваше активное участие. До свидания. | | |